Какие органы государственного и муниципального контроля осуществляют внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета главных администраторов бюджетных средств и что входит в их полномочия?
Как определено в ст. 6 БК РФ, главным администратором доходов бюджета является определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.
Проверка использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов возлагается на органы государственного и муниципального финансового контроля. Они существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и муниципальном уровне. К таким органам, в частности, относятся Счетная палата, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные органы, созданные законодательным (представительным) органом субъекта РФ, а также иные органы, уполномоченные органом исполнительной власти субъекта РФ на проведение проверки бюджетных средств субъектов РФ.
Их полномочия устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Так, деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора регулируется Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности". Счетная палата РФ исполняет свои функции в соответствии с Федеральным законом от 11.01.1995 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О счетной палате").
Условия обеспечения проверки годового отчета определены ст. 264.4 БК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. При анализе данной статьи следует отметить, что контроль за проведением внешней проверки годового отчета администраторов дохода осуществляется органами государственного и муниципального контроля в зависимости от уровня соответствующего бюджета администратора дохода.
Так, внешняя проверка годового отчета администраторов средств федерального бюджета возлагается на Счетную палату РФ. В свою очередь, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ осуществляется органом государственного финансового контроля субъекта РФ. Стоит отметить, что в субъектах РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета осуществляется Счетной палатой РФ или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (ст. 130 БК РФ).
Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Рассмотрим, каким образом осуществляется проверка годовых отчетов главных администраторов доходов средств федерального бюджета. Данный порядок представлен в ст. 264.9 БК РФ.
Для ее осуществления главные администраторы средств федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют в Счетную палату РФ годовую бюджетную отчетность. Результаты проверки оформляются в виде заключения до 1 июня текущего финансового года.
После проведения проверки отчетности главных администраторов Счетная палата проводит проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и иных документов, подлежащих представлению в Государственную думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета. Итоги проверки также отражаются в виде заключения, которое представляется в Государственную думу и Правительство РФ.
Почему обязанности по внешней проверке в отношении администраторов федеральных средств возложены именно на Счетную палату? По нашему мнению, ответ на этот вопрос следует из ст. 2 Федерального закона "О Счетной палате", согласно которой в ее задачи входит организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению. Кроме того, на Счетную палату возлагается обязанность представлять заключение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Какие еще задачи выполняет Счетная палата? Как определено ст. 2 Федерального закона "О Счетной палате", в ее задачи входит:
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Иными словами, полномочия Счетной палаты в той или иной степени распространяются на все государственные органы, учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, иные организации и учреждения, если они получают, используют средства из федерального бюджета и (или) федеральную собственность.
А. Беляев,
зам. главного редактора журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
1 февраля 2008 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"