Минфин России определился с планом развития налоговой
системы на ближайшие годы
Финансовое ведомство подготовило проект Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Впрочем, судя по документу, глобальной перестройки налоговой системы в ближайшем будущем не будет. Приоритеты остаются прежними - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной систем, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. Итак, что нового нас ждет согласно проекту Основных направлений налоговой политики?
Финансовое министерство планирует и дальше работать над совершенствованием НДС. Идея внедрения специальной регистрации плательщиков НДС руководству Минфина России по-прежнему кажется удачной. Так что клуб плательщиков НДС в ближайшее время все-таки создадут.
Кроме того, действующий порядок оформления счетов-фактур также планируют подкорректировать. Предполагается, что счета-фактуры можно будет оформлять с отрицательными показателями. Это нужно, чтобы урегулировать порядок применения налоговых вычетов. Будет рассмотрен вопрос о внесении поправок в налоговое законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Считается, что это послабление снизит издержки налогоплательщика.
Власти планируют уточнить порядок исчисления НДС при расчетах неденежными средствами. Возможно, что обязанность перечислять своим контрагентам суммы налога на основании отдельного платежного поручения будет упразднена.
Реформе подвергнется и процедура проведения камеральных проверок, хотя ее недавно уже меняли. Минфин России считает, что нужно разрешить налоговым органам по итогам проверки одной декларации выносить два решения: одно - в отношении тех сумм налога, которые, по мнению инспекторов, были поставлены к вычету правомерно, второе - в отношении сумм, которые были поставлены к вычету необоснованно.
Что касается НДФЛ, то согласно проекту ставка налога 13% будет сохранена. С 2009 г. будет увеличен предельный размер дохода, при достижении которого налогоплательщик теряет право на стандартный налоговый вычет, с нынешних 20 000 до 40 000 руб.
В части налога на прибыль финансовое ведомство запланировало ряд поправок, не очень приятных для налогоплательщиков. Например, принцип "возврата льготы". Это означает, что если организация применяла ускоряющие коэффициенты при начислении амортизации и пользовалась амортизационной премией, то при продаже такого основного средства ранее чем через пять лет сумма ускоренной амортизации подлежит восстановлению в налоговой базе и при определении финансового результата от продажи основного средства не учитывается.
Минфин России также планирует предусмотреть в налоговом законодательстве ограничения по начислению амортизации в случае, если основное средство получено дочерней компанией от материнской, и наоборот. Будут сокращены возможности применения ускоренного коэффициента амортизации при лизинге. В законодательство внесут поправку, согласно которой коэффициент можно будет использовать только при первичном приобретении основного средства у лизинговой компании.
Не устраивает чиновников и ситуация с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Ведь, по их мнению, реорганизацию часто используют недобросовестные налогоплательщики для минимизации налога на прибыль. Поэтому будет принят особый порядок переноса убытков, установлены ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.
В 2009 г. Минфин России планирует уделить особое внимание части первой НК РФ. В частности, будет уточнен порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках. Кроме того, ведомство планирует разобраться с платежами налогоплательщиков, которые "пропали" в проблемных банках.
Запланировано ввести институт консолидированной налоговой отчетности и при исчислении налога на прибыль. Соответствующий законопроект обсуждается уже давно. Финансовое ведомство предлагает ввести в России "широко используемый в зарубежных странах институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль". После вступления соответствующей поправки в силу можно будет суммировать финансовый результат компаний, входящих в группу, и уже исходя из этих сумм платить налог на прибыль. Признать себя консолидированной группой смогут сами организации, входящие в холдинг.
Правда, исключение составляют компании, которые являются резидентами особых экономических зон, а также применяющие специальные налоговые режимы. Консолидированная группа будет формировать единую налоговую декларацию, суммируя данные индивидуальных налоговых деклараций по налогу на прибыль всех организаций - участников группы.
Срок вступления в силу новых норм о контроле за трансфертным ценообразованием по прогнозам Минфина России - 2009-2010 гг. Сегодня над соответствующим законопроектом ведется активная работа*(1). Но уже к 20 марта 2008 г. он должен быть представлен в Правительство РФ одновременно с законопроектом, предусматривающим введение института консолидированной отчетности по налогу на прибыль.
По словам заместителя руководителя Комитета по налоговой и бюджетной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) С.Ю. Белякова, минус проекта Основных направлений налоговой политики заключается в том, что он не предусматривает мер налогового стимулирования экономики. Имеется в виду реформирование таких налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций.
Господин Беляков отметил, что РСПП не устраивает содержащаяся в проекте концепция законопроекта о контроле за трансфертными ценами, так как она не соответствует тем договоренностям, которые были достигнуты на тематическом совещании в Правительстве РФ в декабре 2007 г.
Изначально рассмотрение проекта Основных направлений налоговой политики в Правительстве РФ было назначено на 14 февраля 2008 г., но в последний момент было перенесено на месяц вперед. Как сообщил С.Ю. Беляков, на его взгляд, это связано с содержанием доклада Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации "О стратегии развития России до 2020 года" 8 февраля 2008 г.
В отличие от уже заявленной позиции Минфина России о нецелесообразности снижения налогового бремени в докладе Президента РФ значилось противоположное: необходимость снижения налоговой нагрузки.
Особое внимание на заседании Государственного совета было уделено реформированию НДС: ставка этого налога должна быть снижена максимально, и это решение должно быть принято в максимально короткие сроки. В РСПП считают, что после такого выступления Президента РФ и еще раз расставленных акцентов в части инновационного развития экономики Основные направления налоговой политики должны быть серьезно доработаны.
В целом с заместителем руководителя Комитета по налоговой и бюджетной политике РСПП согласен эксперт "ОПОРЫ России" М.Ю. Орлов.
"Очевидно, что налоговая реформа является одной из составных частей экономической реформы, и все новации налоговой системы должны каким-то образом совпадать с курсом Правительства РФ по развитию экономики. Мероприятия, которые предлагает Минфин России, можно назвать латанием дыр. Я даже не оцениваю, хорошо или плохо прописаны предложения Минфина России в проекте Основных направлений налоговой политики, главное, что в нем нет "программности", и это наиболее серьезный недостаток", - считает эксперт. Он также отметил, что Правительство РФ впервые за последние пять лет в проекте Основных правлений налоговой политики на среднесрочную перспективу намекнуло, что готово увеличивать налоговое бремя.
Начиная с 2002 г. Правительство РФ неоднократно заявляло, что готово снижать налоговое бремя, при этом речь шла и о снижении фискальной нагрузки, и о либерализации налогового администрирования. Но с прошлого года намерения властей переменились. В 2007 г. в традиционных направлениях налоговой политики было сказано, что необходимо отказаться от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированной бюджетной системы.
В нынешнем проекте появилась новая фраза: "...отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени". Иными словами, Минфин России не исключает возможности увеличения налогового бремени. Тем более что расходы государства растут, а с учетом последних инициатив социальной направленности будут расти и в ближайшем будущем. Очевидно, что, несмотря на заявления Президента РФ и Первого заместителя Председателя Правительства РФ о необходимости снижения налогового бремени, глава Минфина России А.Л. Кудрин предпримет все возможные меры, чтобы налоговые ставки не снижать.
Однако, по мнению М.Ю. Орлова, снижение налогового бремени не означает только снижение ставок налогов. Можно снижать налоговое бремя, решая острые проблемы налоговой системы. Например, полтора года назад появилась норма НК РФ, которая обязывает при расчете за поставленный товар в неденежной форме отдельным платежным поручением перечислять контрагенту сумму НДС. Эта норма требует от предпринимателя привлечения дополнительных оборотных средств или даже кредитных ресурсов. Но власти не спешат избавляться от никому не нужной нормы. И таких недоделок, которые сопровождаются большими административными издержками для бизнеса, в НК РФ масса. Власти могли бы прийти к снижению налогового бремени именно посредством работы с такими проблемами налогового законодательства. Однако ничего подобного в проекте Основных направлений налоговой политики нет.
"Этот документ начинается с раздела, посвященного контролю за трансфертным ценообразованием. Это не самая главная проблема в налоговой системе, по крайней мере, ее точно не нужно обсуждать в числе приоритетов. Это лишь один из элементов совершенствования налогового администрирования. Мера должна идти в комплексе с другими мерами по совершенствованию налогового администрирования. Думаю, что Минфин России сделал акцент на контроле за трансфертными ценами только потому, что соответствующий законопроект сейчас активно обсуждается. В проекте Основных направлений налоговой политики Минфин России просто пытается объяснить бизнесу, почему он настаивает на своем законопроекте", - считает эксперт.
Аналогичная ситуация и с налогообложением дивидендов. По мнению М.Ю. Орлова, вопросы налогообложения дивидендов очень важны, но не настолько, чтобы выносить их на первый план. При этом Минфин России не предлагает разработать комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности, в числе которых был бы вопрос налогообложения дивидендов. Эксперт считает, что в проекте этот пункт появился лишь потому, что Президент РФ в одном из своих выступлений указал на необходимость освобождения стратегических инвестиций от налогообложения.
Что касается раздела, посвященного консолидированной отчетности, то из проекта Основных направлений налоговой политики не понятно, какую задачу хочет решить Минфин России, вводя институт консолидированного налогоплательщика. "Если власти хотят решить проблему наполняемости региональных бюджетов, предотвратить появление схем, с помощью которых губернатор может в одночасье обанкротить другие регионы, заставив предпринимателя перестроить свое хозяйство, чтобы прибыль была в его субъекте, - это одно решение. Если стоит задача просто освободить группы компаний от лишних расчетов и отчетности внутри холдинга - это другая задача и другое решение", - считает М.Ю. Орлов.
Один из существенных недостатков проекта заключается в том, что проблемы администрирования НДС, неоднократно обсуждаемые в том числе и Президентом РФ, не нашли отражения в этом документе. Ни об освобождении от НДС авансовых платежей, ни о совершенствовании процедуры возмещения "экспортного" НДС и обоснованности нулевой ставки этого налога в документе не говорится.
В самом же Минфине России комментировать проект Основных направлений налоговой политики не спешат. Во время подготовки этого материала мы обратились с просьбой прокомментировать проект к заместителю директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулину, и он обещал высказать свое мнение по документу в конце марта.
И.Е. Зубарева,
корреспондент журнала "Финансовые и бухгалтерские
консультации"
Комментарий эксперта
Что год 2020-й нам готовит, или Налоговая политика Минфина России
как фактор недостижения экономического роста
Д.Е. Фадеев, член Международной ассоциации финансового права, член Комиссии Ассоциации юристов России по экономическому законодательству и взаимодействию с объединениями предпринимателей, доцент, канд. юрид. наук
Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов (далее - Основные направления), как следует из текста документа, разработаны исходя из таких стратегических целей, как сохранение номинального налогового бремени, унификация налоговых ставок и повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и др.
На расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 г. Президент РФ изложил стратегию развития российской экономики на среднесрочную перспективу, обозначив необходимость реализации инновационного сценария развития. На взгляд автора, предлагаемые Минфином России в Основных направлениях меры налогового регулирования явно недостаточны для повышения к 2020 г. темпов экономического роста и инвестиционной привлекательности экономики, увеличения ВВП, диверсификации производства, налогового стимулирования инновационной деятельности.
Главными целями современной налоговой системы Российской Федерации должны быть формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес. При этом снижение налогового бремени должно сопровождаться снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием "социальной" и "регулирующей" функций налогов.
В разделе 1 Основных направлений говорится о планах Минфина России по совершенствованию налогового администрирования. При этом на среднесрочную перспективу упоминаются лишь изменения, связанные с корректировкой операций по счетам налогоплательщиков, конкретизацией видов налоговых правонарушений и т.д. Таким образом, в сфере налогового администрирования финансовое ведомство предлагает ограничиться точечными незначительными поправками. Однако до сих пор не решены более серьезные проблемы.
Одна из них - истребование налоговыми органами чрезмерного объема документов, которые не могут быть реально проверены. Это своего рода электронно-бумажный бюрократический барьер, который лишь неоправданно увеличивает издержки предприятий, снижая их конкурентоспособность.
Минфин России в указанном разделе Основных направлений предлагает уточнить порядок применения ст. 76 НК РФ, а именно порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. Правда, в чем будет заключаться такое уточнение, в тексте не поясняется. Однако ст. 76 НК РФ, по мнению автора, должна подвергнуться более серьезным поправкам.
В этой связи в рамках работы Экспертного совета по совершенствованию налогового законодательства при ТПП России подготовлен законопроект, который вводит норму об ответственности согласно законодательству Российской Федерации руководителя налогового органа (заместителя руководителя) за убытки, причиненные налогоплательщику в результате принятия неправомерных решений о приостановлении операций по его счетам в банке. Установление такой ответственности, на наш взгляд, будет способствовать неукоснительному соблюдению сотрудниками налоговых органов законодательства и предотвращению нарушений прав налогоплательщиков, позволит снизить уровень коррупциогенности при принятии решений о приостановлении операций по счетам.
Проект предполагает корректировку действующей нормы абз. 1 п. 7 ст. 76 НК РФ. Из общего правила предлагается сделать исключение, установив, что приостановление операций по счетам налогоплательщика по причине неуплаты или неполной уплаты налогов и сборов действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до полного списания денежных средств со счета в банке на основании инкассового поручения.
Эта поправка обусловлена тем, что на практике возможны ситуации, когда налогоплательщик в установленном порядке погасил налоговую задолженность, а инспекция в силу различных причин своевременно не приняла решение о снятии блокировки на банковские счета налогоплательщика. Таким образом, сам факт полной уплаты задолженности по налогам и сборам на основании инкассового поручения автоматически будет означать снятие ограничения операций по счетам. В результате добросовестный налогоплательщик в данном вопросе не будет зависеть от своевременности вынесения сотрудником налогового органа решения об отмене блокировки банковских счетов.
Предлагается исключить п. 12 из ст. 76 НК РФ. Полагаем, что эта норма ущемляет права как кредитных организаций, так и налогоплательщика. Указанную норму предлагается заменить новым пунктом, регламентирующим порядок закрытия заблокированных счетов налогоплательщиков в банках при отсутствии на них денежных средств и наличии заявления организации-налогоплательщика о расторжении договора банковского счета.
В разделе 2 Основных направлений говорится о совершенствовании налога на добавленную стоимость. Планируется внедрить систему специальной регистрации плательщиков НДС, продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, уточнить порядок налогообложения организаций - собственников жилья, применения НДС при расчетах неденежными средствами и др. Однако в документе не предусматривается принципиальных способов решить проблему исчисления, взимания и возмещения НДС.
На наш взгляд, специальная регистрация плательщиков НДС приведет к дополнительному усложнению администрирования налогов и для инспекций, и для налогоплательщика. Администрирование налогов, в том числе и НДС, должно проводиться с учетом презумпции добросовестности налогоплательщика. Необходимо также отметить, что действующее законодательство РФ уже предусматривает ответственность за представление при регистрации документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Целесообразно наряду с переходом к уведомительному порядку подтверждения права на применение нулевой ставки сократить перечень документов, предусмотренных налоговым законодательством для подтверждения ее применения, до одной лишь таможенной декларации с отметкой о вывозе товара в режиме экспорта. Однако об этом в проекте Минфина России не говорится.
Необходимо, кроме того, всесторонне рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС. Цели и задачи макроэкономического развития России до 2020 г. требуют достаточно устойчивой финансовой базы. Учитывая, что НДС является одним из основных налоговых источников пополнения федерального бюджета, к вопросу о снижении его ставки нужно подходить крайне взвешенно, оценив все возможные риски. Полагаем, что наиболее реалистичным в среднесрочной перспективе является снижение ставки НДС до 15% в 2009 г.
В разделе 3 Основных направлений предусматривается ряд мер, направленных на "косметическое" реформирование единого социального налога. Таких мер явно недостаточно, поэтому следует:
провести комплекс мероприятий по реформированию ЕСН в направлении дальнейшего сокращения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
ввести разделение ЕСН на налоговый платеж и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды социального, медицинского и пенсионного страхования;
установить порядок, предусматривающий использование при уплате ЕСН одного платежного поручения, при условии выработки соответствующей казначейской технологии;
освободить от обложения ЕСН суммы пенсионных взносов, уплачиваемые юридическими лицами (налогоплательщиками) в пользу работников по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующие государственные лицензии.
При доработке раздела 4 Основных направлений, в котором говорится об изменениях в главу 22 "Акцизы" НК РФ, предлагается дополнительно рассмотреть, в частности, следующий вопрос. Пункт 1 ст. 201 НК РФ (в редакции Федерального закона от 26 июля 2007 г. N 134-ФЗ) не изменяет перечень первичных документов, на основании которых осуществляются вычеты по акцизу. А это значительно ограничивает право налогоплательщика на применение вычета, поскольку перечень документов, возникающих в практической деятельности налогоплательщиков, намного шире. При этом п. 15 ст. 201 НК РФ вводит иной перечень документов, необходимых для осуществления вычетов по прямогонному бензину, несмотря на то что прямогонный бензин - это один из видов подакцизных товаров.
В разделе 6 Основных направлений речь идет о направлениях реформирования налога на прибыль организаций и в большей степени о совершенствовании амортизационной политики. Специалисты Минфина России справедливо отмечают, что в среднесрочной перспективе состав амортизационных групп следует изменить таким образом, чтобы сократить сроки полезного использования отдельных видов амортизируемых основных средств, рассмотреть ситуацию с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний и др.
Однако в целом меры, предлагаемые Минфином России, не смогут, на наш взгляд, придать экономике РФ мощный импульс к развитию, стимулировать рост промышленности и привести к обновлению основных фондов предприятий. Для достижения указанных целей нужно:
рассмотреть вопрос о возврате "инвестиционной льготы" по налогу на прибыль организаций (в части средств, инвестируемых предприятиями на расширение и модернизацию собственного производства, на пополнение основных производственных фондов);
дополнить ч. 1 п. 7 ст. 259 НК РФ новым текстом следующего содержания: "Лизинговые компании, учитывающие предмет лизинга на своем балансе, вправе начислять и признавать в качестве расхода амортизацию в суммах, пропорциональных суммам арендных (лизинговых) платежей по контракту. Применение такого механизма начисления амортизации осуществляется в случае, если это прямо указано в приказе об учетной политике в целях налогообложения".
Отметим, что противники восстановления нормы об "инвестиционной льготе" выдвигали аргумент о возможных злоупотреблениях и освоении неэффективных капитальных вложений с целью получить льготы. Предлагаемая возможность амортизировать в целях налогообложения имущество в лизинге пропорционально лизинговым платежам отчасти решает данный вопрос. С одной стороны, использование инструмента лизинга позволит уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль по мере уплаты платежей - по аналогии с действующей льготой на финансирование капитальных вложений. С другой стороны, будут существенно затруднены злоупотребления со стороны налогоплательщиков, так как лизинговые компании имеют определенные особенности (дорожат деловой репутацией, обеспечивают большую прозрачность своей деятельности).
Еще нужно рассмотреть вопрос об увеличении до 30% амортизационной премии для организаций, приобретающих активную часть основных производственных фондов (машины и оборудование) по перечню в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1).
Раздел 7 Основных направлений содержит предложения по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых. В порядке обсуждения отметим также, что в среднесрочной перспективе целесообразно рассмотреть вопрос о разработке специального налогового режима при недропользовании. Ориентировочно структура данного специального налогового режима представляется в таком обобщенном виде.
Раздел 1. Новый налог (система платежей) на основе кардинально переработанного налогового законодательства в отношении недропользования, исходя из рентообразующих принципов.
Раздел 2. Экономическое стимулирование рационального и комплексного освоения недр (льготы и ограничения).
Раздел 3. Режим соглашений о разделе продукции в другой редакции, устраняющей допущенные принципиальные ошибки (компенсационные затраты, распределение прибыли и пр.).
Раздел 4. Система платежей, налогов и сборов по малому и среднему горному предпринимательству в зависимости от вида его деятельности.
Раздел 9 Основных направлений посвящен вопросам реформирования специальных налоговых режимов. Минфин России, признавая низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, на среднесрочную перспективу предлагает, в частности:
прекратить практику искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения;
на основании отраслевых исследований базовой доходности разработать порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход.
Указанные предложения в целом могут быть поддержаны, однако они представляются явно недостаточными для активного развития малого и среднего предпринимательства на период до 2020 г. Предлагается увеличить предельную величину годового дохода налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, с 20 млн руб. до 56 млн руб. Это будет более-менее соответствовать реальным показателям экономической деятельности субъектов малого предпринимательства на современном этапе.
Предлагается также освободить плательщиков ЕНВД от обязанности ведения бухгалтерского учета, заменив ее обязанностью ведения книги учета доходов и расходов по аналогии с плательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения. Нужно, кроме того, отменить применение кассовых аппаратов плательщиками ЕНВД.
Отдельно стоит отметить, что в планах Минфина России по совершенствованию налоговой системы на среднесрочную перспективу не отражены вопросы реформирования налога на имущество организаций, стимулирования инновационной деятельности, создания налоговых стимулов для привлечения инвестиций, которые приобретают ключевое значение в связи с программой экономического развития России на период до 2020 г.
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее читайте статью Д.Е. Фадеева "Трансферты: цена решает все..." в журнале ФБК N 12 за 2007 г.- Прим. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru