Налоговая амнистия: итоги
Год назад на страницах нашего журнала приходилось анализировать перспективы налоговой амнистии в России, которая в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами" должна была проводиться с 1 марта 2007 г. по 1 января 2008 г. Тогда были высказаны серьезные опасения по поводу того, что мероприятие будет успешным.
Результаты
Сегодня обнародованы официальные итоги налоговой амнистии, что дает повод для оценки того, были ли высказанные ранее опасения обоснованными. Итак, по информации Федерального казначейства гражданами РФ в рамках налоговой амнистии было уплачено 3 млрд 665 млн руб. Получается, что легализованными оказались 28,192 млрд руб. (ставка декларационного платежа составляла 13%). Люди сами определяли суммы доходов, с которых они платили декларационный платеж. В региональном разрезе итоги амнистии выглядят следующим образом: больше всех перечислили в бюджет жители Москвы - 2 млрд руб., на втором месте Чукотка - 560 млн руб. И эти платежи значительнее, чем у занявшего третье место Санкт-Петербурга- 200 млн руб.
Таким образом, безусловным лидером оказалась Москва, жители которой обеспечили 55% всей суммы сборов. Ожидаемый результат. Причем лидерство москвичей стало очевидным с самого начала проведения данной акции. За первый месяц было перечислено всего лишь 57 млн руб. (в Москве - 17,9 млн руб.). Достаточно резво стартовал и Ставропольский край - в первый месяц 13,1 млн руб. Потом регионы менялись местами, за исключением Москвы, которая, как было отмечено, и по итогам всей кампании оказалась на первом месте.
Таковы результаты по объемам собранных средств.
Формальная оценка
Если оценивать формально, то все эти количественные итоги не являются показателем того, следует ли считать проведенную налоговую амнистию успешной. Дело в том, что целью закона, в соответствии с которым проводилась амнистия, не являлись ни амнистия капиталов, ни легализация и наиболее широкое вовлечение их в экономику. Вот если бы было именно так, тогда обязательно надо было бы оценивать, много или мало денег собрали в результате проведенной акции.
Цель Закона N 269-ФЗ была сформулирована предельно ясно: предоставление возможности физическим лицам исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 1 января 2006 г. и подлежащих налогообложению в Российской Федерации посредством уплаты установленного настоящим Федеральным законом декларационного платежа. Была ли предоставлена такая возможность? Безусловно да. Следовательно, цель достигнута.
Еще раз отметим, насколько некорректно была сформулирована цель амнистии. Доказывается это достаточно просто. Надо только поставить вопрос: а для чего гражданам предоставлялась возможность "исполнить обязанность по уплате налогов"? Для легализации укрытых ранее от налогообложения доходов? Увы, Закон N 269-ФЗ об этом не говорит.
В результате целью выступает именно средство. Грубейшая ошибка законодателей с точки зрения формальной логики. Впрочем, возможно так и задумывалось: предоставить возможность уплатить налоги ради исполнения обязанности по уплате налогов.
Общий вывод: цель налоговой амнистии, определенная в Законе N 269-ФЗ, была достигнута.
Оценка по существу
Налоговая амнистия не должна проводиться ради самой амнистии. Важен все-таки результат, а не сам процесс.
Итак, в долларовом эквиваленте бюджет получил около 150 млн долл. США (возьмем эту цифру для сопоставлений). Казахстан проводил аналогичную амнистию в 2001 г., и тогда в экономику страны было возвращено более 480 млн долл. Как видим, результат был в три с лишним раза лучше российского. Но даже его признали не самым успешным, и спустя несколько лет Казахстан еще раз решился на подобный шаг. Результаты оказались значительно лучше. Да, те средства в Казахстане не перечислялись в бюджет (их надо было внести на специальные счета), но все равно уж больно значительная разница по сравнению с российскими показателями. А если сравнить потенциал подобного рода мероприятия в России и в Казахстане, то результат будет еще в большей степени не в пользу России.
Незначительность финансового результата российской налоговой амнистии подтверждается, к примеру, итогами такого же мероприятия 10-летней давности в Ирландии. Тогда в этой небольшой стране доходы, собранные в результате налоговой амнистии, составили 1,5 млрд долл. США (2,5% ВВП). Таким образом, если сравнивать абсолютные цифры, результат в Ирландии оказался лучше российского в 10 раз, а если сравнивать цифры относительные (в процентах от ВВП), то наш результат оказался хуже в 250 раз (!), потому что собранные средства составили чуть более 0,01% ВВП.
Вывод получается крайне неутешительный: итоги налоговой амнистии в России следует признать неудовлетворительными.
Как было организовано
В организационном плане российская налоговая амнистия проходила более или менее нормально. Банк России совместно с Минфином России и Федеральным казначейством заблаговременно направил в банки письмо от 20 февраля 2007 г. N 20-Т "О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 269-ФЗ "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами".
Говорю это не голословно, так как исключительно с исследовательской целью где-то через пару недель после начала амнистии я отправился в отделение Сбербанка России. Важно было собственными глазами увидеть процесс "амнистирования".
Надо сказать, что сначала девушка-операционистка не могла понять, какой-такой "декларационный платеж" я хочу заплатить. Но с помощью своего непосредственного начальника она достаточно быстро разобралась, и мне любезно предоставили бланк с реквизитами. Зайдя на следующий день в это же отделение, я обнаружил, что соответствующее объявление с указанием реквизитов уже висело на видном месте. Так что можно было брать бланк, заполнять его и уплачивать декларационный платеж. Вот так обстояло дело на местах.
Еще из организации процесса запомнился тот момент, что никакой специальной пиар-кампании к концу срока объявленной амнистии не было. Это лишний раз подтверждает заявление ответственных за это дело чиновников: фискальных целей перед налоговой амнистией не ставилось.
А ведь эффективная пиар-кампания, особенно к концу определенного для амнистии срока, могла бы иметь очень хорошие результаты. Доказательством этому является факт, что осенью 2007 г. социологические опросы показывали: 58% граждан России не знали о кампании по упрощенному декларированию средств и лишь 6% заявляли о своей полной информированности.
Как проводить
Неудовлетворенность результатами налоговой амнистии образца 2007 г. заставляет сказать, как надо было проводить подобного рода кампанию. Прежде всего это должно быть не упрощенное декларирование, а именно легализация капиталов, вовлечение их в реальную экономику.
С этой целью требуется, в частности:
установить величину декларационного платежа в размере 1% суммы легализуемых средств. Фискальные цели не должны преследоваться в ходе этой акции. Состояние бюджетной системы, да и сама цель амнистии позволяют и заставляют поступать именно таким образом;
предусмотреть возможность анонимности декларационного платежа. Одна из важных причин неудачи амнистии-2007 состояла в следующем: у тех, кто и хотел бы "пойти на амнистию", не было никакой уверенности в том, что сведения о персоналиях не станут скоро общедоступной информацией;
установить временный мораторий на обязательный контроль за рядом операций в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", посредством совершения которых возможна скорейшая легализация средств (снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме и пр.).
Налоговая амнистия может и должна быть проведена повторно. Определенная некорректность формулировки предлагаемой меры состоит в том, что как таковой амнистии в России пока и не было.
Логичность и своевременность проведения еще одной налоговой амнистии обуславливается также тем, что подобного рода мероприятия если и проводятся, то делается это только в после выборный период, когда новая власть, будь даже это старая новая власть, подводит определенную черту под прошлым периодом, желая начать все с чистого листа. Проводить амнистию перед выборами, как это было в России в 2007 г., - случай беспрецедентный. Получается, что власть в таком случае прощала налоговых правонарушителей периода своего правления.
В принципе повтор подобного рода мероприятий несет и определенные издержки, так как может сложиться мнение, что налоги пока платить необязательно и следует ждать новой амнистии. Однако в условиях, когда акция не получилась, лучше, конечно, исправить ситуацию и провести ее заново. Ранее уже отмечалось, что Казахстан, к примеру, решился на проведение налоговой амнистии еще раз.
Есть собственный и мировой опыт, после президентских выборов открылось, как говорят в таких случаях, "окно политических возможностей", - все это предпосылки для повторного, на этот раз успешного, проведения налоговой амнистии. Используем ли мы их? Ответ будет ясен достаточно скоро.
И.А. Николаев,
директор департамента стратегического анализа
компании "ФБК", д-р экон. наук
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru