г. Пермь |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А71-15652/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя - ООО "Пиво Драфт" (ОГРН 1111840014428, ИНН 183300366164): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1095262008698, ИНН 5262244282): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "Пиво Драфт"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2013 года
по делу N А71-15652/2012,
принятое судьей Калининым Е.В.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "Пиво Драфт"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу
о признании и незаконным отмене постановления,
установил:
ООО "Пиво Драфт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган, управление) от 28.11.2012 N 228 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает, что на основании изменений в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ пиво и спиртные напитки относятся к спиртосодержащей продукции, обязанность предоставить отчет возникла за период с 01.07.2012 по 30.09.2012 в срок до 10.10.2012. Считает, что данные изменения являются неконкретизированными. Внесение изменений в указанный закон, отсутствие ясных доступных разъяснений на запрос заявителя, направленного в адрес административного органа, не свидетельствует о недобросовестности общества. Декларации N 5,6,7 имели всю необходимую информацию, которую дублирует декларация N 8.
Административный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, оснований для отмены судебного акта не усматривает, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 29 октября 2012 года в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирование по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления ООО "Пиво Драфт" декларации об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 8 (далее - декларация N 8) к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила), за 3 квартал 2012 года.
В ходе проверки установлено, что ООО "Пиво Драфт за проверяемый отчетный период осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции (пива и пивных продуктов) в соответствии с данными деклараций по формам согласно приложениям N N 5, 6, 7 к Правилам за 3 квартал 2012 года, представленным ООО "Пиво Драфт" в электронной форме от 10.10.2012.
При проверке представления ООО "Пиво Драфт" декларации N 8 за 3 квартал 2012 года установлено, что указанная декларация в МРУ Росалкогольрегулирование по ПФО на бумажном носителе по почте, нарочно и в электронной форме по состоянию на 29.10.2012 не поступала.
По результатам проверки вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 29.10.2012, составлен протокол об административном правонарушении N 240 от 14.11.2012.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, административным органом вынесено постановление от 28.11.2012 N 228 о привлечении ООО "Пиво Драфт" к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 2 данного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ) пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, относятся к алкогольной продукции.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены "Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Перечень деклараций, подлежащих представлению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, поименован в пункте 1 Правил.
Согласно пункту 2 Правил указанные в пункте 1 Правил декларации обязаны представлять, в том числе организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков (подпункт "б").
ООО "ПивоДрафт" в спорный период осуществляло деятельность по обороту алкогольной продукции (пива и пивных напитков), что следует из представленных деклараций формы 5, 6 и 7, согласно классификатору видов продукции с 01.07.2012, - пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 % и до 8,6% включительно (код вида продукции 500), напитки, изготавливаемые на основе пива (код вида продукции 520).
В соответствии с пунктом 10 Правил ООО "Пиво Драфт", осуществляющее деятельность по обороту алкогольной продукции (пива и пивных напитков), обязано было представлять также декларацию об объеме перевозки данной продукции по форме согласно приложению N 8 к Правилам.
В силу пункта 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 09.08.2012 N 815
организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков, обязаны были представить декларации за 1 и 2 кварталы 2012 г. до 20 сентября 2012 г.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела декларации об объемах оборота алкогольной продукции (пива и пивных напитков), объеме перевозки данной продукции за 3 квартал 2012 года должна была быть представлена заявителем не позднее 10.10.2012.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, декларация N 8 за 3 квартал 2012 года представлена ООО "Пиво Драфт" в МРУ Росалкогольрегулирование по ПФО в электронной форме 26.11.2012, то есть с нарушением установленного срока.
Следовательно, в действиях общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении правонарушения исследована административным органом в ходе производства по делу, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
ООО "Пиво Драфт" не представлены доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Декларация N 8 за 3 квартал 2012 года на дату возбуждения дела об административном правонарушении (29.10.2012) и дату составления протокола об административном правонарушении (14.11.2012) не была представлена, а была представлена лишь к моменту вынесения постановления о назначении административного наказания. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность своевременно представить декларацию N8.
Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и является установленным.
Доводы апеллятора о том, что изменения в Федеральный закон N 171-ФЗ об обязанности осуществления декларирования при осуществлении розничной продажи пива и пивных напитков являются неконкретизированными, не принимаются судом апелляционной инстанции. Обязанность учета и декларирования объема производства и оборота алкогольной продукции, к которой относится и пиво, установлена частью 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, которым утверждены "Правила о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
ООО "Пиво Драфт" располагало необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на алкогольную продукцию, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в электронном виде и на бумажном носителе), но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" по представлению декларации в установленный срок.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО "Пиво Драфт" ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, однако не исполнило таковых ввиду пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Ссылка апеллятора на отсутствие ясных доступных разъяснений на запрос заявителя, направленного в адрес административного органа, не свидетельствует о недобросовестности общества, является несостоятельной.
Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, г.Москва от 26.10.2012 о предоставлении разъяснений не является нормативным правовым актом. Из содержания письма следует, что организации, осуществляющие только оборот пива, в соответствии с Правилами представляют декларации по формам согласно приложениям N N 5, 6, 7 за 1 и 2 кварталы 2012 года. При этом, в письме не указано, что такие организации не должны подавать декларации по форме N8.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление административного органа вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.
Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 15.13 КоАП РФ.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, а также приняв во внимание характер охраняемых государством общественных отношений и степень общественной опасности конкретного деяния, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным. Оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции апелляционный суд не находит.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии с положениями ст. 270 АПК РФ отмену или изменение решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 февраля 2013 года по делу А71-15652/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пиво Драфт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15652/2012
Истец: ООО "Пиво Драфт"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу