г. Пермь |
|
28 апреля 2010 г. |
Дело N А50-1377/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Борзенковой И.В., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мокрецовой В.В.,
при участии:
от истца ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ -представитель Соснина Ю.А. по доверенности от 15.09.09,
от ответчика Отдел культуры администрации г. Кизела-не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Истца ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 февраля 2010 года
по делу N А50-1377/2010,
принятое судьей Байдиной И.В.,
по иску ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
к Отделу культуры администрации г. Кизела
о взыскании 5000 рублей,
установил:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о взыскании штрафа 5000 рублей с Отдела культуры Администрации г. Кизела.
Решением суда от 27.02.2010 в удовлетворении требования было отказано.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить, требование удовлетворить. По мнению Фонда, подлежит применению порядок привлечения к ответственности, определенный ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а не ст. 101.4 НК РФ, кроме того порядок был соблюден, поскольку акт проверки направлен ответчику и в силу ст.100 п.5 НК РФ днем его получения считается 6-й день после даты отправки.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел проверку по вопросу непредставления Отделом культуры расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за 1 квартал 2009 года. В ходе проверки Фонд установил, что Отдел не представил расчетную ведомость за 1 квартал 2009 года, о чем составил акт от 03.09.2009.
Решением от 16.07.2009 N 63002/16у/8 Фонд привлек Отдел к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде взыскания 5 000 руб. штрафа, в котором сформулировано требование о добровольной уплате штрафа.
Неисполнение отделом требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с иском о его взыскании.
Установив факт допущенного отделом вменяемого нарушения и нарушение порядка привлечения страхователя к ответственности, суд отказал в удовлетворении требования о взыскании штрафа.
Судебный акт является законным и обоснованным.
Согласно статье 24 Закона N 125-ФЗ "Об обязательном социально страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователи в установленном порядке осуществляют учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных лиц и связанного с ними обеспечения по страхованию, ведут государственную ежеквартальную статистическую, а также бухгалтерскую отчетность. Этой же нормой установлена обязанность страхователей ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять страховщику отчетность по форме, установленной страховщиком. Страхователь и его должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за непредставление или недостоверность статистической, а также бухгалтерской отчетности.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ нарушение установленного срока представления страховщику установленной отчетности или ее непредставление влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей, а повторное совершение указанных деяний в течение календарного года - в размере пяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 7 этой статьи привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 10 и пункта 1 статьи 108 НК РФ, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения только по основаниям, предусмотренным главой 16 НК РФ, и в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ, а налоговый орган обязан соблюдать этот порядок при осуществлении производства по делу о налоговом правонарушении.
В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку в данном случае Фонд выявил правонарушение не в ходе камеральной проверки, а в результате проведения иных мероприятий контроля, то дело о привлечении отдела к ответственности должно рассматриваться в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. Позиция суда соответствует правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 26.06.07 N 2662/07.
Фонд этот вывод суда не оспаривает, поскольку порядок рассмотрения дела о привлечении к ответственности, предусмотренный статьей 101.4 НК РФ аналогичен порядку, предусмотренному статьей 101 НК РФ, то применение судом при рассмотрении дела положений статьи 101.4 НК РФ не влияет на итоговые выводы суда.
Согласно пункту 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений должностным лицом налогового органа, должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение.
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (пункт 4 статьи 101.4 НК РФ).
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Судом установлено, что решение о привлечении Отдела к ответственности Фонд вынес в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности либо его законного представителя. При этом доказательств извещения Фондом ответчика о времени и месте рассмотрения материалов проверки материалы дела не содержат, чем лишил его возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать свои объяснения.
Ссылка Фонда на реестр отправки почтовой корреспонденции (л.д.15), подтверждающего по мнению Фонда надлежащее уведомление ответчика, противоречит требованиям ст.101.4 п.1 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчика следует считать надлежаще извещенным, поскольку после отправки акта истекли 6 дней со ссылкой на ст. 100 п.5 НК РФ, являются несостоятельными.
Согласно ст. 100 п.5 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Из анализа указанной нормы следует, что считать лицо, привлекаемое к ответственности, надлежащим образом извещенным о результатах проверки с 6-го дня после направления акта проверки по почте возможно только в случаях уклонения от получения акта проверки. Между тем, доказательств уклонения Отдела от получения акта проверки материалы дела не содержат, не указывает на такие обстоятельства Фонд и в апелляционной жалобе.
Аналогичные правила извещения закреплены и в ст.101.4 п.4 НК РФ.
Таким образом, Фонд при привлечении страхователя к ответственности допустил нарушение существенного условия процедуры привлечения к ответственности, что является основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании штрафа.
Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 февраля 2010 года
по делу N А50-1377/2010 оставит без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1377/2010
Истец: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ - ПРО ФСС РФ
Ответчик: Отдел культуры администрации г. Кизел, Отдел культуры администрации г. Кизела
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3568/10