город Ростов-на-Дону |
|
26 апреля 2013 г. |
дело N А53-35499/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Л. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Администрации г. Зверево Ростовской области - представитель - Сопельняк Анатолий Павлович, доверенность от 09.01.2013 г.,
от Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю - представитель - Гончаров Владислав Анатольевич, доверенность от 15.01.2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Зверево Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2013
по делу N А53-35499/2012
принятое в составе судьи Ерёмина Ф.Ф. в порядке упрощенного производства
по заявлению Администрации г. Зверево Ростовской области
к Территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Зверево, Гуково, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах
об отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Зверево (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Зверево, Гуково, Красный Сулин, Красносулинском и Каменских районах (далее - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области) о признании незаконным и отмене постановления от 14.11.2012 г. N 989 о привлечении администрации к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
Решением суда от 07.02.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях администрации состава вменяемого ей административного правонарушения, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологического законодательства.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация г. Зверево обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда от 07.02.2013 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Канализационные сети г. Зверево не являются собственностью муниципального образования, а принадлежат ОАО "Донская Водная Компания", которая осуществляет ежедневный забор сточных вод из канализационных колодцев. Вина администрации в совершении вменяемого ей правонарушения не доказана.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал. Пояснил, что администрация была надлежащим образом уведомлена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела.
В судебном заседании 18.04.2013 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлено определение о перерыве до 25.04.2013 г. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании обращения гражданина о том, что в многоквартирных домах N 147 и N 152 по ул. Крупской в г. Зверево не работают канализационные сети, в связи с чем, фекалии поступают в подвальные помещения домов, в отношении администрации г. Зверево возбуждено дело об административном правонарушении.
В ходе проведения административного расследования управлением проведен осмотр вышеназванных домов и установлено, что водоотведение из указанных домов осуществляется по трубам через смотровые колодцы, расположенные между домами. Управлением назначено проведение экспертизы по установлению вредного воздействия на человека факторов среды обитания по адресам: г. Зверево, ул. Крупской N 147 и N 152.
По результатам проведенной ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области" экспертизы установлено, что канализационные колодцы переполнены, при входе в подвальные помещения отмечается сырость и зловонный запах, что не соответствует требованиям п. 9.2 СанПин 2.1.2.2645-10.
По данному факту в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении от 25.10.2012 г.
Постановлением управления от 14.11.2012 г. N 989 администрация г. Зверево привлечена к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде 10 000 руб. штрафа.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, администрация обратилась в суд с настоящими требованиями.
Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Объектом данного правонарушения является санитарно-эпидемиологичес- кое благополучие населения.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со ст. 1 Закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
В силу п. 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять, в том числе требования санитарного законодательства.
Статьей 23 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ установлено, что содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Нормативно-правовым документом в области проектирования, реконструкции, строительстве, а также содержании эксплуатируемых жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, за исключением гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков является Санитарные правила 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденные главным государственным санитарным врачом 27.12.10 г. N 175 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
В соответствии с пунктом 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается, в том числе захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Согласно пункту 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 при эксплуатации жилых помещений требуется:
- своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и других), нарушающих санитарно-гигиенические условия проживания;
- проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения администрации г. Зверево к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ послужил факт нахождения канализационной системы в многоквартирных домах N 147 и N 152 по ул. Крупской в г. Зверево в нерабочем состоянии, что приводит к заполнению подвальных помещений домов канализационными стоками.
Ссылка администрации на то обстоятельство, что канализационные сети города находятся в собственности ОАО "Донская Водная Компания", следовательно, администрация не является субъектом ответственности, не принимается апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпунктом 4 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования Город Зверево, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения относится к вопросам местного значения города.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относит организацию водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Материалами деле подтверждается, что водоотведение жилых домов N 147 и N 152 по ул. Крупской в г. Зверево не организовано: канализационные трубы находятся в нерабочем состоянии, сбор бытовых стоков производится в смотровые колодцы, не предназначенные для этих целей.
ОАО "Донская Водная Компания" на территории г. Зверево осуществляет прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. В то время как спорные многоквартирные дома не подсоединены к централизованной системе водоотведения. Общество оказывает жильцам только услуги по забору сточных вод из смотровых колодцев.
Поскольку функции водоотведения в пределах городского поселения относится к полномочиям органа местного самоуправления поселений, суд апелляционной инстанции считает, что администрация является надлежащим субъектом административной ответственности по вмененному правонарушению.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае администрация не представила доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне ее контроля. Администрация имела возможность для обеспечения исполнения требований санитарного законодательства в пределах городского поселения, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не приняла всех зависящих от нее мер по их соблюдению.
Таким образом, вывод управления о наличии в действиях администрации г. Зверево состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, является обоснованным.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на нарушение управлением порядка привлечения заявителя к административной ответственности, выразившегося в неуведомлении надлежащим образом администрации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При этом в силу части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Из изложенного следует, что лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, должно присутствовать при составлении протокола. Протокол может быть составлен в отсутствие этого лица лишь при условии надлежащего извещения общества о совершении данного процессуального действия. Выполнение этих требований направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к ответственности.
В процессе настоящего судебного разбирательства установлен факт составления протокола об административном правонарушении от 25.10.2012 г. в отсутствие представителя администрации.
В подтверждение надлежащего уведомления администрации г. Зверево о времени и месте составления протокола об административном правонарушении управлением представлено уведомление от 24.10.2012 г., на котором имеется отметка о получении его сотрудником администрации Денисовой 24.10.2012 г. (вх. N 5458 - л.д. 70).
При этом факт уведомления администрации за сутки до момента составления протокола не означает, что лицо привлекаемое к административной ответственности было лишено предоставленных ему законодательством гарантий и прав.
Получив уведомление управления о явке для составления протокола, администрация не реализовала свои права: не выразила волеизъявления присутствовать при составлении протокола, не направила ходатайства об отложении его составления, не направило каких-либо возражений по факту выявленного правонарушения.
В связи с этим, неявка лица, за сутки извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не является препятствием для совершения данного процессуального действия.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соблюдении управлением процессуальных требований КоАП РФ при ведении административного дела.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2013 по делу N А53-35499/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35499/2012
Истец: Администрация г. Зверево, Администрация г. Зверево РО
Ответчик: Территориальный отдел управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в городах Каменске-Шахтинском, Донецке, Зверево, Гуково, Красный Сулин, Красносулинском и Каменских районах, ТО Управления Роспотребнадзора по РО в г. Каменск-Шахтинском, Донецке, Зверево, Гуково, Кр.Сулин, Красносулинском и Каменском районах
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовсокй области