г. Москва |
|
23 апреля 2013 г. |
Дело N А40-146831/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Свиридова В.А. |
|
Бекетовой И.В. |
при ведении протокола помощником судьи Бахтиаровой Н.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "БРЕТАНЬ АВТО" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.01.2013 по делу N А40-146831/2012 судьи Семушкиной В.Н.,
по заявлению ООО "БРЕТАНЬ АВТО" (ОГРН 1057746758145; 121108, г.Москва, ул. Ивана Франко, д. 10)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
третье лицо: ООО "Лоджинг Спэйс"
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: Комаров А.А. по дов. от 15.01.2013;
от ответчика: Седых И.А. по дов. от 06.12.2012;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 24.01.2013 ООО "БРЕТАНЬ АВТО" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) от 29.10.2012 N 0204-116/2012/1.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права.
В обоснование указывает на отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку паспорта на виды отходов составлены и заблаговременно до момента проверки направлены на согласование начальнику Департамента Росприроднадзора по ЦФО.
Просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчиком не представлен.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит отмене на основании п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в период с 05.10.2012 по 10.10.2012 на основании распоряжения Департамента от 06.08.2012 N 0203-116/2012 проведена плановая выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации ООО "БРЕТАНЬ АВТО" по адресу: г.Москва, ул. Ивана Франко, д. 10.
Согласно Акту от 10.10.2012 N 0204-116/2012 в ходе проверки было, в том числе, установлено, что в нарушение ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) не составлены паспорта на следующие виды отходов:
- масла трансмиссионные отработанные (3 класс опасности):
- отработанная фильтрующая загрузка окрасочной камеры (3 класс опасности);
- масляные фильтры отработанные (3 класс опасности);
- осадок очистных сооружений от мойки машин (4 класс опасности);
- осадок очистных сооружений от ливневых стоков (4 класс опасности);
- бумага, загрязненная ЛКМ (4 класс опасности);
- смет с территории (4 класс опасности).
15.10.2012 должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы с участием представителя Общества был составлен протокол N 0204-116/2012/1 об административном правонарушении, которым ООО "БРЕТАНЬ АВТО" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоставлении паспортов опасных отходов.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 29.10.2012 N 0204-116/2012/1, вынесенным с участием представителя Общества, ООО "БРЕТАНЬ АВТО" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности ответчиком соблюдены.
При этом суд указал на то, что согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с ч.2 ст.14 Закона об отходах хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В силу ч.3 ст.14 Закона об отходах на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Такой порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов регламентирован приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 (далее - Порядок).
В пункте 2.4 Порядка установлено, что деятельность по паспортизации опасных отходов включает: подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; рассмотрение Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды и подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды; оформление и выдачу территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды); согласование паспортов опасных отходов.
Полномочия Росприроднадзора в данной области установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
В то же время, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как усматривается из материалов дела, 16.01.2012 Общество в установленном порядке обратилось в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с заявлением о согласовании паспортов опасных отходов, не вошедших в ФККО, с приложением необходимого комплекта документов.
Порядок и сроки осуществления действий по паспортизации опасных отходов регулируется п.п.3.1.2 - 3.11 названного Порядка.
Письмом от 22.03.2012 Департамент Росприроднадзора по ЦФО сообщил о том, что материалы паспортизации для указанных видов отходов направлены в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для организации проведения проверки обоснованности установления класса опасности отхода для окружающей природной среды и решения вопроса о выдаче свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды.
Дальнейшие действия по согласованию паспортов опасных отходов возлагаются на соответствующие подразделения Росприроднадзора, и находятся вне контроля Общества.
В настоящем случае длительное рассмотрение заявления, явившееся причиной отсутствия на момент проверки паспортов опасных отходов, обусловлено вопросами взаимодействия между структурными подразделениями Росприроднадзора.
В течение этого периода ответчиком дополнительные документы у ООО "БРЕТАНЬ АВТО" не запрашивались, решение об отказе в согласовании паспортов опасных отходов с указанием причин отказа принято не было.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае, заявителем выполнены установленные законом требования по согласованию с уполномоченным органом паспортов опасных отходов, в связи с чем вина Общества в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, отсутствует.
С учетом названных обстоятельств, нельзя признать правомерными выводы административного органа, поддержанные судом первой инстанции, о наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, у Департамента отсутствовали правовые основания для привлечения ООО "БРЕТАНЬ АВТО" к административной ответственности.
На основании изложенного, оспариваемое постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 29.10.2012 N 0204-116/2012/1 о назначении административного наказания является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необоснованным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Принимая во внимание вышеизложенное и, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.01.2013 по делу N А40-146831/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 29.10.2012 N 0204-116/2012/1.
Возвратить ООО "БРЕТАНЬ АВТО" из федерального бюджета уплаченную при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146831/2012
Истец: ООО "БРЕТАНЬ АВТО"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Правительство Москвы в лице Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
Третье лицо: ООО "Лоджинг Спэйс"