Комментарий к постановлению Правительства РФ
от 1 марта 2008 г. N 132
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской
Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225"
Опубликованным документом постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" приведено в соответствие с действующей редакцией Трудового кодекса. Внесены изменения уточняющего характера в порядок ведения трудовых книжек, оформления дубликата трудовой книжки, выдачи ее при увольнении, учета и хранения трудовых книжек. Кроме того, определен порядок ведения и хранения трудовых книжек индивидуальными предпринимателями.
Так, комментируемый документ установил, что работодатели-"частники" должны вести трудовые книжки на каждого сотрудника в порядке, установленном законодательством. Если сотрудник трудился более 5 дней, то ему обязаны оформить данный документ. От ведения таковых освобождаются лишь работодатели - физлица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Соответственно в тексте документа вместо термина "организация" употребляется более широкое понятие "работодатель", под которое подпадают и организации, и физические лица, являющиеся и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, в постановлении уточнен срок выдачи работникам копий трудовых книжек или выписок из них. Если ранее срок составлял три дня, то теперь он равен трем рабочим дням, то есть выходные дни сейчас не учитываются.
Порядок заполнения трудовых книжек, а также формы приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них будут утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ (в ранней редакции документа было указано Министерство труда и социального развития РФ). Кроме того, предусмотрено, что форма личной карточки работника должна утверждаться Федеральной службой государственной статистики вместо Государственного комитета РФ по статистике.
Дополнен пункт 28 Правил ведения трудовых книжек. В прежней редакции постановления было указано, что если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации - работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа. Теперь это применимо и к случаям, когда ошибку в трудовой произвел "частник", ныне прекративший свою деятельность.
Помимо этого, внесены поправки в порядок хранения трудовых книжек, которые не получены при увольнении либо в связи со смертью работника. Согласно внесенным изменениям, документы должны храниться до востребования у работодателя, в соответствии с требованиями к их хранению. Напомним, что ранее правила ограничивали срок хранения трудовых книжек: в течение двух лет они должны были находиться в отделе кадров, а потом 50 лет - в архиве фирмы или предпринимателя.
Порядок хранения и использования персональных данных работников в организации устанавливается работодателем с соблюдением требований Трудового кодекса. Так, личные дела, карточки, трудовые книжки работающих в настоящее время необходимо хранить в отделе кадров в сейфах или специально оборудованных для данных целей шкафах, которые запираются и опечатываются. Личные дела работников, уволенных из организации, хранятся в архиве организации в алфавитном порядке.
Обратите внимание: несоблюдение порядка ведения трудовых книжек ведет к нарушению законодательства о труде и охране труда в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях. Так, должностным лицам компании грозит штраф в размере от 1000 до 5000 рублей; ПБОЮЛ - от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Самой же фирме придется заплатить от 30 000 до 50 000 рублей, или ее деятельность будет приостановлена на срок до 90 суток.
А.Д. Северов,
юрист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 6, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.