Комментарий к письму Минфина РФ
от 21 февраля 2008 г. N 03-11-05/40
Организации, состоящие на упрощенном режиме и выбравшие объект налогообложения "доходы минус расходы", нередко интересуются, какими документами они должны подтверждать свои затраты. Финансисты в комментируемом письме разбирают некоторые вопросы, касающиеся "бумажного" оформления расходов.
Бухучета нет, но документы нужны
Сразу следует отметить, что список расходов, учитываемых при применении УСН, в целом совпадает с перечнем затрат, включаемых в базу по налогу на прибыль. Что же касается обоснования и подтверждения расходов, то различий между "упрощенкой" и общим режимом нет никаких: требования, установленные пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса, остаются в силе. Поэтому "упрощенцы", оформляя свои расходы документами, могут руководствоваться "прибыльной" главой Налогового кодекса.
Несмотря на то что фирмы, состоящие на УСН, не ведут бухучет расходов (п. 3 ст. 4 Закона от 29.11.96 N 129-ФЗ), они не освобождены от документального подтверждения расходов. Ведь аналогом бухгалтерских регистров для "упрощенцев" служит книга учета доходов и расходов, указанная в статье 346.24 Налогового кодекса. Все альбомы унифицированных форм первичной учетной документации содержатся в постановлении Госкомстата от 18.08.98 N 88. Если же фирме приходится составлять иные документы, то в них необходимо указать обязательные реквизиты, список которых приведен в комментируемом письме.
Если используется касса, нужен чек
Кроме того, финансисты указали на необходимость применения всеми налогоплательщиками контрольно-кассовой техники. Правда, существуют определенные виды деятельности, при осуществлении которых ККТ не требуется. Данный льготный перечень присутствует в пункте 3 статьи 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. Кроме того, существуют бланки строгой отчетности, формы которых установлены Минфином. Такие документы заменяют собой кассовые чеки, однако могут применяться только в случаях, определенных постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171.
Расходы по операциям, связанным с использованием кассовых аппаратов, уменьшают налоговую базу только при наличии кассового чека. Однако это правило не означает, что другие бумаги могут отсутствовать. Финансисты как раз привели подобный пример: для учета "арендных" платежей требуются также договоры, акты, счета-фактуры и иные документы.
О.В. Чибисов,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 6, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.