Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2013 г. N 11АП-3751/13
г. Самара |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А65-29489/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Липкинд Е.Я., Садило Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аникиной Е.Н.,
с участием:
от ГУ Региональное отделение ФСС РФ по РТ - Ларюхин А.Ю., доверенность от 05.03.2013,
от ФНС России - Ковалев Ю.Л., доверенность от 31.05.2012,
от конкурсного управляющего - Боброва О.М., доверенность от 11.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7,
апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань,
на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2013 года по требованию Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника, по делу N А65-29489/2010 (судья Сафиуллин М.И.)
о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Зеленодольский молочный комбинат", Республика Татарстан, г.Зеленодольск, (ИНН 1620001013, ОГРН 1021606752496),
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 октября 2011 года открытое акционерное общество (ОАО) "Зеленодольский молочный комбинат" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Ковалев И.В.
В Арбитражный суд Республики Татарстан 10 января 2012 года поступило требование Федеральной налоговой службы (далее - уполномоченный орган) о включении в реестр требований кредиторов должника с требованием в размере 8 573 027 руб. 77 коп., в том числе: 5 495 273 руб. 30 коп. - сумма капитализируемых платежей для обеспечения ежемесячными страховыми выплатами пострадавших на предприятии; 3 077 754 руб. 47 коп. - сумма для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2012 года требование уполномоченного органа удовлетворено частично в размере 5 495 273 руб. 30 коп. В части требования в размере 3 077 754 руб. 47 коп. - сумма для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию, отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2012 года определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июня 2012 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2012 года, в части отказа в удовлетворении требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию в размере 3 077 754 руб. 47 коп., указанные судебные акты отменены, с направлением на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
При новом рассмотрении, определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2013 года требование ФНС России о включении в реестр требований в размере 3 077 754 руб. 47 коп. - сумма для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию, оставлено без удовлетворения.
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2013 года.
В судебном заседании представители Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, ФНС России доводы апелляционной жалобы поддержали, просили определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2013 года отменить, требование уполномоченного органа удовлетворить.
Представитель конкурсного управляющего должника - Ковалева И.В., с доводами апелляционной жалобы не согласился, считал определение суда первой инстанции законным и обоснованным, полагал, что оснований для его отмены не имеется. Просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, по основаниям представленного отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие участников процесса.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2013 года по требованию Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника, по делу N А65-29489/2010, не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст.1093 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены и другие случаи, при которых может быть произведена капитализация платежей.
В соответствии с пунктом 1 ст.135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.
До даты введения процедуры конкурсного производства и признания должника банкротом, страховые выплаты пострадавшим на производстве, связанные с дополнительными расходами на медицинскую и социальную реабилитацию осуществлялись в размерах и на основаниях изданных приказов территориального отделения ФСС России по Республике Татарстан в соответствии с федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Закон об обязательном страховании), непосредственно самим Фондом социального страхования, за счет собственных средств Фонда.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 57 от 30.11.2006 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных лиц при исполнении ими обязанностей по трудовому договору осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации, который вправе потребовать от признанного банкротом должника капитализации платежей указанным лицам и выплаты фонду капитализированной суммы в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании.
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании определен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Таким образом, требование, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании, квалифицируется как требование кредитора третьей очереди.
Для определения размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации, используется "Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей", утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 г. N 72 (Методика).
Требования уполномоченного органа в размере 3 077 754 руб. 47 коп. - сумма для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию, исчисленные в соответствии с Методикой, подтверждаются расчетом дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших Алексанина С.Г., Афлетунова М.В., Зиганшиной Н.К. и Шигабутдиновой Ф.М., на их медицинскую и социальную реабилитацию, извещением о регистрации должника в качестве страхователя, актами N 1 формы Н-1 о несчастном случае на производстве, выписками из акта освидетельствования во ВТЭК, приказами о назначении ежемесячных страховых выплат, а также следующими программами реабилитации пострадавших в результате несчастного случае на производстве и профессионального заболевания: N 3417 от 18.10.2004 г. в отношении Афлетунова М.В. на обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения; N 1385 от 28.09.2010 г. в отношении Зиганшиной Н.К. на обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения; N 489 от 15.02.2010 г. в отношении Алексанина С.Г. на обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения; N 1555/1656 от 11.11.2010 г. в отношении Шигабутдиновой Ф.М. на обеспечение лекарственными средствами, приспособлениями, санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" следует, что по смыслу пункта 1 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ капитализации подлежат только повременные платежи, уплачиваемые на основании пункта 1 статьи 1085, пункта 1 статьи 1092 Гражданского кодекса Российской Федерации в счет возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел или определенно мог иметь.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" прямо указано, что капитализации подлежат только повременные платежи.
Дополнительные расходы на медицинскую и социальную реабилитацию пострадавших не являются, по сути, периодическими повременными платежами, а представляют собой расходы сверх сумм выплат в счет возмещения утраченного заработка и в таких случаях Методика расчета размера капитализируемых платежей применению не подлежит.
Пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" не содержит ссылок на его применение исключительно только к не застрахованным гражданам.
Тогда как пункты 1-4 указанного постановления также не позволяют установить, что разъяснения высшей судебной инстанции затрагивают исключительно пострадавших, не являющихся застрахованными лицами.
Так в частности положения абзаца 4 пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" касаются не только не застрахованных лиц, но и иных лиц, имеющих право на страховые выплаты.
По смыслу пунктов 1-5 указанного постановления Пленума ВАС РФ пострадавшие, являющиеся работниками ответственного за вред лица, не могут быть поставлены в более выгодные условия по сравнению с пострадавшими, таковыми не являющимися. Также и объем требований уполномоченного органа о включении в реестр капитализированных платежей не должен зависеть от статуса пострадавшего субъекта.
На основании изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что требование уполномоченного органа, о включении в состав третьей очереди реестра требований кредиторов должника дополнительных расходов на медицинскую и социальную реабилитацию в размере 3 077 754 руб. 47 коп., удовлетворению не подлежит.
Более того, не согласившись с постановлением суда кассационной инстанции конкурсным управляющим ОАО "Зеленодольский молочный комбинат" подано заявление о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.11.2012.
29 января 2013 г. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации вынесено определение N ВАС-18464/12 об отказе в передаче дела N А65-29489/2010 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.11.2012.
В указанном определении Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что оценив доводы заявителя и содержание оспариваемого судебного акта, считает позицию Арбитражного суда Поволжского округа ошибочной и не соответствующей сложившейся судебной практике применения статьи 135 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей".
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением требований материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 февраля 2013 года по требованию Федеральной налоговой службы о включении в реестр требований кредиторов должника, по делу N А65-29489/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.