г. Чита |
|
26 апреля 2013 г. |
Дело N А10-4202/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2013 года.
.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова,
судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию Алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 февраля 2013 года по делу N А10-4202/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Байкалфарм" (ОГРН 1020300988278, ИНН 0326012756) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию Алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (ОГРН 1095406025428, ИНН 5406541225) об оспаривании постановления от 06.09.2012 N 6-01-06/09-53/587-ю о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
(суд первой инстанции Дружинина О.Н.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, отрытое акционерное общество "Байкалфарм", обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию Алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу об отмене постановления от 06.09.2012 N 6-01-06/09-53/587-ю о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 15 февраля 2012 года требования заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200060687806.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции дал неправильную оценку фактическим обстоятельствам дела.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200060687790.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 26.03.2013.
Согласно части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Оспариваемым Постановлением Управления от 6 сентября 2012 года, ОАО "Байкалфарм" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Диспозиция статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в уклонении от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо в несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо во включении в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Согласно постановления, обществу вменяется правонарушение выразившееся во включении недостоверных сведений об объеме закупленной алкогольной продукции в декларацию об объемах закупки алкогольной продукции (приложение N 7) за 2 квартал 2012 года.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее Закон о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта) установлен запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу пункта 1 статьи 14 упомянутого Закона организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Согласно пункту 4 статьи 14 Закона о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение "О предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Положение о предоставлении деклараций).
Согласно пункту 1 названного Положения под закупкой этилового спирта понимаются все способы приобретения права собственности на него, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о предоставлении деклараций декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В силу пункта 3 Положения о предоставлении деклараций декларации представляются организациями, имеющими лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции (далее - лицензии), а также организациями, осуществляющими закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных целях, не связанных с производством указанной продукции.
Организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5.
Организации, осуществляющие производство и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурированного, и произведенной алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 6.
Организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7.
Организации представляют отдельные декларации по каждому виду продукции.
Пунктами 1.2, 1.3 Приказа Росалкогольрегулирования от 15.03.2010 N 24н "Об утверждении Порядка заполнения деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Порядок заполнения деклараций) установлено, что организация заполняет декларации по формам N 1 - 7 в зависимости от вида осуществляемой деятельности за отчетный квартал либо месяц. Во всех графах деклараций, отражающих количество этилового спирта, указывается объем безводного (стопроцентного) спирта (тыс. дал). Показатели объемов алкогольной и спиртосодержащей продукции отражаются только в физическом объеме (тыс. дал).
В декларациях указываются объемы продукции в тысячах декалитрах с точностью до третьего знака после запятой.
Согласно пункту 1.4. Порядка заполнения деклараций внесение дополнений и изменений организацией в декларацию при обнаружении в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных в истекших отчетных периодах, предшествующих текущему отчетному, производится путем представления за соответствующий истекший период декларации, в которую вносятся соответствующие изменения и дополнения с приложением объяснений и указанием причин, вызвавших корректировку, до наступления следующего отчетного периода.
Все декларации и приложения к ним заверяются подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью организации.
В соответствии с пунктом 9.2 упомянутого Порядка в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 7) указывается, в том числе в графе 12 "Дата отгрузки" - дата, когда произошла отгрузка продукции поставщиком; в графе 13 "Номер товарно-транспортной накладной" - номер ТТН поставщика; в графе 16 "Объем полученной продукции" - объем полученной продукции (с учетом потерь при транспортировке).
Согласно пункту 8.2 названного выше порядка в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация N 6) указывается, в том числе в графе 12 "Дата отгрузки" - дата, когда была произведена отгрузка (поставка) продукции организации-получателю; в графе 13 "Номер товарно-транспортного средства" - номер ТТН; в графе 16 "Объем поставленной продукции" - объем поставленной продукции.
Как правильно установил суд первой инстанции и следует из обжалуемого постановления, Управлением установлено, что:
ООО "ВЕДК", по контракту от 25.04.2012 (т. 1, л. д. 104) в соответствии с ТТН N ЧС 00021350 2 июня 2012 года отгрузило алкогольную продукцию в адрес ОАО "Байкалфарм" в объеме 0,9618 тыс. дал. ОАО "Байкалфарм" товар получен 05. 07. 2012;
ОАО "Промышленная группа "Ладога" по контракту от 15.07.2010 (т. 1, л. д. 116), по ТТН N 3505 26 июня 2012 года и N 3638 29 июня 2012 года отгрузило продукцию в объеме 1,8847 тыс. дал. ОАО "Байкалфарм" продукция получена 17.07. 2012 и 25. 07. 2012;
ООО "Саратовская Ликеро Водочная Компания", по контракту от 13.04.2012 (т. 1, л. л. 118) по ТТН N 35991 и N 35960 от 26 июня 2012 года отгрузило продукцию в объеме 0,8100 тыс. дал. ОАО "Байкалфарм" продукция получена 18.07. 2012 и 26. 07. 2012 г.
Как указало Управление, в декларации по форме N 7 за второй квартал 2012 года, поступившей в Службу 9 июля 2012 года, сведения о вышеназванной продукции ОАО "Байкалфарм" не были отражены, что свидетельствует, по их мнению, о наличии в действиях общества противоправного деяния.
Как считает Управление, объем алкогольной продукции, поставленный организацией поставщиком ООО "ВЕДК" и полученный организацией покупателем ОАО "Байкалфарм" должен быть отражен как в декларации об объемах поставки алкогольной продукции (приложение N 6), так и в декларации об объемах закупки алкогольной продукции (приложение N 7) в том отчетном периоде, когда фактически была осуществлена отгрузка, то есть, во втором квартале, поскольку продукция поступила в адрес ОАО "Байкалфарм" до момента подачи декларации за 2 квартал 2012 года.
В отношении ОАО "Промышленная группа "Ладога" и ООО "Саратовская Ликеро Водочная Компания" в связи с тем, что спорная алкогольная продукция была оприходована обществом после составления декларации по форме N 7 за 2 квартал 2012 года, Управление посчитало, что общество обязано было представить корректирующую декларацию.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о невозможности согласиться с выводом административного органа о том, что объем алкогольной продукции, поставленной организацией-поставщиком и полученной организацией-покупателем, должен быть одинаково отражен как в декларации N 6 (поставщиком), так и в декларации N 7 (покупателем) в том отчетном периоде, в котором фактически была осуществлена отгрузка со склада организации - поставщика.
Как правильно указал суд первой инстанции, в графе 12 декларации N 6 отражаются сведения о дате отгрузки (поставки) алкогольной продукции, тогда как в графе 12 декларации N 7 - сведения о дате отгрузки такой продукции. То есть Порядок N 24н не отождествляет понятия "отгрузка" и "поставка", что согласуется с положениями пункта 1 статьи 223 и пункта 1 статьи 458 Гражданского кодекса Российской Федерации о моменте перехода права собственности и моменте передачи товара.
Поэтому в случае, если договорами поставки алкогольной продукции не предусмотрено, что право собственности переходит к покупателю с момента передачи такой продукции перевозчику (или с момента ее вывоза со склада поставщика), у покупателя не имеется оснований включать в декларацию N 7 сведения об алкогольной продукции, еще не полученной им, и право собственности на которую к нему еще не перешло.
Учитывая указанное, суд первой инстанции обосновано указал, что в подобных "пограничных" ситуациях необходимо анализировать условия договоров поставки о моменте перехода права собственности, о правилах и сроках приемки алкогольной продукции, об обмене документацией на поставляемую алкогольную продукцию, а также первичные документы (транспортные и товарные накладные).
Суд апелляционной инстанции, проанализировав договоры поставки, а также товарно-транспортные накладные, считает обоснованным выводы суда первой инстанции о том, что право собственности на отгруженную продукцию во втором квартале 2012 года, перешло к обществу с момента ее получения в третьем квартале 2012 года.
Как следует из материалов дела, ОАО "Байкалфарм" внесло соответствующие изменений в декларацию за 2-й квартал 2012 года, указав все данные по спорной продукции, не отраженные в первоначально поданной декларации.
Уточненные сведения по контрагентам ООО "ВЕДК", ОАО "Промышленная группа "Ладога" и ООО "Саратовская Ликеро Водочная Компания" отражены обществом в уточненной декларации от 8 августа 2012 года, которая представлена в Федеральную службу 10.08.2012.
Уточненная декларация принята Федеральной службой 10 августа 2012 года. Данный факт установлен судом и нашел отражение на 7 странице оспариваемого постановления.
Учитывая разъяснение МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, данное в письме от 12.12.2011 N 6-09-15/8719 о порядке внесение дополнений и изменений организацией в декларацию, где указано что в случае, если алкогольная продукция была отгружена поставщиком в предыдущем отчетном периоде, а покупатель фактически получил ее в текущем отчетном периоде, то организации - покупателю необходимо отразить данную закупку алкогольной продукции в корректирующей декларации по форме приложения N 7 за предыдущий отчетный период, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в действиях ОАО "Байкалфарм" отсутствуют противоправные действия, охватываемые диспозицией ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод административного органа о том, что покупатель подал уточненную декларацию после возбуждения дела об административном правонарушении, то есть, после выявления административным органом факта искажения сведений в декларации, поскольку у общества имелась возможность подать корректирующую декларацию вплоть до 30 сентября 2012 года.
Учитывая, что административный орган не представил в дело доказательств наличия в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования заявителя и признал оспариваемое постановление незаконным.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "15" февраля 2013 года по делу N А10-4202/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-4202/2012
Истец: ОАО Байкалфарм
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу