К вопросу о востребованности эвтаназии в современном обществе
В настоящее время, практически во всех странах мира, как светским обществом, так и религиозными конфессиями, жизнь человека декларируется как наивысшая ценность и всякая возможность покушения на нее, как на законодательном, так и на духовном уровнях выводит за рамки общества и религии того, кто попытается на нее посягнуть. Закон, регламентирующий на территории Российской Федерации отношения врача и пациента (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) статьей 45 прямо запрещает эвтаназию: "медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни". В статье 60 - "Клятве врача" - еще раз подчеркивается это требование Закона к врачу: "никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии". Тем не менее, в последние годы на страницах периодической печати постоянно публикуются научные труды, в которых авторы обсуждают различные аспекты проблемы: предлагаются разного рода классификации и определения "приятной смерти", которые разносторонне характеризуют эвтаназию. Частота данных публикаций свидетельствует о достаточно высоком интересе общества к данной проблеме и о том, что окончательной и единой позиции в современном светском мире относительно эвтаназии пока еще нет. Следует очевидно напомнить, что наряду с всеобщим отрицанием эвтаназии существует ряд государств, где "помощь в самоубийстве" выведена из разряда преступных деяний и уже достаточно длительное время находится на легальном положении. Примером тому может служить Голландия, где еще в 2002 году был принят Закон "О прекращении жизни по желанию или помощь в самоубийстве".
Целью настоящего исследования было изучение отношения к эвтаназии разных групп населения Нижегородской области, для которых проблема сохранения жизни и здоровья представлялась на момент исследования наиболее актуальной - это пациенты и врачебный персонал лечебно-профилактических учреждений города и области. Кроме того, для нас представлял значительный интерес также сопоставление мнений по данной проблеме вышеуказанных групп общества и представителей Русской Православной Церкви.
Для исследования мнения населения нами был проведен анкетный опрос 400 взрослых пациентов городских и центральных районных больниц г. Н. Новгорода и Нижегородской области. Треть опрошенных являлись пациентами городских больниц, две трети - центральных районных больниц. Респонденты имели различный возраст и уровень образования.
По возрастному показателю респонденты распределились следующим образом:
От 20 до 29 лет - 20% респондентов,
от 30 до 39 лет - 25% респондентов,
от 40 до 49 лет - 25% респондентов,
от 50 до 59 лет - 25% респондентов,
от 60 до 69 лет - 5% респондентов.
Как видно из приведенных данных к исследованию были привлечены в равной степени представители всех возрастных групп за исключением пациентов старше 60 лет, которые были представлены в меньшем количестве.
По уровню образования опрошенные жители города и сельской местности распределились практически одинаково, а именно: высшее образование из участвовавших в опросе имели 48% городских респондентов и 43% из жителей села. Городских жителей со средним специальным образованием было 36%, сельских - 43%; для 18% городских респондентов образование ограничилось рамками средней школы, в сельской местности таких пациентов было 14%.
Для изучения отношения врачебного персонала к эвтаназии нами было проведено анкетирование 120 сотрудников лечебно-профилактических учреждений, треть из которых на момент опроса работали в ЛПУ г. Н.Новгорода, а две трети - в центральных районных больницах Нижегородской области.
Как показало наше исследование отношение пациентов, к вопросу эвтаназии в настоящее время остается крайне неоднозначным. Так 37% больных городских клиник и 49% пациентов районных больниц заявили, что эта тема не представляет для них никакого интереса. Доля индифферентно относящихся к данной проблеме жителей города в значительно меньшей степени, по сравнению с жителями села, зависела от уровня образования. Вопрос эвтаназии совершенно не интересовал 33% опрошенных городских больных с высшим образованием, 35% - со средним специальным, но уже 44% - городских больных со средним образованием. Среди сельских жителей увеличение интереса к проблеме в соответствии с уровнем образования прослеживается более определенно. Так, не представлял интереса вопрос эвтаназии для 60% сельских жителей со средним образованием, 50% - со средним специальным и только 38% - жителей села с высшим образованием.
Близким по результату оказалось исследование наших сограждан - пациентов лечебных учреждений - по вопросу возможности придания законности процедуре эвтаназии на территории России. Так, если в мнении городских жителей определить какую-либо закономерность между уровнем образования респондентов и возможности положительного решения вопроса установить не удается (за признание законности эвтаназии высказались 35% опрошенных пациентов городских больниц с высшим образованием, 58% - со средним специальным и 35% - со средним образованием), то в мнении сельских жителей такая связь отчетливо прослеживается. За признание законности эвтаназии высказались 44% респондентов с высшим образованием, 29% - со средним специальным и только 13,5% - со средним образованием.
Результаты опроса врачебного персонала, а именно тех наших сограждан на ком лежит вся тяжесть контакта с неоперабельными пациентами, тем не менее показали, что только 12,5% из них считают целесообразным разрешение эвтаназии в современной России. Нам представляется интересным, что большинство опрошенных врачей (41%) расценивают эвтаназию как попытку переложить на врача этические, моральные и религиозные проблемы, связанные с прекращением жизни по собственному желанию пациента. Другая группа специалистов (31% респондентов) расценивают эвтаназию как убийство пациента, которому, вследствие тяжести состояния, невозможно обеспечить достойное качество жизни. Необходимо отметить, что данный вариант, полностью совпадает с позицией Православной Церкви. Однако достаточно большое количество опрошенных нами медиков (22%) рассматривают в настоящее время эвтаназию как акт гуманности, прекращающий страдания пациента и, таким образом, фактически признают законность данной процедуры. Таким образом, только одна треть врачей-специалистов, характеризуя эвтаназию как убийство пациента, дают решительный отпор появлению закона об эвтаназии на территории Российской Федерации. Отношение же остальных специалистов к данной проблеме в настоящее время признать окончательно сформированным не представляется возможным.
Отношение к эвтаназии Православной Церкви, в отличие от светского общества, определена четко и жестко. Православие резко негативно относится к возможности разрешения эвтаназии, в любой стране, в том числе и в России. Мотивировка такой позиции очень убедительна: каждая жизнь и каждая смерть имеет значение для семьи, общества, государства, мира, и мы не имеем права вмешиваться в план мироздания. Эвтаназия же - это отречение больного от любви Бога, вечное отчаяние, на которое обрекает себя человек. В Православном понимании, эвтаназия - порождение безрелигиозной морали, не имеющей ничего общего с милосердием и справедливостью. Только циничное и жестокое общество не решает проблемы облегчения физических страданий и духовной поддержки смертельно больных. Трагедия общества состоит в том, что в больном перестают видеть человека, с которым можно общаться на равных, он превращается в несчастного, лишенного будущего, которого надо только жалеть и опекать и выходом из такой ситуации многие считают эвтаназию. Кроме того, данная проблема непосредственно затрагивает совесть врача, обеспечивающего смерть тяжелобольного. Врач тоже - смертен, за чертой смерти каждого ждет нравственный суд. Таким образом, выступая против эвтаназии Церковь заботится также и о душах врачей.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что единой позиции в обществе в отношении эвтаназии в настоящее время к сожалению пока еще нет. Так, наряду с полной индифферентностью к обсуждаемой проблеме у одной части общества, существует выраженная заинтересованность к поставленному вопросу у другой части общества, причем как у жителей города, так и села. Представляет интерес и по-разному может трактоваться тот факт, что по мере повышения образования, а значит и расширения кругозора, толерантность исследованного нами контингента к признанию эвтаназии, как законной процедуры возрастает. Считаем, что такая ситуация является следствием отсутствия (в отличие от Православной Церкви) четкой и единотрактуемой позиции в отношении данной проблемы как в научных кругах, в специальной литературе, так и в средствах массовой информации. По нашему мнению вопрос признания законности эвтаназии в России на самом деле является значительно более глубокой проблемой, чем просто узаконивание "приятной смерти". В любом современном правовом государстве, к которым в настоящее время относится и Российская Федерация, право на жизнь является одним из главных неотъемлемых прав человека (ст. 20 Конституции РФ). Основной закон нашего государства усиливает это право статьями 7 и 2, в которых Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, а государство - гарантом соблюдения этих прав: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства:". К большому сожалению, в нашей стране в настоящее время пока еще отсутствует действенная система обеспечения "достойной жизни" достаточно большой части сограждан: это и безнадежно больные люди, и инвалиды о полноценной интеграции в общественную жизнь которых, пока говорить не приходится. Вынуждены констатировать, что по существу эта, достаточно большая часть населения в настоящее время оказывается в значительной степени отторгнутой обществом. Признание в такой ситуации законности эвтаназии на государственном уровне будет означать не что иное, как капитуляцию перед трудностями, связанными с реализацией законных прав наших сограждан на "достойную жизнь" и "красивая смерть" фактически будет выглядеть как единственно возможный, законный выход из тяжелой жизненной ситуации, в которой оказались наши сограждане. В связи с этим считаем необходимым проведение широкомасштабной согласованной планомерной работы на государственном уровне совместно с Православной Церковью как в обществе в целом, так и с врачебным персоналом, направленной на формирование неприятия эвтаназии, т.е. отношения к ней в соответствии с Законом, действующим на территории нашего государства.
Ю.Н. Филиппов,
профессор, доктор медицинских наук,
проректор по последипломному образованию,
заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Нижегородской государственной медицинской академии
О.П. Абаева,
кандидат медицинских наук, доцент кафедры
М.Н. Зазвонов,
настоятель храма в честь иконы Божией Матери
"Всех скорбящих радости", руководитель отдела
по взаимодействию с социальными и
медицинскими учреждениями Нижегородской
Епархии Московской Патриархии
"Медицинское право", N 1, I квартал 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный научно-практический журнал "Медицинское право"
Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Рег. ПИ N 77-12155 от 29.03.2002. Выходит один раз в квартал.
Учредители: Национальная ассоциация медицинского права,
Издательская группа "Юрист"
Основные темы статей: Актуальные проблемы медицинского права, деонтологии и биоэтики. Правовое регулирование медицинской деятельности, медицинского страхования и фармации. Защита прав пациента. Профессиональные и должностные правонарушения в сфере здравоохранения. Судебная практика по "врачебным делам".
Телефон/факс отдела подписки: (495) 953-91-20, 953-77-90
Подписка на сайте: www.lawinfo.ru, www.med-law.ru