г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2013 г. |
Дело N А56-56129/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Н.А. Мельниковой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): представителей В.В. Волостных (доверенность от 01.11.2012), М.В. Андриашенко (доверенность от 01.09.2012)
от ответчика (должника):представителя И.Г. Богоносова (доверенность от 06.11.2012 N 145-11-19)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4499/2013) Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.01.2013 по делу N А56-56129/2012 (судья Т.М. Ресовская), принятое
по иску (заявлению) Санкт-Петербургской Региональной общественной организации "Яхт-клуб "Балтиец"
к Отделу Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания
установил:
Санкт-Петербургская Региональная общественная организация "Яхт-клуб "Балтиец" (Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.75, корпус 2, литер Г, ОГРН 1027800008500) (далее - Организация, Яхт-клуб) с учетом уточнения заявленных требований обратилась с заявлением о признании недействительным предписания Отдела государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу (Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.50) (далее - Инспекция) от 22.06.2012 N 2 в части регистрации причалов (понтонов) как маломерных судов.
По ходатайству инспекции суд осуществил замену заинтересованного лица на ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу (190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д.85) (далее - Управление).
Решением суда от 15.01.2013 заявление Организации удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции сделаны неправомерные выводы об отсутствии у Инспекции прав на контрольно-надзорную деятельность в сфере технического освидетельствования маломерных судов до момента издания соответствующих нормативных актов, об отнесении спорных объектов (понтонов) к причалам, о неисполнимости оспариваемого предписания ввиду отсутствия утвержденных правил классификации маломерных судов.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы жалобы, представители Организации против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Инспекцией на основании распоряжения от 15.06.2012 N 2 в период с 15.06.2012 по 21.06.2012 была проведена плановая выездная проверка СПб РОО "Яхт-клуб "Балтиец" по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д.75, корп.2, по результатам которой был составлен акт от 21.06.2012 N 2.
Результаты проверки отражены в акте от 21.06.2012 N 2, согласно которому на базе (сооружении) для стоянки маломерных судов выявлен факт содержания не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов в количестве 108 единиц, что является нарушением требования пункта 3.4 Приказа МЧС России от 29.06.2012 N 501 и пункта 12 Приказа МЧС России от 29.06.2012 N 502 (л.д.45-47).
По результату проверки Организации выдано предписание N 2 от 22.06.2012, которым для обеспечения безопасной эксплуатации данной базы для стоянки маломерных судов и соблюдения правил охраны жизни людей на водных объектах предписано в срок до 30.09.2012 устранить указанные в акте нарушения и выполнить следующие мероприятия: организовать регистрацию маломерных судов в количестве 108 единиц, находящихся на территории базы, или убрать их с территории.
Не согласившись с предписанием в части регистрации причалов (понтонов) как маломерных судов, Организация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд удовлетворил заявленное требование, поскольку пришел к выводу о том, что административный орган не доказал законность и обоснованность предписания, оспариваемым предписанием на Организацию незаконно возложены обязанности, которые не могут быть ею исполнены в силу отсутствия соответствующей законодательной базы для классификации понтонов как маломерных судов и невозможности их технического освидетельствования в период проверки.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав мнения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого решения в связи со следующим.
Отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, регулируются Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ).
В статье 3 КВВТ раскрыты основные понятия, используемые в Кодексе, в том числе:
судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода;
причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлены также порядок и условия государственной регистрации судна и прав на него.
Согласно части 1 статьи 16 КВВТ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
В соответствии с частью 3 указанной статьи под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 17 КВВТ).
Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 35 КВВТ).
Постановлением Правительства Российской Федерации 23.12.2004 N 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция по маломерным судам).
В силу подпункта 4 пункта 5 данного Положения Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29.06.2005 N 500 (далее - Правила N 500), государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
В пункте 18 Правил N 500 установлено, что государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем или уполномоченным им на то лицом, при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, и следующих документов: 1) заполненной регистрационной карточки-заявления судовладельца установленного образца; 2) документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется); 3) подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему; 4) подлинников и копий технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации; 5) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.
Таким образом, совокупность приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что государственная регистрация маломерного судна осуществляется Инспекцией на основании технического паспорта на судно промышленной постройки или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации.
Приказом МЧС от 29.06.2005 N 501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам МЧС, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами (далее - Правила N 501).
В соответствии с пунктом 2.3 Правил N 501 первичное техническое освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первичном техническом освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Для маломерных судов индивидуальной постройки дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом технического освидетельствования с заключением о годности маломерного суда к плаванию.
Согласно пункту 3.4 Приказа N 501, нарушение которого вменяется Организации, при техническом освидетельствовании проверяется документация на образование базы, техническая документация, техническое состояние береговых и плавучих сооружений, укомплектованность аварийно-спасательным имуществом и оборудованием, организация и осуществление выпускного режима, обеспечение безопасной стоянки маломерных судов, отсутствие на базе незарегистрированных судов и соответствие количества маломерных судов установленным нормам базирования.
Пунктом 12 раздела IV (Организация выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок) Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 N 502, утвердившего Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, установлено: "На базе (сооружении) для стоянок маломерных судов устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды".
Как видно из материалов дела, плавучие объекты, в отношении которых Инспекцией выдано предписание зарегистрировать маломерные суда (понтоны), представляют собой металлические бочки, приспособленные только для использования под устройство причалов и предназначенные для стоянки и швартовки судов, не используются в целях судоходства, не имеют документов, подтверждающих право собственности или владения, не имеют технических паспортов, не прошли первичное техническое освидетельствование, не имеют двигателя, парусов, рулевого и навигационного оборудования, ходовых и сигнальных огней, каких-либо иных приспособлений, а также иных признаков, позволяющих отнести данные понтоны к маломерным судам, используемым для перевозки людей и грузов. Указанное подтверждается представленными в материалы дела фотографиями объектов, схемой расстановки судов, объяснениями заявителя.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 623 утвержден Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 которого к объектам регулирования относятся объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, включающие причалы и портовые причальные сооружения. Согласно пункту 9 Технического регламента "причальное сооружение" - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов.
Требования к объектам инфраструктуры внутреннего водного транспорта, в том числе, к причальным сооружениям установлены в разделе VI Технического регламента. Согласно пункту 494 Технического регламента причальные сооружения также как и маломерные и иные суда являются объектами технического контроля и могут быть подвергнуты освидетельствованию уполномоченным на осуществление контрольных функций органом на соответствие техническим и противопожарным требованиям.
Согласно представленному в материалы дела Техническому паспорту на Понтоны железобетонные (л.д. 85-90) понтон железобетонный предназначен для формирования плавучего причала, обеспечивающего швартовку и стоянку маломерных судов, заправку их пресной водой, посадки и высадки пассажиров. В Техническом паспорте имеются ссылки на различные ГОСТы, которым в зависимости от указанной в паспорте характеристики должен соответствовать железобетонный понтон. В отношении характеристики остойчивости, непотопляемости имеется указание (л.д. 89) на соответствие рассматриваемого сооружения пунктам 2.13 и 2.14 ГОСТ 19105 "Суда прогулочные гребные и моторные", однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что понтон является маломерным судном, которое кроме признаков остойчивости и непотопляемости должно обладать и другими признаками и характеристиками, маломерным судам, и которыми не обладает спорный объект.
По мнению апелляционного суда, судом первой инстанции обоснованно не приняты в качестве надлежащих доказательств по делу заключение эксперта от 06.12.2012 N 01-1108 и заключение специалиста от 22.11.2012 N 06-19-41, так как выводы в данных заключениях сделаны относительно понтонов железобетонных типа "А", модели 1570, 1571, 1270, на которые имеются технические паспорта, в то время как используемые Организацией понтоны, не имеют технических паспортов, типы и модели их не определены.
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что Инспекцией не доказано использование Организацией понтонов в целях судоходства, не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о необходимости отнесения понтонов к маломерным судам и необходимости их регистрации, а следовательно, не представлено доказательств обоснованности и правомерности выданного предписания.
Кроме того, как правомерно указал суд, согласно распоряжению Министра МЧС РФ Пучкова В.А. от 29.06.2012 N 43-3342-1 с 01.07.2012 приостановлена контрольно-надзорная деятельность МЧС России в части, касающейся технического освидетельствования маломерных судов, до принятия соответствующих нормативных правовых актов.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование Организации, признав недействительным оспариваемое предписание в части регистрации причалов (понтонов) как маломерных судов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 января 2013 года по делу N А56-56129/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56129/2012
Истец: Санкт-Петербургская Региональная общественная организация "Яхт-клуб "Балтиец"
Ответчик: Отдел Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу
Третье лицо: Главное управление МЧС России по городу Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4499/13
15.01.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-56129/12
05.10.2012 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-56129/12