г. Санкт-Петербург |
|
25 апреля 2013 г. |
Дело N А56-15278/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Г.В. Борисовой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Е.С. Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5456/2013) Территориального управления ФС финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2013 по делу N А56-15278/2012 (судья Е.В. Синицына), принятое
по иску (заявлению) ООО "ФОРЕСИЯ АДП"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФОРЕСИЯ АДП" (ОГРН 1065256004252; Ленинградская область, г. Луга, ул. Большая Заречная, д. 1А; далее - ООО "ФОРЕСИЯ АДП", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3) (далее - Управление, административный орган) от 08.02.2012 N 41-11/510 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 31.01.2013 заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом положений статьи 168 АПК РФ, выразившееся в неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым оспариваемое постановление оставить в силе. По мнению подателя жалобы, протокол об административном правонарушении от 23.11.2011 составлен уполномоченным должностным лицом Санкт-Петербургской таможни, порядок действий должностных лиц таможенного органа при выявлении правонарушения соответствует приказу ФТС России от 02.04.2012 N 615. Также податель жалобы указывает, что Приказ ФТС России от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" признан утратившим силу с 16.07.2010 в связи с изданием Приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп, который в свою очередь был признан утратившим силу Приказом ФТС России от 02.04.2012 N615.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой заявитель просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.05.2010 обществом заключен контракт N 1052013 (далее - контракт) с нерезидентом - фирмой "Vernicolor" (Румыния) на поставку товара в адрес общества.
На основании указанного контракта обществом 02.08.2011 оформлен паспорт сделки N 11080017/2272/0000/2/0 в ОАО АКБ "РОСБАНК" (далее - банк паспорта сделки).
В ходе исполнения обязательств по контракту общество в марте 2011 года ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар (сырье и пластмассовые комплектующие для автомобильной промышленности) по ДТ N 10210190/160311/0000054 (отметка таможни "выпуск разрешен" 16.03.2011).
В соответствии с пунктом 2.4 Положения Центрального банка России от 01.06.2004 N 258-П общество обязано было представить справку о подтверждающих документах одновременно с копией ДТ N10210190/160311/0000054 в банк паспорта сделки в срок не позднее 31.03.2011. Однако справка о подтверждающих документах одновременно с ДТ N10210190/160311/0000054 обществом в банк паспорта сделки представлена 01.09.2011, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения N258-П, на 154 дня.
По факту выявленного в ходе проверки соблюдения актов органов валютного регулирования должностным лицом Санкт-Петербургской таможни 23.11.2011 в отношении общества составлен протокол N 10210000-725/2011 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (л.д.69-70).
08.02.2012 руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 41-11/510, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 43000 руб. (л.д.17-21).
Считая постановление Управления незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения и составления протокола об административном правонарушении) установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) (действовало на момент совершения правонарушения и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности).
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Пунктом 2.2 Положения N 258-П установлено, что подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах).
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Факт нарушения обществом установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах установлен судом первой инстанции и заявителем не оспаривается. Как следует из материалов дела, справка о подтверждающих документах одновременно с копией ДТ N 10210190/160311/0000054 представлена обществом в банк паспорта сделки с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П срока на 154 дня.
Нарушение срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление, правомерно исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, соблюдение установленного порядка привлечения к ответственности.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статье 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля, к которым в силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" относятся в том числе и таможенные органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Подпунктом 1 пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (утратил силу с 16.07.2010) начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, незаконных валютных операций, а также признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования, в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, включая нарушения установленных правил оформления паспортов сделок, и направление в подразделение валютного контроля соответствующей таможни в течение трех рабочих дней со дня выявления информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства для проведения проверки в установленном порядке, а в случае, если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, - в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
Согласно подпункту 2а пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 16.07.2010 N 1355дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" начальникам региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов предписано обеспечить выявление при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также по результатам проверки документов и сведений после выпуска товаров признаков нарушений резидентами валютного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов валютного регулирования в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями договоров (контрактов) должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации, и/или нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.
Таким образом, в силу положений Приказов Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 и от 16.07.2010 N 1355дсп, таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относится, в том числе, приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что валютные операции, связанные с ввозом товаров по ДТ N 10210190/160311/0000054 были совершены до дня подачи указанной декларации, административным органом в материалы дела не представлено.
Декларация на товары N 10210190/160311/0000054 принята таможенным органом 16.03.2011, следовательно, в силу положений Приказа ФТС России от 16.07.2010 N 1355дсп, Санкт-Петербургская таможня не имела права в данном случае возбуждать в отношении общества дело об административном правонарушении в отношении валютных операций, относящихся к передаче товара по указанной декларации и осуществляемых начиная с этой даты, в том числе составлять протокол об административном правонарушении.
В данном случае протокол об административном правонарушении N 10210000-725/2011 составлен должностным лицом Санкт-Петербургской таможни 23.11.2011, то есть после принятия таможенным органом декларации на товары и выпуска товара.
Ссылка подателя жалобы на то, что Приказ ФТС России N 1355дсп от 16.07.2010 утратил силу в связи с изданием Приказа ФТС России от 02.04.2012 N 615, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку протокол об административном правонарушении N 10210000-725/2011 от 23.11.2011 составлен до издания Приказа ФТС России от 02.04.2012 N 615 (на момент составления протокола действовал Приказ ФТС России N 1355дсп от 16.07.2010).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что протокол об административном правонарушении N 10210000-725/2011 от 23.11.2011, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, составлен неуполномоченным лицом.
Возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении, в том числе составление протокола по делу об административном правонарушении, влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания. Представленные Управлением документы, как не соответствующие требованиям законодательства, не являются доказательствами совершения обществом административного правонарушения и, как следствие, не могут служить основанием для привлечения его к административной ответственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области от 08.02.2012 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 41-11/510.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 января 2013 года по делу N А56-15278/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15278/2012
Истец: ООО "ФОРЕСИЯ АДП"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области