Верховный суд: итоги и планы
Верховный Суд Российской Федерации совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Российской академией правосудия с 28 по 31 января провел совещание, посвященное итогам прошедшего года и актуальным вопросам года наступившего. Для их обсуждения в Москве всю неделю находились председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судов.
В работе семинара-совещания приняли участие Председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев, Председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин, помощник Президента РФ Виктор Иванов, министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, министр юстиции РФ Владимир Устинов, директор ФСБ РФ Николай Патрушев, директор ФСКН РФ Виктор Черкесов, генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ Александр Гусев, председатель Комитета по безопасности Госдумы РФ Владимир Васильев, уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин, председатель Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоприменительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена и судьи Верховного Суда РФ.
Традиционная рабочая встреча судей имела исключительно практические цели - определение приоритетных направлений деятельности судебной системы. Наиболее актуальные и острые из них будут рассмотрены в течение 2008 года Пленумом Верховного Суда РФ, а в конце года вынесены для обсуждения на VII Всероссийском съезде судей.
Совещание открыл Вячеслав Лебедев, указав на плюсы и минусы деятельности судов, законодательства и те нерешенные вопросы судебной практики, которые Верховному Суду РФ еще предстоит обобщить и рассмотреть.
Основной категорией дел в российских судах по-прежнему остаются жилищные споры, которые составили 16% от всего объема рассмотренных в 2007 году дел (в том числе иски о взыскании платежей по коммунальным услугам). 12% рассмотренных в 2007 году дел связаны с брачно-семейным законодательством (увеличилось число дел о восстановлении отцовства, о расторжении брака и т.д.). В связи с этим Пленумом ВС РФ в 2008 году будут проведены обобщения судебной практики и приняты постановления по данным категориям дел.
Продолжается рост дел, связанных с оспариванием нормативных правовых актов, хотя Пленумом ВС РФ в 2007 г. было принято соответствующее Постановление по данному вопросу. Поэтому в 2008 г. Верховным Судом РФ планируется обобщить практику рассмотрения дел о неправомерных действиях должностных лиц органов управления, власти и местного самоуправления.
Большой объем работы для судов общей юрисдикции обеспечивают дела об административных правонарушениях. К сожалению, из штрафов, назначенных судами в качестве меры наказания за 2007 год, реально взыскана только одна треть. Вячеслав Лебедев предложил решать эту проблему совместно с Федеральной службой судебных приставов.
Введенный с 1 января текущего года административный арест за нарушение правил дорожного движения был уже применен к 10 000 правонарушителей. При этом качество рассмотрения дел об административных правонарушениях находится на достаточно низком уровне - 37% постановлений впоследствии отменяется. По мнению представителей судейского корпуса, рационально было бы увеличить срок давности привлечения к административной ответственности (сейчас он составляет всего 2 месяца). Предлагается предусмотреть в качестве оснований для приостановления течения этого срока болезнь лица, привлеченного к административной ответственности, нахождение его в служебной командировке, назначение экспертизы и т.д. С точки зрения судейского сообщества, в этом есть резон. На совещании было высказано предложение вести протокол судебного заседания при рассмотрении дел об административных правонарушениях - это было бы хорошим подспорьем для рассмотрения жалоб во второй инстанции.
Необходимо законодательное регулирование надзорного производства по делам об административных правонарушениях - то, чего сегодня нет. В этих изменениях в закон должны быть указаны сроки обращения в надзорную инстанцию, требования, предъявляемые к оформлению жалоб, основания отмены судебных решений надзорными инстанциями, а также полномочия судей, рассматривающих дела в надзорной инстанции.
Суды в основном правильно применяют закон при решении вопроса о прекращении уголовных дел в связи с примирением сторон. Однако на практике по этим основаниям прекращаются дела в тех случаях, когда объектом посягательства является государство и общество. Так, прекращались дела по незаконной добыче водных биологических ресурсов, незаконной охоте, по подделке и изготовлению документов, а также по неуплате налогов и сборов. Значит, некоторая неясность по рассмотрению таких категорий дел сохраняется, поэтому практика по ним будет обязательно обобщена в текущем году и рассмотрена на Пленуме, пообещал В. Лебедев.
Требует постоянного анализа, обобщения и внимания такая важная стадия судопроизводства, как избрание меры пресечения, поэтому Верховный Суд РФ постоянно возвращается к этому вопросу. Суды не всегда полно мотивируют свое решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не в полной мере применяются другие меры пресечения, предусмотренные законом, например залог. В соответствии с УПК РФ залоговые суммы вносятся на депозитные счета судов. На практике же такие счета существуют не везде, поэтому данная мера пресечения применяется редко. В связи с этим Председатель Верховного Суда РФ напомнил, что лицевые счета районных судов для внесения залога открывает Управление Судебного департамента при ВС РФ, а областным судам лицевые счета открывают территориальные органы казначейства на основании соглашений, заключенных председателями этих судов. Судам необходимо оперативно и срочно открывать такие счета и в полной мере использовать залог как меру пресечения.
Особое внимание судей было обращено на проблему соблюдения разумных сроков рассмотрения дел. Не стоит забывать про 30 жалоб российских заявителей в Европейский суд по правам человека по нарушению именно разумных сроков рассмотрения их гражданских дел. На них необходимо обратить внимание не только председателям судов, в которых изначально рассматривались дела заявителей, но и всем остальным судьям. Ведь по существу эти дела не представляли никакой сложности, а основной причиной нарушения разумных сроков рассмотрения дел является ненадлежащая организация работы судьи.
Для обеспечения разумных сроков судебного разбирательства необходимо принятие новых законодательных решений. Именно поэтому 4 декабря 2007 г. был принят Федеральный закон N 330-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", проект которого был подготовлен Верховным Судом РФ. Он направлен на совершенствование процедуры рассмотрения дел в надзорной инстанции.
Соблюдению сроков будет способствовать создание судебных районов - в каждый из них войдут несколько административно-территориальных районов. Вследствие этого нагрузка между судьями распределится более оптимально.
Снижению нагрузки должна способствовать и правильная организация работы суда, для чего необходимо вернуться к вопросу о внесении изменений в действующее законодательство в части, касающейся процессуального положения работников аппарата судов.
Планы и приоритетные направления деятельности судейского сообщества на 2008 год выглядят таким образом.
Во-первых, в первом полугодии Верховный Суд РФ планирует закончить работу над проектом закона о возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и правом на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов.
Во-вторых, на Пленуме планируется обсуждение следующих вопросов: в феврале - о практике применения рассмотрения жалоб в порядке надзора по гражданским делам в связи с принятием Закона N 330-ФЗ; целый ряд вопросов, связанный с применением ГПК РФ, - о подготовке гражданских дел к судебному разбирательству, о применении законодательства при рассмотрении дел в суде первой инстанции, о практике применения закона при рассмотрении дел в апелляционном порядке. Помимо этого, будет обобщена практика рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ (на действия и решения должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование)и рассмотрен вопрос об условно-досрочном освобождении. Требует разрешения и ситуация с признанной Конституционным Судом РФ еще в 2005 г. не соответствующей Конституции РФ ст. 405 УПК РФ, поскольку законодатель по этому вопросу до сих пор молчит. Указанная статья, не допуская поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора, не позволяет тем самым устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные нарушения, повлиявшие на исход дела. Помимо этого, Пленумом планируется обобщение и рассмотрение практики по делам о получении и даче взятки.
В-третьих, очевидна необходимость перераспределения дел между районными и мировыми судьями для уменьшения нагрузки на последних - следует передать на рассмотрение районным судьям все уголовные дела, кроме дел частного обвинения. А дела частного обвинения необходимо перевести из разряда уголовных в разряд административных проступков.
В-четвертых, одно из приоритетных направлений судебной реформы - подготовка профессионального судейского корпуса. Это особенно актуально в связи с тем, что по-прежнему большое количество судей привлекается к дисциплинарной ответственности, в том числе за нарушение разумных сроков рассмотрения дел. Между тем, касаясь вопроса ответственности судей, Пленум Верховного Суда РФ еще 31 мая 2007 г. отметил, что она наступает не только вследствие нарушения норм Закона "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодекса судейской этики, но и общепринятых норм морали.
Другим важным пунктом программы на 2008 год Вячеслав Лебедев назвал создание условий для гласного, открытого и прозрачного судебного процесса. Именно при таком подходе в полной мере могут быть реализованы беспристрастность и справедливость правосудия. В этой сфере у Верховного Суда РФ есть радостная новость - им подготовлен и внесен в Госдуму РФ проект федерального закона об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о деятельности судов общей юрисдикции. Законопроект направлен на обеспечение общественного контроля за работой судов и создание условий для их взаимодействия со средствами массовой информации.
Н. Шиняева,
газета "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 5, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru