г. Саратов |
|
26 апреля 2013 г. |
Дело N А57-21170/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Борисовой Т.С., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания c использованием системы видеоконференц-связи секретарём судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (412031, Саратовская область, г.Ртищево, ул.Красная, д.6)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "20" февраля 2013 года
по делу N А57-21170/12 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Москомплектсервис" (440015, г.Пенза, пр-д Аустрина, д. 3, ОГРН 1105835004428, ИНН 5835089216),
заинтересованные лица:
Финансовое управление Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (412031, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д.6),
Глава Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (412031, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д.6),
Администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области (412031, Саратовская область, г. Ртищево, ул. Красная, д.6),
о признании незаконным бездействия Финансового управления Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области и Главы Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области и обязании устранить допущенные нарушения прав,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Москомплектсервис" - Жулимов И.А. по доверенности от 15.04.2013;
от Финансового управления Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области - Стуенко С.Б. по доверенности N 268 от 05.07.2012,
от Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области - Стуенко С.Б. по доверенности от 02.06.2011,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Москомплектсервис" (далее - ООО "Москомплектсервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением:
- о признании незаконным бездействия Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (далее - управление) по исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе N С 165167, выданном 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/08 и обязании Финансового управления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области немедленно приостановить до устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации муниципального образования г.Ртищево, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в Финансовом управлении администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области (за исключением операций по исполнению исполнительных документов);
- о признании незаконным бездействия Главы Администрации муниципального образования г.Ртищево по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/08 и обязании Главы Администрации муниципального образования г.Ртищево немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/08.
Также, заявитель просит взыскать с управления в пользу ООО "Москомплектсервис" судебные расходы по настоящему делу.
До рассмотрения спора по существу, заявитель в соответствии со статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просит суд:
- признать незаконным бездействие управления по приостановлению с 01.10.2012 года осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации муниципального образования г. Ртищево, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений Администрации муниципального образования г.Ртищево (далее - администрация), открытые в управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением администрацией требований исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/08, в течении трёх месяцев со дня поступления в управление и обязать управление немедленно приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения администрацией требований исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/08.
- признать незаконным бездействие администрации по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/08, в течении трёх месяцев со дня поступления в управление и обязать администрацию немедленно выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/08.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2013 года признано незаконным бездействие управления по не приостановлению с 03.10.2012 года осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений администрации, открытые в управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением администрацией требований исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу NА57-3126/08, в течении трёх месяцев со дня поступления в управление администрации. Суд обязал управление приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в управлении администрации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения администрацией требований исполнительного листа NС 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу NА57-3126/08. Суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в не обеспечении выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов для исполнения исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу NА57-3126/08, в течении трёх месяцев со дня поступления в управление. Суд обязал администрацию обеспечить выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и(или) объемов финансирования расходов для исполнения требований исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу NА57-3126/2008. Также суд взыскал с управления в пользу ООО "Москомплектсервис" расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей, с администрации в пользу ООО "Москомплектсервис" расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей.
Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания незаконным бездействие управления по не приостановлению с 03.10.2012 года осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений администрации, открытые в управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), в связи с неисполнением администрацией требований исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу NА57-3126/08, в течении трёх месяцев со дня поступления в управление; обязания управление приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в управлении администрации (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), до момента исполнения администрацией требований исполнительного листа NС 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу NА57-3126/08, и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ООО "Москомплектсервис" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Глава Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил. О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 21.03.2013 года.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении указанного лица о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие и в отсутствие его представителей.
На основании пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии возражений истца и ответчика, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/08-44 с администрации в пользу ООО "Скорпио 2" взыскана задолженность по муниципальному контракту N 5 от 30.03.2007 года в размере 171 653 руб. (л.д. 11).
На основании вступившего в законную силу 10.07.2008 года решения суда, 08.08.2008 года был выдан исполнительный лист серии С N 165167 (л.д. 103).
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 10.05.2012 года о процессуальном правопреемстве (л.д. 13) взыскатель по делу N А57-3126/2008 - ООО "Скорпио 2" заменён на ООО "Москомплектсервис".
22.06.2012 года представителем ООО "Москомплектсервис" в адрес управления было направлено заявление о перечислении взысканных, на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/2008 денежных средств в сумме 171 653 руб. (л.д. 14)
К заявлению были приложены: подлинный исполнительный лист серии С N 165167, выданный Арбитражным судом Саратовской области 08.08.2008 года по делу N А57-3126/2008; заверенная Арбитражным судом Саратовской области копия решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/2008; заверенная Арбитражным судом Саратовской области копия определения суда о процессуальном правопреемстве от 10.05.2012 года по делу N А57-3126/2008; доверенность, выданная представителем.
Однако, в установленный законом срок, должником не выполнены требования исполнительного документа.
ООО "Москомплектсервис" считая незаконным бездействие управления выразившееся в не приостановлении с 01.10.2012 года осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, а также считая незаконным бездействие администрации по выделению лимитов бюджетных обязательств для исполнения требований исполнительного листа N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу NА57-3126/08, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, сделал вывод, что бездействие управления по не приостановлению с 03.10.2012 года осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений администрации, нарушает права и законные интересы взыскателя.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения, при этом исходит из следующего.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 8-П, взыскателю гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
22.06.2012 года ООО "Москомплектсервис" в адрес управления было направлено заявление о перечислении взысканных, на основании решения Арбитражного суда Саратовской области от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/2008 денежных средств в сумме 171 653 рублей (л.д. 14).
Уведомлением N 262 от 04.07.2012 года администрация была уведомлена о поступлении 02.07.2012 года в управление исполнительного листа серии N С 165167, выданного 08.08.2008 года Арбитражным судом Саратовской области на основании решения от 12.05.2008 года по делу N А57-3126/08 (л.д. 59).
05.07.2012 года должником получено уведомление о поступлении исполнительного документа (л.д. 60).
Документов, свидетельствующих о исполнении администрацией в течение трёх месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не представлено.
Приостановление в соответствии с пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается. Следовательно, в данных отношениях орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, выступает именно в качестве специального органа местного самоуправления, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах. В этой сфере действия органа Финансового управления предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами, поскольку обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок органы Финансового управления в предусмотренных пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации является прямо предусмотренной законом обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Приостановление вводится ими независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абзаце первом этой статьи Кодекса, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, неприостановление управлением, до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, является нарушением п. 87 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса. Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статья 242.2), судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статья 242.3), судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъектов Российской Федерации, по денежных обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (статья 242.4) и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений (статья 242.5). В пункте 3 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 указано, что судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежит применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействиями) государственных органов (органом местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
В этом же пункте разъяснено, что исполнительный лист о взыскании денежных средств с публично-правового образования может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств бюджета в течение указанного в пункте 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Таким образом, несвоевременное уведомление Финансовым управлением взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа и непринятие Финансовым управлением мер установленных законом, к должнику, не исполнившему исполнительный документ в указанный срок, в виде приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), не только не соответствует нормам действующего законодательства, но и нарушает права и законные интересы взыскателя, ограничивая его в реализации государственных полномочий возложенных на него Налоговым кодексом Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя в части признания бездействия управления незаконным правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Апелляционная жалоба финансового управления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.02.2013 года по делу N А57-21170/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-21170/2012
Истец: ООО "Москомплектсервис"
Ответчик: Администрация Ртищевского муниципального образования, Глава Администрации Ртищевского муниципального образования, Финансовое управление Администрации Ртищевского муниципального района, Финансовое управление Администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области
Третье лицо: Министерство финансов по Саратовской области, РОСП г. Ртищево, СПИ Ртищевского РОСП Немков Д. С., УФССП по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2447/13