г. Воронеж |
|
22 апреля 2013 г. |
Дело N А36-5539/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Михайловой Т.Л.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от Управления сельского хозяйства Липецкой области: Белобородова Т.В., представитель по доверенности N 703-01-13/01 от 19.03.2013, Киселева И.М., представитель по доверенности N 701-01-13/01 от 19.03.2013;
от открытого акционерного общества "Липецкмясо": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Российской Федерации в лице министерства сельского хозяйства Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Липецкмясо" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.02.2013 по делу N А36-5539/2012 (судья Е.В. бессонова) по заявлению открытого акционерного общества "Липецкмясо" (ОГРН 1054800205162) к Российской Федерации в лице министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Управлению сельского хозяйства Липецкой области о признании незаконными решений, а также бездействия государственных органов,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкмясо" (далее - ОАО "Липецкмясо", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Российской Федерации в лице Министерства Сельского хозяйства РФ, Управлению сельского хозяйства Липецкой области с заявлением, в котором просило суд:
признать незаконным решение Управления, изложенное в приказе N 209 от 25.08.2011 в части суммы субсидий (2 835 429 рублей, в т.ч. 1 752 380 рублей из федерального бюджета, 1 083 049 рублей из областного бюджета),
обязать Управление устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в приказ N 209 от 25.08.2011 в части суммы субсидий (5 142 948 рублей, в том числе 3 169 998 рублей из федерального бюджета, 1 972 950 рублей из областного бюджета), подлежащих выплате ОАО "Липецкмясо",
признать незаконным решение Управления, изложенное в приказе N 286 от 25.10.2011 в части суммы субсидий (936 497 рублей из федерального бюджета по договору NД-14850010-6.1-000130-11 от 29.04.2011, 2 119 214 рублей из федерального бюджета по договору NД-14850010-6.1-000131-11 от 29.04.2011, 621 986 рублей из областного бюджета по договору NД-14850010-6.1-000130-11 от 29.04.2011, 1 407 503 рубля из областного бюджета по договору NД-14850010-6.1-000131-11 от 29.04.2011), подлежащих выплате ОАО "Липецкмясо",
обязать Управление устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в приказ N 286 от 25.10.2011 в части суммы субсидий, подлежащих выплате ОАО "Липекцмясо" (2 281 745 рублей из федерального бюджета по договору NД-14850010-6.1-000130-11 от 29.04.2011, 5 163 399 рублей из федерального бюджета по договору NД-14850010-6.1-000131-11 от 29.04.2011, 1410 399 рублей из областного бюджета по договору NД-14850010-6.1-000130-11 от 29.04.2011, 3 191 616 рублей из областного бюджета по договору NД-14850010-6.1-000131-11 от 29.04.2011),
признать незаконным решение Управления, изложенное в приказе N 303 от 16.11.2011 в части суммы субсидий (838 884 рублей из областного бюджета по договору NД-14850010-6.1-000385-11 от 20.09.2011, 1262 300 рублей из федерального бюджета по договору NД-14850010-6.1-000385-11 от 20.09.2011), подлежащих выплате ОАО "Липецкмясо",
обязать Управление устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в приказ N 303 от 16.11.2011 в части суммы субсидий, подлежащих выплате ОАО "Липецкмясо" (1 819 666 рублей из областного бюджета по договору NД-14850010-6.1-000385-11 от 20.09.2011, 2 943 857 рублей из федерального бюджета NД-14850010-6.1-000385-11 от 20.09.2011),
признать незаконным решение Управления сельского хозяйства по Липецкой области, изложенное в приказе N 319 от 25.11.2011 в части суммы субсидий (1 656 656 рублей, в том числе 1 023 832 рублей из федерального бюджета, 632 824 рублей из областного бюджета), подлежащих выплате ОАО "Липецкмясо", указанной в приложении к приказу,
обязать Управление устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в приказ N 319 от 25.11.2011 в части суммы субсидий, подлежащих выплате ОАО "Липецкмясо" (1 604 320 рублей из федерального бюджета, 991 643 рубля из областного бюджета),
признать незаконным бездействие государственного органа Министерства сельского хозяйства РФ, выразившееся в неосуществлении перераспределения и неперечислении в бюджет Липецкой области субсидий в сумме 8 069 096 рублей, в том числе на возмещение части затрат на приобретение средств химизации - 1 417 618 рублей, на возмещение части затрат по страхованию урожая с/х культур - 6 070 990 рублей, на возмещение части затрат на приобретение элитных семян - 580 488 рублей,
обязать Министерство сельского хозяйства РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Липецкмясо".
Решением суда от 12.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия совокупности оснований, предусмотренной статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что налицо основания для удовлетворения требований о признании незаконными решений - несоответствие решений, изложенных в приказах, Федеральному закону "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 25.07.2011 N 260-ФЗ и постановлениям Правительства, и как следствие, нарушение незаконными решениями прав и законных интересов ОАО "Липецкмясо" в сфере предпринимательской деятельности.
Полагает, что ссылка суда на ненадлежащий способ защиты нарушенного права, применительно к предмету требования, неосновательна, так как Управлением были приняты решения, изложенные в приказах.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Управления возражали против доводов апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы отзыва Управления сельского хозяйства и Министерства сельского хозяйства сводятся к несогласию с апелляционной жалобой, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ОАО "Липецкмясо" и Российская Федерация в лице министерства сельского хозяйства Российской Федерации, надлежащим образом уведомленные, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В порядке статей 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между Минсельхозом России и Администрацией Липецкой области 08.02.2011 заключено соглашение N 18/17 о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства (далее - Соглашение) на 2011 год (см. л.д. 11-26 т.2).
Согласно приложениям N N 1, 2 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения) сумма субсидии на 2011 год составила: на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации из федерального бюджета - 158 283 000 руб., из бюджета Липецкой области - 97 838 400 руб.; на поддержку элитного семеноводства из федерального бюджета - 26 170 000 руб., из бюджета Липецкой области - 16 176 300 руб.; на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений из федерального бюджета - 9 117 000 руб., из бюджета Липецкой области - 6 057 000 руб. (л.д. 1-10 т.2)
Выделенные субсидии из федерального бюджета бюджету Липецкой области на 2011 год по названным направлениям в полном объеме перечислены в доход бюджета Липецкой области платежными поручениями от 15.07.2011 N 1846196; от 15.07.2011 N 1846314,от26.10.2011 N2966706; от 17.10.2011 N2834681 (см. л.д.123-126 т.3).
Минсельхозом России в органы управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации по итогам первого полугодия, по итогам 9 месяцев были направлены запросы об уточнении потребности по направлениям государственной поддержки, предусмотренной в 2011 году (см. л.д.137, 141 т.3).
Письмами от 10.06.2011 N 02-60-165, 26.09.2011 N 1363 администрация Липецкой области подтвердила утвержденные Соглашением суммы субсидий.
ОАО "Липецкмясо" 28.07.2011 обратилось в Управление с заявлением (л.д. 35), в котором просило перечислить субсидию на возмещение части затрат на приобретение средств химизации под урожай 2011 года из федерального бюджета в сумме 299 166 рублей и из областного бюджета в сумме 198 857 рубля.
К заявлению были приложены: Устав, Информационное письмо с территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, справку-расчет субсидий на возмещение части затрат на приобретение средств химизации из областного бюджета (в 2 экземплярах). справку-расчет субсидий на возмещение части затрат на приобретение средств химизации из федерального бюджета (в 2 экземплярах), договор поставки товара N 19/10-Л от 28.12.2010, С/ф 11 от 31.01.2011, Т/н 11 от 31.01.2011, выписку из лицевого счета от 12.04.2011, П/п N 420 от 12.04.2011, акт списания средств химизации на вику-овес N 2 от 12.05.11, акт списания средств химизации на ячмень-горох N 12 от 12.05.2011, Форму N 4-СХ за 2011 г. - Хлевенский район, сертификат N РОСС Ruю АЯ. В06196. Общество в заявлении указало реквизиты для перечисления субсидий.
Управлением изданы приказы о выплате субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части затрат по страхованию урожая N 209 от 25.08.2011, N 286 от 25.10.2011, N 303 от 16.11.2011, N 319 от 25.11.2011.
Не согласившись с названными приказами в части суммы субсидий, и считая, что Министерство сельского хозяйства РФ незаконно бездействует, что выразилось в неосуществлении перераспределения и неперечислении в бюджет Липецкой области субсидий в сумме 8 069 096 рублей, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывов, выслушав пояснения представителей Управления, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что действие (бездействие) может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, суд правомерно руководствовался нормами статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пунктами 2, 6, 16, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 N 1174, подпунктом "а" пункта 3, пунктами 10, 11 Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1199.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что весь объем полномочий по перечислению средств федерального бюджета в бюджет Липецкой области Минсельхозом России исполнен.
Распределение и выплата субсидий конкретным получателям субсидии производится уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок предоставления субсидий и перечень документов, необходимых для получения субсидий, в пределах средств, выделенных из федерального бюджета, и бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.
Подобный нормативный акт на территории Липецкой области - Закон Липецкой области от 29.11.2010 г. N 446-03 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Данный нормативный акт вступил в законную силу, не оспорен и подлежит непосредственному применению.
В спорный период постановлением Правительства РФ N 1199 установлена норма о выплате субсидии на страхование сельскохозяйственных культур за счет бюджетных средств не менее 50 % уплаченной страховой премии по договорам страхования.
При издании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (пункт 25 приложения 35 к Закону об областном бюджете) указанная норма была учтена в формуле, устанавливающей размер выплаты субсидии сельхозтоваропроизводителю.
Ссылку заявителя на нарушение Постановления администрации Липецкой области от 7.02.2011 N 31 "Об утверждении порядков предоставления субсидий в области сельского хозяйства в 2011 году" суд правомерно посчитал необоснованной, поскольку оно не регулирует размер субсидии, а устанавливает лишь перечень документов и сроки издания приказов на выплату.
Механизм предоставления субсидий из областного бюджета предполагает их распределение в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете. Аналогичная норма содержится в статье 13 Закона о бюджете Липецкой области на 2011 год.
В соответствии с объемом бюджетных ассигнований, оказавшихся меньше, чем потребность в субсидиях, рассчитанная сельхозтоваропроизводителями по установленной формуле, была применена норма о пропорциональном уменьшении субсидий, причитающейся к выплате по расчетам.
Управление сельского хозяйства Липецкой области является главным распорядителем бюджетных средств и уполномоченным органом по взаимодействию с Минсельхозом РФ по исполнению на территории Липецкой области федеральных программ, заключению и исполнению договоров и соглашений по вопросам реализации мероприятий программ (пункты 1.9 и 2.8 Положения об управлении сельского хозяйства Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой области от 27.07.2009. N 372-р).
Свои функции Управление сельского хозяйства во взаимоотношении с сельскохозяйственными товаропроизводителями выполняет исключительно в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на эти цели на текущий финансовый год (статья 13 Закона Липецкой области от 29.11.2010 г. N 446-03 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов").
Данный орган не наделен самостоятельными полномочиями на формирование и утверждение бюджета.
В рамках предоставленной компетенции Управление сельского хозяйства издало приказы на выплату субсидий с учетом представленных сельхозтоваропроизводителями расчетов и документов.
В связи с превышением фактической потребности в субсидиях над суммой бюджетных ассигнований, учитывая предусмотренные статьей 13 Закона о бюджете положения, размер субсидий был пропорционально уменьшен для каждого получателя.
В связи с чем, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная по платежному поручению N 262 от 05.03.2013 государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возвращению ОАО "Липецкмясо" из средств федерального бюджета.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.02.2013 по делу N А36-5539/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-5539/2012
Истец: ОАО "Липецкмясо"
Ответчик: Липецкая область в лице управления финснсов администрации Липецкой области, Российская Федерация в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, РФ в лице Министерства сельского хозяйства РФ, Управление сельского хозяйства Липецкой обл., Управление сельского хозяйства Липецкой области
Третье лицо: Липецкая область в лице управления финансов администрации Липецкой области