г. Санкт-Петербург |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А56-71679/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4975/2013) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2013 по делу N А56-71679/2012 (судья Глумов Д.В.), принятое
по заявлению ООО "МИТЛАЙТ"
к Балтийской таможне
о признании незаконными действий таможенного органа
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МИТЛАЙТ": 107553, г. Москва, ул. Амурская, д.1, к.6, ОГРН 1027739009110 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, 32-А, ОГРН 1037811015879 (далее - таможенный орган), выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных по ДТ N 10216110/17022012/0007325, N 10216120/140512/0023274 таможенных платежей и пошлин, обязании таможенного органа восстановить нарушенные права общества путем принятия таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10216110/17022012/0007325, N 10216120/140512/0023274 по цене сделки с ввозимыми товарами, возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 369787 руб. 56 коп. по указанным ДТ на расчетный счет общества.
В ходе судебного разбирательства общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявило об уточнении заявленного требования и просило признать незаконными действия таможенного органа, выразившиеся в отказе от возврата излишне уплаченных по ДТ N 10216110/170212/0007325, N 10216120/140512/0023274 таможенных платежей и пошлин, обязать таможенный орган восстановить нарушенные права общества путем принятия таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10216110/170212/0007325, N 10216120/140512/0023274 по цене сделки с ввозимыми товарами, возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 369787 руб. 20 коп. по указанным ДТ на расчетный счет общества.
Уточнение заявленных требований принято судом.
Решением от 16.01.2013 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Балтийская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2013 по делу N А56-71679/2012 и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку решение об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможенным органом не принималось, а заявление общества оставлено без рассмотрения, то у таможенного органа отсутствуют основания для возврате денежных средств.
До судебного заседания от общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в порядке статьи 156 АПК РФ, в отсутствие его представителя.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению дела.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, общество на основании контракта от 06.09.2011 N 265/11, заключенного с компанией KRONOS S.A., Греция, по декларациям на товары N 10216110/170212/0007325, N 10216120/140512/0023274 (далее - ДТ) ввезло на территорию Российской Федерации персики консервированные (далее - товар).
Таможенная стоимость товаров определена обществом по первому методу определения таможенной стоимости "по стоимости сделки с ввозимыми товарами" в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1).
Для подтверждения таможенной стоимости ввозимых товаров обществом в соответствии с Приказом ФТС РФ от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (далее - Приказ N 536) были представлены все необходимые для таможенного оформления документы.
Однако таможенный орган посчитал представленные документы и сведения недостаточными для принятия решения по заявленной таможенной стоимости, в связи с чем, принял решение о проведении дополнительной проверки, которым предложил обществу в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) представить в срок до 18.03.2012 дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ.
Несмотря на полноту сведений, представления всех необходимых документов по ДТ, таможенный орган посчитав, что метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами не применим, принял решения о корректировке таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость товаров была определена по 6 (резервному) методу на базе метода 3, в результате чего обществу доначислены таможенные платежи на общую сумму 368572 руб. 16 коп., а также выставлено требование об уплате таможенных платежей от 23.03.2012 N 536-О на уплату пени в размере 1215 руб. 04 коп., всего доначислено 369787 руб. 20 коп.
Списание 369787 руб. 20 коп. произведено из авансовых платежей, перечисленных обществом на счет ФТС России платежным поручением от 16.02.2012 N 146, 147, от 17.04.2012 N 337, от 26.04.2012 N 404,405. Факт списания таможенным органом денежных средств в размере 369787 руб. 20 коп. заинтересованным лицом не оспаривается и подтверждается актом сверки расчетов.
Посчитав действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных заявителем по указанным выше ДТ, не соответствующим положениям действующего законодательства, общество в соответствии со статьями 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) обратилось в таможенный орган с заявлениями от 27.08.2012 N 291, N 292 о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Таможенный орган в письме от 13.09.2012 N 15-05/30144 о рассмотрении заявления сообщил обществу, что его заявления подлежат возврату без рассмотрения.
Считая незаконными действия таможенного органа, выразившиеся в отказе от возврата излишне уплаченных по ДТ таможенных платежей и пошлин, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришел к выводу о том, что таможенный орган незаконно осуществил действия по корректировке таможенной стоимости товаров по спорным ДТ, и неправомерно не произвел возврат излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению общества.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции признал жалобу Балтийской таможни не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" (далее - Соглашение), заключенного между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 настоящего Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
В соответствии с частью 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и предоставляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (статья 66 ТК ТС).
Согласно статье 67 ТК ТС по результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии с положениями статьи 68 ТК ТС.
В соответствии с частью 1 статьи 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.
Таким образом, в случае отсутствия ограничений для использования стоимости сделки с товарами в качестве таможенной стоимости, предусмотренных статьей 4 Соглашения, и отсутствия факта заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости, таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с ними.
Из материалов дела усматривается, что общество для подтверждения заявленной в ДТ таможенной стоимости товаров представило в таможню документы, предусмотренные статьей 183 ТК ТС: внешнеторговый контракт с приложениями к нему, инвойсы, счет-проформу.
Представленными обществом документами подтверждаются наименования, ассортимент и цена товаров, ввезенных по спорным ДТ в соответствии с условиями контракта, указанные документы не содержат противоречий и в совокупности достаточны для обоснования заявленной таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ними.
В спорных ДТ имеются ссылки на контракт и приложения к нему.
При таможенном оформлении товара обществом представлены инвойсы, в которых указаны наименование, количество, цена товаров. В инвойсах имеются ссылки на контракт, указаны условия доставки, условия платежа.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, представленные обществом в таможенный орган при декларировании товаров и в материалы дела документы подтверждают заявленную таможенную стоимость товаров, поскольку все использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты. Таможней не доказано, что сведения, содержащиеся в названных документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки.
Таким образом, обоснованным является вывод суда о том, что заявленные сведения о товарах являлись достоверными, количественно определенными и документально подтвержденными, как того требует пункт 4 статьи 65 ТК ТС.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о недоказанности таможней того, что сведения, содержащиеся в представленных обществом при таможенном оформлении документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки, таможенный орган не указал на выявленные несоответствия или противоречия в представленных с ДТ документах.
Различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Следовательно, невозможность использования документов, представленных обществом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товаров (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена.
Таким образом, таможенный орган не доказал наличие обстоятельств, препятствующих применению статьи 4 Соглашения при определении таможенной стоимости товаров.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.
Часть 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ содержит перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Как усматривается из материалов дела, обществом соблюдены предусмотренные статьей 147 Закона N 311-ФЗ условия возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Общество обратилось в Балтийскую таможню с заявлениями от 27.08.2012 N 291 и N 292 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным декларациям.
Как следует из материалов дела, одновременно с заявлениями от 27.08.2011 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей обществом представлены таможенному органу копии спорных деклараций на товары и копии платежных поручений.
Факт уплаты обществом таможенных платежей, дополнительно начисленных в результате корректировки таможенной стоимости товаров по спорным декларациям подтверждается представленными в материалы дела копиями платежных поручений.
В заявлении указано на корректировку таможенной стоимости.
Таким образом, представленная обществом одновременно с заявлениями на возврат излишне уплаченных таможенных платежей совокупность документов позволяла таможенному органу рассмотреть заявления по существу и принять соответствующее решение, основания для возврата заявлений без рассмотрения со ссылкой на пункт 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ у таможенного органа отсутствовали.
Нормами таможенного законодательства Российской Федерации не предусмотрено в качестве обязательного условия возврата излишне уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товаров таможенных платежей предварительное обжалование соответствующих действий или решений таможенного органа. Стороны свободны в выборе способа защиты нарушенного права, если избранный ими способ не противоречит закону.
В данном случае, общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможни по возврату излишне уплаченных таможенных платежей в связи с произведенной таможней корректировкой таможенной стоимости товаров. Избранный заявителем способ защиты нарушенных прав является допустимым и согласуется с положениями статей 2, 4, 29 и 198 АПК РФ.
Поскольку корректировка таможенной стоимости товаров по спорной ДТ обоснованно признана незаконной, суд первой инстанции правомерно восстановил нарушенные права и законные интересы заявителя, признав не возврат излишне уплаченных таможенных платежей незаконным.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Балтийской таможни не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 января 2013 года по делу N А56-71679/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71679/2012
Истец: ООО "МИТЛАЙТ"
Ответчик: Балтийская таможня