Проблемы развития рынка лекарственных средств в современной России
Отставание продолжительности жизни и сроков активной деятельности населения России от аналогичных показателей развитых государств связано не только с недостаточным уровнем жизни населения, проблемами в области профилактики и лечения заболеваний, но и с ситуацией, сложившейся в стране с обеспечением населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями, предоставлением им качественных услуг по лечению и профилактике заболеваний.
Ускоренное развитие технологий и неизбежно усиливающаяся специализация в научных разработках зачастую приводят к определенной организационной и информационной разобщенности разработчиков, производителей лекарственных средств и врачей, то есть, по всей цепочке обращения товаров и услуг медицинского назначения. Очевидно, что только тесное сотрудничество специалистов науки, производства и практикующей медицины способно поставить заслон опаснейшим заболеваниям, с которыми человечество столкнулось на рубеже тысячелетий. По данным ВОЗ, ежегодно в мире от инфекционных и паразитарных болезней (считающихся данной организацией первой причиной преждевременной смертности в мире) умирает примерно 51 млн человек. В Российской Федерации ежегодно регистрируется около 35 млн случаев инфекционных заболеваний (свыше 25% населения). Связанные с этим прямые и косвенные экономические потери составляют примерно 15 млрд рублей в год.
Отсутствие стратегии и программы развития отрасли, перепрофилирование при приватизации научных организаций, банкротство федеральных предприятий, снижение инвестиционной активности, новации в законодательстве (отмена льгот по налогу на прибыль, на НДС, инвестиционной льготы) явились основными причинами потери конкурентоспособности отечественной продукции и, как следствие, большая часть потребности российского здравоохранения стала удовлетворяться за счет лекарственных препаратов и медицинских изделий импортного производства.
Основными проблемами отрасли продолжают оставаться отставание от мирового уровня технологической базы, низкий уровень инновационной активности российских компаний, выпускающих медицинскую продукцию. Сектор исследования и разработок практически не востребован промышленностью, так как до сих пор не воссоздана эффективная инновационная инфраструктура, поддержанная необходимыми инвестициями. Технологический разрыв приобрел системный характер и является одним из главных факторов низкой конкурентоспособности отечественной фармацевтической и биотехнологической продукции.
Вместе с тем, достигнутая макроэкономическая стабильность в России позволяет перейти к активной технологической модернизации предприятий названных отраслей, позволяющей обеспечивать их инновационное развитие. Устойчивый экономический рост в фармацевтической и биотехнологической промышленности, повышение конкурентоспособности медицинской продукции, выход на мировые рынки могут быть обеспечены постоянным обновлением основных производственных фондов, непрерывной инновационной деятельностью, развитием институциональных преобразований.
В настоящее время в России выпуском готовых лекарственных средств занято свыше 600 предприятий, имеющих лицензии на право производства лекарственных препаратов. Значительная часть из них производит однотипную продукцию по устаревшему на десятилетия ассортименту, а также продукцию, которую можно только условно отнести к фармацевтической. Из их числа реально и устойчиво работают в настоящее время менее двухсот отечественных фармацевтических предприятий, обеспечивающих около 90% российского сегмента отечественного фармацевтического рынка. Но только не более 20 из них могут работать по стандарту GMP (Good Manufacturing Practice). При этом они работают, как правило, на 30-40%, т.е. имеют огромный резерв роста.
1 января 2005 г. истек пятилетний срок, установленный Минздравом России (приказ Минздрава России и Минэкономики России N 432/512 от 03 декабря 1999 г.) для внедрения правил GMP - ОСТ 42-510-98 (в реализуемой Федеральной целевой программе "Развитие медицинской промышленности на 1998 и 2000 годы и на период до 2005 года". Но выполнить это директивное требование смогли немногие. В настоящее время в России отсутствуют материально-технические и инвестиционные предпосылки для массового перехода предприятий производителей фармацевтической продукции на работу по стандарту GMP. Требования данного стандарта касаются осуществления разработки новых лекарственных средств, проведения всего цикла исследований, предшествующих запуску препарата в производство и последующую реализацию. Как положительный пример можно назвать инициативу российского лидера фармацевтической отрасли - холдинга "Фармстандарт", приступившего с 2006 г. к промышленному выпуску генно-инженерного человеческого инсулина. Мощности данной компании смогли бы обеспечить выпуск 7,7 млн единиц данного препарата при потребности государственных программ Российской Федерации в 5,9 млн единиц*(1).
Таким образом, можно выделить следующие неблагоприятные тенденции отечественной фармацевтической промышленности:
- разрыв вертикальных связей между научными исследованиями и производством лекарственных средств;
- деградация производственной базы и, как следствие, полная утрата конкурентоспособности субстанций и лекарственных препаратов отечественного производства как на международном, так и на внутреннем рынках;
- недостаточная поддержка фундаментальных и прикладных исследований в областях поиска новых антимикробных препаратов, а также разработки и совершенствования технологий производства субстанций антибиотиков и других жизненно важных лекарственных средств;
- физическое старение и угроза распада научных коллективов;
- отсутствие специализированных программ поддержки исследований, направленных на создание лекарственных средств нового поколения.
Это во многом объясняет крайне низкую долю (около 23%) российских препаратов в структуре закупок по программе ДЛО, а также низкую среднюю стоимость лекарств в аптечных продажах ($1,6) по сравнению со средней стоимостью закупок по программе ДЛО ($6,2).
Основными сегментами российского рынка лекарственных средств являются: аптечный; госпитальный; дополнительных лекарственных средств (ДЛО). Состояние рынка характеризуется двумя основными чертами: предельно высокой долей импорта и преобладанием среди поставляемой продукции устаревших и потерявших клиническую эффективность субстанций и готовых лекарственных средств. Соотношение импортных и отечественных препаратов в этих сегментах по результатам 1-го полугодия 2007 г. представлено на рис. 1.
В настоящее время на российском рынке присутствует около 400 иностранных поставщиков из более чем 50 стран. На поставки их стран Западной Европы пришлось 58% ввезенной в Россию фармацевтической продукции.
Импортируемые в Россию препараты и их субстанции можно разделить на три основные группы. К первой относятся дорогостоящие инновационные препараты, доступные незначительной части населения, производимые компаниями - лидерами мирового рынка, представляющими ведущие страны Запада, в первую очередь США - Pfizer, Merck, Eli Lilly и др., а также такие крупнейшие зарубежные производители, как Bristol-Myers Squibb, Sanofi-Aventis (Франция), Bayer (Германия), Gedeon Rihter и др. Препараты этой группы характеризуются максимальными показателями эффективности.
Среди препаратов-дженериков можно выделить две группы - препараты 20-40-летней давности, уровень эффективности которых значительно уступает современным инновационным препаратам и должен рассматриваться на сегодняшний день как неприемлемый. Именно препараты этой группы составляют в физическом выражении основной объем рынка на сегодняшний день. Эти препараты поставляют в основном средние и мелкие отечественные и зарубежные компании. При этом речь идет только о фасовке готовых форм и производстве препаратов из импортных субстанций. В настоящее время в Россию ввозится около 400 наименований субстанций из 60 стран (в основном из Индии, Китая, стран Европы), среди которых перспективными признается только половина. Отечественный сегмент рынка характеризуется преобладанием препаратов, запущенных в производство более 20-30 лет назад. Доля современных высокоэффективных препаратов минимальна.
К третьей группе относятся препараты, недавно вышедшие из под патентной защиты, или (что еще более перспективно) те, которые выйдут из под защиты в ближайшие годы. По своей эффективности эти препараты близки к инновационным.
Таким образом, на российском рынке существует явный дефицит современных эффективных препаратов-дженериков, которые хотя и несколько уступают наиболее современным инновационным препаратам, но тем не менее способны обеспечить высокий уровень защиты населения в экстремальных ситуациях.
Следует отметить, что в структуре спроса на российском фармацевтическом рынке произошел существенный сдвиг в сторону предпочтения потребителями более дорогих препаратов. В частности, если в 1996 г. доля верхнего ценового сегмента (от $10 и выше) не превышала 23%, то в 2005 г. на долю этих препаратов приходится свыше 1/3 рынка в денежном выражении. При этом средняя стоимость упаковки за последние 10 лет выросла более чем в четыре раза, с $0,4 в 1996 г. до $1,7 в 2005 г.*(2)
На международном фармацевтическом рынке подавляющая часть потребляемых лекарственных средств приходится либо на оригинальные препараты, срок патентной защиты которых, как правило, составляет 20 лет, а стоимость разработки и продвижения на рынок - от 50 до 500 млн.долларов, либо на "брэнд-дженерики", выпускаемые под известными торговыми марками, стоимость лицензии на которые также исчисляется миллионами долларов.
Емкость фармацевтического рынка РФ в 2006 году составила 331 млрд. рублей (на 30% выше, чем в 2005 году) и 12,2 млрд долларов (на 35% выше, чем в 2005 году), что является вторым показателем в мире по темпу роста фармацевтического рынка среди крупных стран *(3).
Основным фактором, влияющим на рост фармацевтического рынка в последние два года, стало государственное финансирование закупок лекарственных средств. Так, доля государственных закупок ЛС по программе ДЛО и госпитальном сегменте увеличилась на 70% и составила 97,8 млрд рублей ($3,6 млрд), а средняя стоимость одной упаковки ДЛО в 2006 году по сравнению с 2005 годом выросла более чем в 2 раза и составила около 320 рублей. В 2006 году государство на каждого льготника, получавшего лекарства по программе ДЛО, потратило в 7 раз больше - порядка 8000 руб. (или около $300), в то время как средний россиянин из собственных средств потратил на лекарства 1150 руб. (или $42)*(4).
Основную долю в емкости фармацевтического рынка занимают продажи через аптеки готовых лекарственных средств (ГЛС) - 49%. В 2006 году их было продано на сумму 163,5 млрд руб. (что на 11% выше, чем 2005 году) или 6,02 млрд долларов (что на 15% выше, чем 2005 году). При этом в натуральном выражении потребление лекарств снизилось на 5% и составило 3,7 млрд упаковок. Вторым по значимости фактором роста рынка стал сегмент парафармацевтики, увеличившийся в 2006 году на 37% (составил 64 млрд руб.)*(5).
По прогнозам DSM Group, объем фармацевтического рынка России в 2007 году составит около 360 млрд руб. ($14 млрд). При этом ожидается, что в 2007 - 2013 гг. фармацевтический рынок будет расти в среднем на 18% в год*(6). Согласно другому прогнозу развития отрасли, сделанному директором по маркетинговым исследованиям ЦМИ "Фармэксперт" Д. Мелик-Гусейновым на конференции "Проблемы и перспективы развития аптечной службы России" (15 сентября 2007 г.), к 2020 г. темпы роста фармрынка могут составить 12-13% (при инерционном сценарии развития экономики страны) и 18-22 (при инновационном сценарии развития). При этом, по его мнению, при любом сценарии развития экономики страны к 2020 г. до 80% фармрынка будут контролировать аптечные сети*(7).
Вместе с тем, динамические показатели темпов роста производства российских медикаментов в настоящее время имеют тенденцию к снижению. В частности, отечественные фармкомпании в 1-м полугодии 2007 г. выпустили медикаментов на сумму $1063 млн, что лишь на 4% превышает аналогичный показатель за минувший год, а в рублевом выражении динамика отрицательная (2%)*(8).
С одной стороны, эти данные можно, вероятно, объяснить тем, что фаза экстенсивного количественного роста, стимулированная реализацией программы ДЛО, сменилась периодом более глубоких качественных преобразований в данной сфере экономики, временными издержками, обусловленными ростом капитализации ведущих компаний. С другой стороны, именно в этот период произошли события, на которые данный рынок не мог не отреагировать. К ним в первую очередь следует отнести:
- Кризис поставок медикаментов по программе ДЛО в субъектах РФ, что вызвало широкий общественный резонанс, отразившийся на всей структуре фармрынка, изменивший порядок государственного финансирования программы ДЛО (в частности, можно указать на приказ о снижении средних торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства) и вызвавший ряд кадровых перестановок в структурах Министерства здравоохранения и социального развития России.
- Переход в начале года от обязательной сертификации лекарственных средств к декларированию их соответствия качеству.
- Инициативы по реализации проектов по созданию государственных фармацевтических холдингов.
- Увеличение количества сделок по слиянию и поглощению во всех сферах обращения медикаментов (от их производства до реализации).
В настоящее время медицинская промышленность, в том числе по производству лекарственных средств, обеспечивает 0,7% общего объема промышленного производства в стране, доля продукции отрасли в валовом внутреннем продукте составляет 0,5%. Доля валютной выручки от экспорта продукции отрасли в объеме выручки страны составляет 0,07%. Доля налоговых платежей, осуществляемых предприятиями отрасли в консолидированный бюджет Российской Федерации, составляет около 0,4%. Доля государственных инвестиций, направленных на развитие медицинской промышленности, от общего объема инвестиций в промышленность составляет 0,11%.
Финансовое состояние многих предприятий отрасли определяется в последние годы неурегулированностью взаимных расчетов: увеличением кредиторской, дебиторской задолженности, уменьшением долгосрочных финансовых вложений, ростом заемных средств. Степень износа всех основных фондов на конец 2005 г. составила в производстве фармацевтической продукции 44,0%, степень износа машин и оборудования - 53,0%. Активная часть основных фондов, определяющая эффективность их использования, составила 53,7%.
Таким образом, в условиях становления рыночной экономики отечественная фармацевтическая отрасль пришла в состояние затяжного спада, обусловленного:
распадом привычных кооперационных связей, как внутри страны, так и с зарубежными партнерами;
ускоренным и несбалансированным ростом цен на потребляемые предприятиями отрасли ресурсы (сырье, электроэнергию, транспортные перевозки);
кризисным состоянием многих производств малотоннажного химического сырья и субстанций для фармацевтической промышленности;
деградацией производственной базы;
недостаточной поддержкой фундаментальных и прикладных исследований в областях поиска новых препаратов, а также разработки и совершенствования технологий производства субстанций и лекарственных средств.
Начиная с середины 90-х годов разрозненные ранее фармацевтические предприятия стали интегрироваться в холдинги (в частности, ОАО "Органика", ОАО "Асфарма", ЗАО "Верофарм", ОАО ХФК "Акрихин", ЗАО "Брынцалов А", "Отечественные лекарства" и другие). Однако, наращивать им продукцию помешало значительное падение цен на импортные субстанции. В результате, переключение предприятий с отечественных на импортные субстанции способствовало их переориентации на производство ГЛС. Вместе с тем, если производство традиционных препаратов-дженериков на этом сырье за последние 10 лет стабилизировалось и даже стало расти, то доля инновационной продукции, производимой по современным технологиям мирового уровня, упала в России до 15-20%.
В настоящее время действующие в России химико-фармацевтические предприятия производят менее 25% реализуемых на территории России препаратов, и ассортимент большинства этих препаратов давно устарел.
Поэтому перед отечественными предприятиями всех трех составляющих фармацевтического рынка (производства, дистрибуции и розницы) стоит задача существенных организационных и технологических преобразований.
Так, целесообразным является решение задачи восстановления отечественной индустрии по производству высококачественных субстанций для лекарственных средств. Эта задача потребует не только восстановления утраченных кооперационных связей с химической и микробиологической промышленности, но и реконструкции и модернизации производства, основная база которого сложилась еще в 60-е - 80-е годы. При этом, несомненно, следует учитывать, что основным условием выхода на внешние рынки реализации продукции (без чего развитие предприятий будет ограниченным) является соответствие производственной базы и выпускаемой продукции требованиям GMP. Однако до настоящего времени только единичные фармпредприятия подтверждают условия соответствия требованиям данного стандарта. Например, холдинг "Протек", построенный по принципу вертикальной интеграции, с 2005 г. ввел в строй первый в России завод, осуществляющий производство ампульных форм по стандартам GMP. В настоящее время в России отсутствуют материально-технические предпосылки для массового перехода предприятий производителей фармацевтической продукции на работу по стандарту GMP.
Естественно, что только принадлежность к крупным корпоративным структурам, построенным по холдинговым принципам, может позволить привлечь инвестиции, необходимые для модернизации отечественных производств фармпродукции. Так, ОАО "Нижфарм" в декабре 1998 года приобрело стратегического партнера в лице Европейского банка реконструкции и развития, инвестировавшего в развитие производства данного холдинга $10 млн. Использование полученных инвестиций позволило "Нижфарму" реструктурировать свое производство и выполнить условия GMP для своей продукции.
Все это интенсифицировало в рассматриваемой отрасли процесс образования новых отечественных холдингов, в число которых в последние годы добавились: "Отечественные лекарства" ("Красфарма", "Новосибирскхимфарма" и "Щелковский витаминный завод") и "ФармТЭК" (курганский "Синтез", пензенский "Биосинтез" и мордовский "Биохимик") и многие другие. В табл. 1 приведен рейтинг российских производителей фармсредств по совокупным итогам деятельности в 1-м полугодии 2006 г. Как следует из таблицы, средний уровень соответствия продукции ведущих фармацевтических холдингов России требованиям международных стандартов GMP и ISO составляет в настоящее время только 31,7%, хотя у компаний, не объединенных в холдинги, он существенно ниже.
По данным DSM Group, аптечный рынок России развивался в последние годы достаточно динамично (рис. 1)*(9).
Таблица 1
Рейтинг российских фармацевтических компаний по совокупному показателю
Рейтинг | Компания | Местонахождение головного офиса |
Динамика о реализации отношению к 1-му полугодию 2006 г. |
Доля продукции, выпущенной в соот- ветствии с GMP, % |
Наличие сертификата ISO |
|
1-е полугодие 2007 г. |
1-е полугодие 2006 г.* |
|||||
1 | ФАРМСТАНДАРТ | Москва | + | 66 | 54,9 | н.д. |
2 | Отечественные лекарства |
Москва | - | - | - | - |
3 | ВЕРОФАРМ | Москва | + | 59 | 32,9 | н/д |
4 | МАКИЗ-ФАРМА | Москва | + | 100 | н/д | + |
5 | НИЖФАРМ | Нижний Новгород | s | 100 | 100 | + |
6 | СОТЕКС | Москва | + | 100 | 100 | + |
7 | ФАРМ-СИНТЕЗ | Москва | + | - | - | + |
8 | АЛТАЙВИТАМИНЫ | Бийск | + | - | - | + |
9 | ФАРМСИНТЕЗ | С.-Петербург | s | 100 | н/д | - |
10 | ФАРМАКОР ПРОДАКШН |
С.-Петербург | + | 100 | 9,3 | + |
11 | ЭКОЛАБ | Московская область | s | - | 51,9 | + |
12 | ФАРМАСИНТЕЗ | Иркутск | - | - | - | - |
* Данная графа добавлена автором из источника: ЦМИ "Фармэксперт": http://www.pharmexpert.ru/articles/?id=167&type=r | |
Условные обозначения:
+ увеличение объемов продаж более чем на 5%.
- снижение объемов продаж более чем на 5%.
s изменение объемов продаж в пределах +/- 5%.
Источник: ЦМИ "ФармЭксперт" (www.pharmexpert.ru)
Вместе с тем, на данном, достаточно дифференцированном (в отличие от дистрибуции) рынке пока доминируют частные аптечные сети (рис. 2). Следовательно, здесь можно ожидать существенных изменений, связанных со слияниями и поглощениями сетевых структур с участием крупных холдинговых корпораций (в т.ч. построенных по вертикальному принципу, предусматривающему охват всей цепочки ценностей: от производства фармпрепаратов до их реализации).
Рост отечественного фармрынка также связан с усилением прямого инвестирования российских предприятий со стороны транснациональных фармацевтических холдингов. Иными словами, можно констатировать в рассматриваемой отрасли тенденцию к усилению интеграционного процесса, которую может еще более усилить предполагаемое вступление России в ВТО. В качестве примера расширения участия иностранных компаний на российском фармрынке можно назвать завершившуюся недавно сделку Германской фармацевтической компанией Stada Arzneimittel AG (при посредничестве ее российского подразделения - ОАО "Нижфарм", приобретенного в 2004 г.) по покупке одного из наиболее динамично развивающегося российского фармхолдинга "Макиз-фарма"*(10) По результату сделки предполагается, что объединенная компания войдет в топ-15 крупнейших производителей российского рынка с долей 1,4% (в то время, как по результатам 2006 г. доля лидера отечественной фарминдустрии компании "Фармстандарт" составляла 2,4%, а крупнейшей зарубежной компании, действующей на российском рынке, Sanofi-Aventis - около 5%). По мнению экспертов, данное объединение должно быть успешным и в продуктовом плане, поскольку их маркетинговые портфели не пересекаются, а дополняют друг друга (так "Нижфарм" имеет сильные позиции на коммерческом рынке, а "Макиз-фарма" - в секторе государственных закупок).
В настоящее время в России сложились объективные предпосылки, говорящие о необходимости создания на базе существующих государственных унитарных предприятий, учреждений и коммерческих организаций фармацевтического холдинга, в рамках которого стало бы возможным разрешить ряд проблем, возникших в фармацевтической индустрии.
К важнейшим факторам, говорящим в пользу необходимости создания фармацевтического холдинга с участием государства, на наш взгляд, относятся:
- продолжающееся ежегодное снижение доли российских лекарственных средств на отечественном рынке, снижение управляемости фармацевтического рынка, преимущественно, за счет фактической монополизации зарубежными производителями отдельных его сегментов;
- преобладание на рынке морально устаревших препаратов, запущенных в производство еще в 70-80-е годы;
- минимальная доля производимых современных высокотехнологичных препаратов, связанная с отсутствием достаточного инвестирования, в том числе отраслевой науки;
- практически полное прекращение производства отечественных субстанций;
- минимальный уровень производств, аттестованных по стандартам GMP и ISO (за исключением ведущих компаний);
- присутствие на рынке контрафактной и фальсифицированной продукции в размере от 7 до 15% (по разным данным) от общего объема продаж.
Так, по данным Федерального агентства по промышленности, в настоящее время более 75% от общего объема продаж лекарственных средств на рынке России приходится на импортные препараты и только 5% готовых лекарственных средств производится на основе отечественных субстанций, в то время как в 1998 году доля импорта не превышала 40%. Более того, на рынке России практически отсутствуют жизненно необходимые лекарственные средства отечественного производства, имеющие большое значение для безопасности страны: инсулин, противотуберкулезные, онкологические и обезболивающие препараты, антибиотики нового поколения.
Следовательно, обеспечение потребности России в лекарственных средствах является одной из приоритетных задач в сфере здравоохранения, химической и биологической безопасности государства. Подтверждением озабоченности государства решением данной проблемы является принятие "Основ государственной политики в области химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" от 4 декабря 2003 г. N Пр-2194, а также Федеральной целевой программы "Национальная система биологической и химической безопасности Российской Федерации на 2006-2010 годы".
Целесообразность создания на базе существующих государственных унитарных предприятий, учреждений и коммерческих организаций фармацевтического холдинга связана с его очевидными преимуществами по сравнению с иными формами организации бизнеса, подтвержденными мировым и отечественным опытом.
Эффект объединения государственных унитарных предприятий, учреждений и коммерческих организаций в холдинговую компанию (синергетический эффект) состоит в том, что возможности всех участников фармацевтического холдинга (равно, как и любого другого) становятся больше, чем простая сумма возможностей каждого из участников.
Следовательно, возрождению отечественного фармацевтического производства, как ключевого звена в цикле обращения лекарственных средств, числе прочего, на наш взгляд, может способствовать консолидация научных и производственных организаций в условиях образования новой холдинговой структуры с участием государства, ориентированной на:
- объединение ресурсов для наиболее эффективной разработки и производства лекарственных средств;
- ускорение технической модернизации производств и внедрение международных стандартов GMP и ISO;
- создание на базе нескольких производящих компаний компании-лидера российской фармацевтической отрасли и конкурентоспособного участника мирового фармацевтического рынка;
- сохранение и эффективное развитие научно-производственного потенциала отечественной фармацевтической отрасли.
Широкое присутствие на российском рынке лекарственных средств зарубежных компаний, с одной стороны, способствует повышению уровня конкуренции (особенно в сфере их производства), в результате чего наибольшего прогресса добиваются предприятия, модернизирующие производство, активно обновляющие ассортимент и совершенствующие маркетингово-сбытовую деятельность, создающие условия для внедрения международных стандартов GMP и ISO, активно внедряющие современные информационные технологии (IT). С другой стороны, это тормозит развитие производства отечественных лекарственных препаратов, так как зарубежные компании обладают более мощным научно-производственным потенциалом, капиталом и сырьевыми возможностями (субстанциями), что позволяет им монополизировать рынок по некоторым направлениям или при необходимости резко снижать цены. Поэтому сегодня от государства требуется проведение срочных мер по возрождению отечественной фармацевтической промышленности, так как способность страны воспроизвести и обеспечить своих граждан всеми необходимыми лекарствами является одной из составляющих частей национальной безопасности.
С.В. Болл,
профессор Санкт-Петербургского государственного
университета сервиса и экономики
"Главврач", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Матвеева А. Несколько шагов от насморка до онкологии // Эксперт, N 19, 21-27 мая 2007, с. 35.
*(2) http://www.mee.ru/opinions/o18.12.06.72.html
*(3) http://medvesti.ru/d/5090
*(4) http://medvesti.ru/d/5090
*(5) http://medvesti.ru/d/5090.
*(6) marketing.rbc.ru/rev_short/31423213.shtml - 51k - 22 июля 2007.
*(7) www.pharmexpert.ru
*(8) www.pharmexpert.ru
*(9) Москаленко Л., Шулакова О. Эффект плацебо:// Эксперт, N 29, 14-20 августа 2006, с. 22-23.
*(10) Костина Г. Stada поглощает русские таблетки// Эксперт, N 33, 10-16 сентября 2007, с. 43.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru