г. Москва |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А41-44921/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Юдиной Н.С., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Тарасенко Т. И.,
при участии в заседании:
от истца Открытого акционерного общества "Орловское" (ИНН: 5050080402, ОГРН: 1095050008788): Прель И. Ю., представитель по доверенности N 01/13 от 09.01.2013 г.,
от ответчика Администрации Раменского муниципального района Московской области (ИНН: 5040017514, ОГРН: 1025005120073): Колесникова О. П., представитель по доверенности N 1831 исх. 12 от 29.12.2012 г.,
от ответчика Администрации сельского поселения Вялковское (ИНН: 5040069304, ОГРН: 1065040000772): Колесникова О. П., представитель по доверенности б/н от 11.01.2013 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельского поселения Вялковское на решение Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2012 года по делу N А41-44921/12, принятое судьей Бобковой С. Ю.,
по иску Открытого акционерного общества "Орловское" к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Администрации сельского поселения Вялковское Раменского района об обязании принять объекты коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
отрытое акционерное общество "Орловское" (далее по тексту - ОАО "Орловское") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Раменского муниципального района Московской области об обязании принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения (л. д. 3 - 5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2012 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация сельского поселения Вялковское (л. д. 34).
Решением от 07 декабря 2012 года по делу А41-44921/12 Арбитражный суд Московской области исковые требования удовлетворил в полном объеме, обязав Администрацию муниципального образования сельское поселение Вялковское Раменского муниципального района Московской области принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения:
1. Станция перекачки КНС, площадью 34 кв. м, 1-этажное, инв. N 46:248:004:000131650:0001, лит. А, расположенное по адресу: Московская область, Раменский район, д. Зюзино (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-НД N 805369 от 04.03.2010 г.)
2. Водонасосная станция (помещение), площадью 80 кв. м, 1-этажное, инв. N 46:259:004:000145050:0001, лит. А, расположенное по адресу: Московская область, Раменский район, д. Зюзино (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-НД N 938557 от 15.03.2010 г.)
3. Сооружение - артезианская скважина N 2, площадью 50 кв. м, 1-этажные, инв. N 46:248:004:000131510:0001, лит. А. расположенное по адресу: Московская область, Раменский район, д. Зюзино (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-НД N 938556 от 15.03.2010 г.) (л. д. 54 - 57).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация сельского поселения Вялковское обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчиков просил отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционной суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ОАО "Орловское" является собственником объектов коммунально-бытового назначения, а именно:
- станция перекачки КНС, площадью 34 кв. м, 1-этажное, инв. N 46:248:004:000131650:0001, лит. А, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, д. Зюзино (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-НД N 805369 от 04.03.2010 г.);
- водонасосная станция (помещение), площадью 80 кв. м, 1-этажное, инв. N 46:259:004:000145050:0001, лит. А, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, д. Зюзино (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-НД N 938557 от 15.03.2010 г.)
- сооружение - артезианская скважина N 2, площадью 50 кв. м, 1-этажные, инв. N46:248:004:000131510:0001, лит. А, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, д. Зюзино (свидетельство о государственной регистрации права серии 50-НД N 938556 от 15.03.2010 г.)
Перечисленные объекты принадлежат ОАО "Орловское" на праве собственности на основании Приказа Министра обороны РФ N 833 от 07 августа 2009 года и передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия от 09 августа 2009 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (л. д. 18 - 20).
Истец пояснил, что в настоящее время ОАО "Орловское" находится в затруднительном финансовом положении, не имеет возможности финансирования данных объектов коммунально-бытового назначения, в связи с чем, осознавая значимость этих объектов для населения сельского поселения Вялковское Раменского района Московской области, ОАО "Орловское" выдвинуто предложение о передаче данных объектов в муниципальную собственность.
Письмом N 149 от 19 июля 2012 года истец обратился к главе сельского поселения Вялковское Раменского муниципального района Московской области о принятии в муниципальную собственность вышеуказанного имущества, однако передача объектов не произведена (л. д. 17).
Апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований соответствуют действующему законодательству, а также подтверждаются собранными по делу доказательствами.
В силу пункта 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, жилищный фонд, здания и строения социально-культурного и коммунально-бытового назначения. При этом независимо от того, на чьем балансе они находятся, объекты передаются в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 5 "Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", утвержденного Постановлением Правительства от 07 марта 1995 года N 235, органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утвержденной Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.
Порядок приватизации совхозов был установлен Постановлением Правительства от 04 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса". В соответствии с его нормами, а также положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 235 от 07 марта 1995 года "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" и Распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N114-рп "Об утверждении Положений об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" объекты жилищно-коммунального хозяйства не подлежали приватизации в ходе реорганизации совхозов.
В соответствии со статьей 217 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан или юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, при этом при совершении сделок в процессе приватизации нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК РФ о порядке приобретения и прекращения права собственности.
В силу требований статьи 3 пункта 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 43 пункта 6 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в случае, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, с даты вступления в силу настоящего Федерального закона имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что сделка приватизации указанных выше объектов коммунального назначения и инженерно-технических сооружений не соответствует требованиям действующего законодательства о приватизации, является законным и обоснованным.
На основании пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Приложения 3 к нему объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). К этим объектам отнесен, в частности, жилищный и нежилой фонд и объекты коммунально-бытового значения, объекты, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам
Согласно пункту 3 части 7 статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации до 1 января 2008 года обеспечивает безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося на день вступления в силу настоящей главы в федеральной собственности имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Со дня вступления в силу решения о передаче указанного имущества в муниципальную собственность до возникновения права собственности на передаваемое имущество органы местного самоуправления, а также находящиеся в их ведении муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, за которыми подлежит закреплению указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Постановлением Правительства от 17 июля 1995 года N 724 в целях улучшения функционирования объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и освобождения сельскохозяйственных товаропроизводителей от несвойственных им функций по содержанию и развитию этих объектов Правительство Российской Федерации постановило передать объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность
Согласно пункту 3 вышеуказанного Постановления в перечень объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций, подлежащих передаче в муниципальную собственность, могут включаться:
объекты социальной сферы (общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, клубы и дома культуры, лагеря труда и отдыха, кинотеатры, библиотеки,
больницы, амбулатории, поликлиники и фельдшерско - акушерские пункты, аптеки,
физкультурно - оздоровительные учреждения, санатории, профилактории, плавательные бассейны, стадионы);
обобществленный жилищный фонд:
объекты бытового обслуживания (комбинаты, дома и комнаты быта, комплексные
приемные пункты, ателье, гостиницы);
объекты торговли и общественного питания (магазины, кафе, столовые, рестораны);
объекты коммунального хозяйства (внутрипоселковые сети канализации, водопроводы,
тепловые сети, котельные, сети газоснабжения, автомобильные дороги, водозаборные
сооружения, сооружения по очистке питьевой воды и канализационных стоков, объекты
благоустройства и озеленения, бани и прачечные);
объекты инженерной инфраструктуры (внешние сети водоснабжения, канализации,
теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, телефонизации, межпоселковые
автомобильные дороги);
другие объекты общего пользования на селе.
Согласно пункту 4 вышеуказанного Постановления объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций передаются в муниципальную собственность безвозмездно вместе с технической документацией, необходимой для их эксплуатации, и без дополнительных условий по ремонту.
Передача этих объектов производится в месячный срок с момента принятия решения о передаче и оформляется актом приемки - передачи.
В силу пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 года N 723 " О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" Правительство РФ также рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить передачу объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность органам местного самоуправления.
Несмотря на то, что вышеназванные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие процедуру передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность, утратили свою силу, однако нормы действующего законодательства, устанавливающие обязанность по передаче этого имущества, продолжают действовать и в настоящее время.
Названный нормативный правовой акт носит императивный характер и подлежит обязательному исполнению всеми субъектами, которым он адресован, не допуская возможности иного.
Таким образом, в силу пункта 2 части 1 статьи 8 ГК РФ у ОАО "Орловское" возникла обязанность передать объекты социального и коммунально-бытового назначения, а у сельского поселения Вялковское Раменского муниципального района Московской области, на территории которого находятся спорные объекты - принять объекты социального и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность.
При таких условиях, как правильно указал суд первой инстанции в своем решении, уклонение Администрации муниципального образования сельское поселение Вялковское Раменского муниципального района Московской от принятия объектов социального и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность противоречит указанным выше нормам закона, в связи с чем требования истца об обязании ответчика принять в муниципальную собственность объекты коммунально-бытового назначения заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Доводы Администрации сельского поселения Вялковское о том, что спорные объекты находятся в ветхом состоянии, правового значения не имеют.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции и следует из пояснений представителей лиц, участвующих в деле, спорные объекты обслуживают не только ОАО "Орловское", но и жителей деревни Зюзино.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2012 года по делу А41-44921/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44921/2012
Истец: ОАО "Орловское"
Ответчик: Администрация Раменского муниципального района, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация с. п. Вялковское Раменского района, Администрация сельского поселения Вялковское Раменского муниципальногорайона