Знакомьтесь, инструкция от Минфина о проверке игорных заведений
Под занавес прошедшего года финансовое ведомство "порадовало" игорные заведения многими нормативными документами, разработанными с целью реализации Закона об организации и проведении азартных игр (далее - Закон). Одной из последних в списке подзаконных актов стала отраслевая Инструкция *(1), которой могут руководствоваться налоговики, проверяя организаторов азартных игр на соблюдение требований Закона. Документ вступил в силу с февраля этого года, и территориальные налоговые органы уже получили указания от центрального аппарата ФНС о порядке проведения проверок организаторов азартных игр по Инструкции.
Что могут проверить налоговики в игорном заведении, руководствуясь данным нормативным документом? Какие контрольные действия налоговиков входят в план проверки? Каков регламент проведения проверки и оформления ее результатов? Какими рамками ограничены действия налоговиков в ходе проверки и какие меры может предпринять организатор азартных игр, если ревизоры превысили свои полномочия? Сейчас эти вопросы могут возникнуть у любого игорного заведения, поэтому редакция журнала решила уделить им первоочередное внимание в настоящей статье.
При проведении каких проверок налоговикам поможет Инструкция?
Организаторам азартных игр хорошо известно, какими широкими полномочиями в игорном бизнесе обладает Федеральная налоговая служба. Помимо проверки расчетов игорных заведений с бюджетом по налогам и сборам на налоговиков возложена обязанность осуществлять самостоятельный вид государственного контроля за соблюдением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Через свои территориальные органы ФНС проверяет техническое состояние игрового оборудования (ч. 3 ст. 3 Закона) и контролирует соблюдение организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям (ч. 3 ст. 16 Закона). Именно при проведении этих ревизионных мероприятий налоговики возьмут на вооружение Инструкцию.
Одним из главных достоинств данного документа является то, что в нем расписаны контрольные действия ревизоров в ходе проверки, что может в какой-то степени оградить игорные заведения от произвола "инициативных" инспекторов, иногда превышающих предоставленные им полномочия. В рамках каких контрольных процедур могут действовать налоговики в игорном заведении при проверке соблюдения "азартного" Закона?
К каким контрольным действиям проверяющих следует быть готовым?
Все действия налоговиков при проверке в игорном заведении прописаны в первом разделе Инструкции. Контрольные процедуры установлены отдельно для проверки технического состояния игрового оборудования и контроля за соблюдением требований, предъявляемых к игорным заведениям. Сразу скажем, что организаторы азартных игр не откроют для себя ничего нового в отношении контрольных действий налоговиков, так как все они вытекают из тех или иных норм "азартного" законодательства.
В части проверки соблюдения требований
к техническому состоянию оборудования
В ходе проверки соблюдения требований к техсостоянию игрового оборудования для инспекторов установлены три вида контрольных действий.
1. Проверка наличия декларации о соответствии игрового оборудования требованиям, предъявляемым к игровому автомату (далее - декларация)*(2).
Данная процедура неспроста предусмотрена для проверки техсостояния игровых автоматов: каждый из них должен быть не только поставлен на учет по месту своего нахождения, но и задекларирован в налоговой инспекции. Необходимо, чтобы декларация была составлена в двух экземплярах, один из которых должен храниться у налоговиков не только на бумажном, но и на магнитном носителе. Но зачем проверять наличие декларации в игорном заведении, если в обоих экземплярах указаны одинаковые сведения? Очевидно для того, чтобы удостовериться, что организатор азартных игр не поленился и составил столько деклараций, сколько необходимо по закону. Напомним, что в казино и залах игровых автоматов в зоне обслуживания посетителей должно быть не меньше 50 игровых автоматов. В игорном заведении налоговикам придется проверить не меньшее количество деклараций.
Контрольное действие предполагает проверку лишь наличия декларации, в то время как соответствие указанных в ней сведений фактическим данным проверяется в ходе следующих контрольных действий.
2. Проверка соответствия данных игровых автоматов, копий сертификатов, подтверждающих результаты экспертизы игровых программ, с целью установления отсутствия в них недекларированных возможностей по изменению технически заложенного процента денежного выигрыша, находящихся в игорном заведении, данным, указанным в декларации.
На этом этапе сопоставляются данные, отраженные в одних документах (в декларациях), сведениям, указанным в других документах (в копиях сертификатов). В этом положении Инструкции финансисты в очередной раз подтвердили свою позицию: результаты экспертизы игровых программ, проводимой с целью установления отсутствия в них недекларированных возможностей по изменению процента выигрыша, подтверждаются только копиями сертификатов, которые должны иметь уникальный идентификационный номер (Письмо Минфина РФ от 29.10.2007 N 05-03-03/167). Акты метрологического контроля игровых автоматов вряд ли помогут игорному заведению: в Инструкции ни слова не сказано об этих документах и налоговики просто не примут их во внимание при проверке технического состояния игрового оборудования.
Сверкой документальных данных этот этап не заканчивается - ревизоры сопоставляют такие сведения с идентификационными данными игровых автоматов и после этого (если все в порядке) они переходят к последнему контрольному действию в рамках проверки техсостояния игрового оборудования.
3. Проверка значения технически заложенного среднего процента выигрыша, установленного в каждой игровой программе, осуществляемая визуальным контролем значения процента, выведенного на экран меню настройки игрового автомата, которое сверяется со значением процента выигрыша, указанного в декларации.
Данное контрольное действие, скорее, простая формальность: маловероятно, что процент выигрыша, выведенный на экран игрового автомата, окажется отличным от задекларированного в инспекции показателя. Если по каким-либо причинам на экран игрового автомата (в меню настроек) не выводится процент выигрыша, то организатору азартных игр следует принять меры по устранению неисправности, перед тем как придут проверяющие. В противном случае игровые автоматы могут не пройти проверку их технического состояния, которая невозможна без непосредственного контроля проверяющими процента выигрыша, заложенного в программах игровых автоматов.
В целом проверка техсостояния игрового оборудования не доставит игорному заведению неприятных сюрпризов, если в программах игровых автоматов, находящихся в собственности заведения, заложенный средний процент выигрыша не менее минимально допустимого и в наличии все необходимые документы на игровое оборудование. Другой вид проверки соблюдения требований, предъявляемых Законом к игорным заведениям, не так прост как для организаторов азартных игр, так и для налоговиков, поле деятельности которых в этом направлении "азартной" ревизии значительно шире.
В части контроля за соблюдением требований к игорным заведениям
Проверка соблюдения требований "азартного" законодательства включает два вида контрольных действий, однако по содержанию и охвату проверяемых участков эти процедуры гораздо сложнее и занимают больше времени по сравнению с вышерассмотренными действиями инспекторов в ходе проверки технического состояния игрового оборудования. Итак, налоговики выполняют следующие контрольные действия.
1. Проверка соблюдения организаторами азартных игр требований, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Закона.
Данная процедура контроля - одна из самых масштабных. В указанных частях ст. 16 Закона содержатся практически все основные отраслевые требования к организаторам азартных игр, в том числе в виде отсылочных норм к другим статьям Закона. Перечислять все требования нет необходимости. Организаторы азартных игр за год действия Закона уже успели выучить их, начиная с требований к размеру чистых активов, размещению игорного заведения, продолжая минимальными "цензами" к площади зоны обслуживания, количеству игровых автоматов (столов) и заканчивая многими другими требованиями к игорным заведениям.
Просто знать эти требования операторам игорной индустрии недостаточно - их нужно выполнять, так как именно за несоблюдение норм ч. 1 и 2 ст. 16 Закона предусмотрены самые суровые меры ответственности вплоть до закрытия игорных заведений. В п. 15 Инструкции этому моменту уделено особое внимание. В нем говорится о том, что в случае обнаружения нарушения рассматриваемых требований Закона руководитель налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносит предписание об устранении выявленных нарушений. Возможны два варианта такого предписания: худший - о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным ч. 1 и 2 ст. 16 Закона, приемлемый - об устранении иных нарушений.
Возможно, Минфин имел в виду, что эти варианты предписания не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга, что лишний раз говорит о недоработанности и запутанности данных норм Инструкции. Если речь идет о выявлении нарушений, установленных ч. 1 и 2 ст. 16 Закона, то зачем упоминать об иных нарушениях, на устранение которых выдается предписание? Вероятно, Минфин лишний раз подчеркивает, на устранение каких нарушений выдается предписание о прекращении деятельности игорных заведений, в то время как устранение других нарушений в качестве дополнения касается тех игорных заведений оператора, которые не попали в разряд подлежащих закрытию игровых точек организатора азартных игр. На сегодняшний день вопрос о прекращении деятельности игорных заведений нельзя назвать проработанным на законодательном уровне и Инструкция в этот вопрос не вносит ясности. В ней лишь отмечено, что в предписании также указывается на необходимость подачи в налоговый орган (по месту регистрации объектов налогообложения игорного бизнеса) заявлений о регистрации изменения (уменьшения) количества объектов налогообложения. Иными словами, налоговики вместе с прекращением деятельности игорных заведений обязывают их владельцев снять с учета объекты налогообложения, тем самым подталкивая налогоплательщика к самостоятельному прекращению азартной деятельности. Налоговым кодексом, регулирующим порядок постановки на учет и снятия с учета объектов налогообложения, такой добровольно-принудительный порядок снятия с учета "азартных" объектов не предусмотрен. Поэтому организатор азартных игр, следуя нормам ч. 3 ст. 366 НК РФ, регистрирует изменение (уменьшение) количества "азартных" объектов не позднее чем за два дня до даты фактического их выбытия. Инспектор может снять с учета игровые автоматы и другие объекты налогообложения самостоятельно, но только после того, как организация будет ликвидирована (Письмо Минфина РФ от 03.12.2007 N 03-05-05-05/05).
Предложенный порядок соответствует нормам НК РФ, но, к сожалению, не согласуется с Инструкцией, в которой Минфин предписывает налоговикам не ждать, а действовать в случае невыполнения в срок предписания, полученного организатором азартных игр. Действовать налоговики должны в рамках ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, составляя протокол об административном правонарушении, выразившемся в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. За невыполнение предписания установлены штрафные санкции: на должностных лиц штраф в размере от 1 000 до 2 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет; на юридических лиц штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. По сравнению с "азартными" налоговыми штрафами, установленными ст. 129.1 НК РФ, административные санкции небольшие, но неприятные. К тому же в случае невыполнения предписания чиновники могут обратиться в суд и решить вопрос о продолжении деятельности игорного заведения и устранения выявленных нарушений законодательства в судебном порядке. Безусловно, встреча организаторов азартных игр с налоговиками в суде далеко не лучший вариант для обеих сторон. Поэтому налоговики сначала воспользуются вариантом досудебного урегулирования вопроса с организатором азартных игр, не выполняющим требования отраслевого законодательства.
Несомненно, предложенные Минфином меры ответственности - вынесение предписания о прекращении деятельности и в случае его невыполнения составление протокола об административном правонарушении - являются достаточно жесткими по отношению к организаторам азартных игр. Но рассчитывать на какие-то более лояльные меры не приходится: чиновники лишь выполняют норму ч. 6 ст. 16 Закона, обязывающую прекратить деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1 и 2 ст. 16 Закона. Поэтому организаторам азартных игр лучше не доводить дело до крайних мер и выполнять рассматриваемые требования Закона до получения предписания от налоговиков. Другой вопрос, предписание может быть составлено на основании недостаточно доказанных фактов правонарушений, тогда организатор азартных игр может обжаловать действия должностных лиц инспекции в вышестоящий орган или в суд. Но это тема отдельной статьи, вернемся к контрольным процедурам, проводимым в ходе проверки соблюдения норм "азартного" законодательства в игорном заведении.
2. Проверка дополнительных требований, установленных Правительством РФ в соответствии с Законом.
Данное контрольное действие в Инструкции не поясняется, но организаторы азартных игр без труда догадались, о каких дополнительных требованиях идет речь.
Постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение Закона, не так много. Одним из них утверждено Положение о лицензировании букмекерских контор и тотализаторов*(3), другим - Порядок и состав представления сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением Закона*(4), третьим - Правила совершения операций с денежными средствами при проведении азартных игр*(5).
Названными нормативными актами помимо вышеперечисленных требований к техническому состоянию игрового оборудования и игорным заведениям установлены:
- лицензионные условия к букмекерским конторам и тотализаторам, которые в большей степени дублируют требования отраслевого Закона;
- порядок представления по установленной форме сведений о соблюдении Закона, в том числе на территории игорных зон.
Кроме того, дополнительные требования касаются совершения операций с денежными средствами - на эти условия даны отсылочные нормы к порядку ведения кассовых операций в РФ и нормам законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Проверка соблюдения отдельных из перечисленных дополнительных требований к игорным заведениям имеет свои особенности, причем такие проверки проводят не налоговики, а другие уполномоченные органы. Например, соблюдение требований законодательства в части противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, проверяет финразведка, руководствуясь отдельным Положением *(6). Каким образом налоговики должны проверять соблюдение данных требований и должны ли они это делать, в Инструкции не поясняется, как и то, как контролирующие органы обязаны проверять соблюдение других дополнительных требований к игорным заведениям, установленных Правительством РФ.
К чему приведет такая неурегулированность контрольных действий в рамках проверки соблюдения дополнительных требований, нетрудно догадаться - к разногласиям между проверяющими и проверяемыми. Разрешить спорные вопросы отчасти смогут разъяснения финансового ведомства, которые, вероятно, скоро будут опубликованы в дополнение к отраслевой Инструкции. Пока же налоговики могут руководствоваться тем, что есть, и выполнять контрольные действия в ходе проверки сплошным или выборочным способом (по своему усмотрению). При этом ревизоры обязаны проводить проверку по установленному Инструкцией регламенту.
Организационные моменты проведения проверки
Проверка игорного заведения, как и любое контрольное мероприятие, проводится по установленным основаниям, в определенные сроки, в объеме тех прав и обязанностей, которыми наделены проверяющие лица. Рассмотрим отдельно каждое из перечисленных взаимосвязанных звеньев одной цепи контрольных мероприятий, проводимых в игорных заведениях.
Назначение и план проверки
При организации и проведении мероприятий "азартного" контроля проверяющим, так же как и проверяемым, следует исходить из того, что основные требования по этому вопросу содержатся в Законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей*(7), на который в Инструкции есть отсылочные нормы. Инструкция лишь дополняет и уточняет отдельные (больше отраслевые) нюансы проведения контрольных мероприятий. Поэтому при недостаточности в Инструкции тех или иных сведений по организации и проведению проверки следует обращаться к соответствующим положениям Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В Инструкции отмечено, что налоговики проводят плановые и внеплановые проверки. Когда игорному заведению готовиться к таким проверкам, в Инструкции не сказано. Обратимся к Закону о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В нем говорится, что плановые мероприятия по контролю проводятся на предмет соблюдения обязательных требований законодательства. Плановые проверки проводятся с периодичностью раз в два года, в отношении субъектов малого предпринимательства - раз в три года.
Предметом внеплановых проверок является контроль выполнения предписаний об устранении выявленных в результате планового мероприятия нарушений обязательных требований. Кроме этого, внеплановые мероприятия по контролю проводятся в случаях:
- получения информации от юридических лиц, предпринимателей, органов государственной власти о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и предпринимателей;
- возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
- обращения граждан, юридических лиц и предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Для игорных заведений из перечисленных оснований внеплановый контроль наиболее вероятен после проведения плановых проверок, когда им выдано предписание об устранении нарушений, а также в случае обращения в инспекцию граждан и других лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов. При этом обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в контролирующий орган, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Любая проверка игорного заведения (плановая или внеплановая) проводится на основании распоряжения соответствующего территориального налогового органа, перечень отражаемых сведений в котором поименован в п. 6 Инструкции. Распоряжение (либо его копия, заверенная печатью инспекции) предъявляется организатору азартных игр. Для него среди всех указанных в распоряжении сведений представляют интерес правовые основания, цели, задачи и предмет проводимой проверки, а также даты ее начала и окончания. Большинство из перечисленных вопросов мы уже разобрали, остановимся на сроках проведения проверки.
Сроки проведения проверки
Инструкцией не установлены четкие сроки проведения проверки игорного заведения, что вполне объяснимо. Продолжительность проверки, численный и персональный состав проверяющей группы устанавливаются исходя из объема предстоящих контрольных действий проверяемого организатора азартных игр и из других обстоятельств.
И все же срок проведения проверки ограничен одним месяцем, за исключением случаев, когда срок проверки игорного заведения может быть продлен. Сделать это может руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, назначивший проверку, на основе мотивированного запроса руководителя проверяющей группы. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на месяц, а оформляется это соответствующим распоряжением руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа. При этом решение о продлении срока проведения проверки доводится в обязательном порядке до сведения организатора азартных игр.
В Инструкции не сказано, какова должна быть мотивация решения о продлении срока проведения проверки. Ответ дан в ч. 3 ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: срок проведения контрольных мероприятий может быть продлен в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю. Проверка технического состояния игрового оборудования и контроль за соблюдением организатором азартных игр норм Закона могут быть отнесены к исключительным случаям, что дает право налоговикам продлить срок проведения проверки до двух месяцев.
Отсчитывать срок проведения проверки следует с даты начала проведения проверки, указанной в распоряжении, и до дня подписания акта проверки руководителем проверяемого организатора азартных игр (его представителем). В случае отказа подписать или получить акт проверки днем окончания проверки считается день направления проверяемому организатору азартных игр акта проверки по почте или иным способом.
В дополнение заметим: все, что было сказано о сроках проведения проверки, касается организатора азартных игр, а не какого-то одного его подразделения. Несмотря на то что проверка проводится на основании распоряжения территориального налогового органа, проверяется юридическое лицо - организатор азартных игр, а не отдельно взятое игорное заведение. Организатор азартных игр, имеющий несколько игорных заведений, как правило, состоит на учете в нескольких налоговых инспекциях. Какая из них будет проверять оператора игорного бизнеса, зависит от того, как решит ФНС, ведь именно ей Инструкцией предоставлено право непосредственного проведения проверки или через свои территориальные органы. В списке претендентов на проведение проверки больше шансов у налогового органа по местонахождению юридического лица (его исполнительного органа). В помощь налоговики могут привлечь специалистов иных организаций (экспертов). Решение о включении указанных специалистов в состав проверяющей группы принимается по согласованию с руководителем соответствующей организации (п. 7 Инструкции). После того, как решены все подготовительные вопросы, можно перейти к самой проверке организатора азартных игр.
Проведение проверки
Как указывалось выше, вопросам непосредственного контроля и взаимодействия проверяющих и проверяемых лиц в Инструкции уделено мало внимания. В п. 13 этого документа дана ссылка на контрольные мероприятия, которых должны придерживаться налоговики в ходе проверки игорного заведения. В п. 14 Инструкции говорится о том, что руководитель проверяющей группы вправе получать письменные объяснения от должностных и иных лиц проверяемого организатора азартных игр, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, а также заверенные копии документов, необходимые для выполнения контрольных действий. В случае отказа от представления указанных объяснений, справок, сведений и копий документов в акте проверки делается соответствующая пометка.
Как заметит читатель, мы перечислили права проверяющих, но не следует забывать о том, что у них есть и обязанности. Обязанности руководителя проверяющей группы начинаются с предъявления организатору азартных игр распоряжения о проведении проверки либо его заверенной копии. Далее следует представление участников проверяющей группы и решение организационно-технических вопросов проведения проверки. Все ревизоры обязаны иметь при себе удостоверения. Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. Об этом говорится уже не в Инструкции, а в Законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о котором не должны забывать налоговики в ходе проверки. В данном законе более подробно расписаны обязанности ревизоров и ограничения при проведении контрольных мероприятий. В п. 29 Инструкции дано прямое указание на следование в названных вопросах нормам Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поэтому кратко перечислим обязанности проверяющих и ограничения, которые они должны соблюдать.
Должностные лица налоговых органов при проведении проверки обязаны:
- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы проверяемых лиц;
- проводить мероприятия по контролю на основании ведомственных распоряжений и в строгом соответствии с ними;
- посещать объекты (территории и помещения) проверяемых лиц с целью проверки только во время выполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и соответствующего распоряжения о проведении проверки;
- не препятствовать представителям проверяемого лица присутствовать при проверке, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять должностным лицам проверяемого лица либо их представителям относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
- знакомить проверяемых лиц с результатами проверки;
- при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов.
Должностные лица налоговых органов при проведении проверки не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции налогового органа, от имени которого действуют должностные лица;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых организаций либо их представителей;
- требовать представления документов, информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- превышать установленные сроки проведения проверки.
Знание перечисленных положений Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволит организатору азартных игр отстоять свои права и законные интересы как в ходе проверки, так и по ее завершении, главное - не забыть сделать отметку о возражениях в итоговом документе - акте проверки.
Оформление результатов проверки
Результаты проверки игорного заведения оформляются актом проверки, составляемым в двух экземплярах: для проверяемого лица и для налогового органа, который проводил проверку.
При составлении акта Инструкция обязывает налоговиков следовать принципу объективности, обоснованности, системности, четкости, доступности и лаконичности изложения (без ущерба для содержания).
Как и любой акт проверки, "азартный" отчет налоговиков начинается с указания проверяемых и проверяющих лиц, времени начала и окончания проверки. Далее отражаются сведения, установленные в ходе ревизионного мероприятия. Почти все они имеют отношение к соблюдению требований "азартного" законодательства, поэтому мы не будем их перечислять. Образец акта дан в отдельном приложении к Инструкции
Результаты проверки, отражаемые в акте проверки, должны подтверждаться результатами контрольных действий, письменными объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверяемого организатора азартных игр, другими материалами. Копии документов, подтверждающие выявленные нарушения, заверяются подписью организатора азартных игр или его представителя, печатью проверяемого лица и прилагаются к акту проверки. В числе таких документов (их копий) поименованы:
- расчет стоимости чистых активов по утвержденной Минфином форме;
- декларация о соответствии игрового оборудования требованиям к игровому автомату на каждую единицу оборудования;
- копии сертификатов, подтверждающих результаты экспертизы игровых программ, проводимой с целью установления отсутствия в них недекларированных возможностей;
- копии документов, подтверждающих право собственности организатора азартных игр на игровое оборудование;
- копии документов, подтверждающих наличие в штате игорного заведения сотрудников, обеспечивающих личную безопасность работников, участников азартных игр и иных посетителей во время их нахождения в игорном заведении, или копия договора о предоставлении охранных услуг;
- поэтажный план здания, в котором расположено игорное заведение, с указанием площади, выданный БТИ;
- прочие необходимые в ходе проверки приложения.
Организатору азартных игр следует заранее позаботиться об этих документах (их копиях) - тогда в акте проверки будет меньше белых пятен и, соответственно, у налоговиков будет меньше претензий к организатору азартных игр. В случае если в ходе проверки выявлено нарушение, в его описании должны быть указаны положения законодательных и иных нормативных правовых актов, которые были нарушены, в чем выразилось нарушение. Кроме этого, организаторам азартных игр необходимо иметь в виду, что в акте проверки не допускаются:
- выводы, предположения, факты, не подтвержденные документально;
- указания на материалы правоохранительных органов и показания, данные следственным органам должностными и иными лицами игорного заведения;
- морально-этическая оценка действий должностных и иных лиц проверяемого игорного заведения.
В целом Инструкция не станет открытием для организаторов азартных игр. Этого и следовало ожидать: каков Закон, такова и Инструкция по соблюдению его непростых требований. Надеемся, что статья поможет организаторам азартных игр пройти не одну налоговую проверку на знание и соблюдение норм "азартного" законодательства.
С.В. Булаев
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция о порядке проведения федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, приведена в Приложении к Приказу Минфина РФ от 08.11.2007 N 100н.
*(2) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 N 540.
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451.
*(4) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.08.2007 N 540.
*(5) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2007 N 441.
*(6) Положение о порядке осуществления федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2006 N 183н.
*(7) Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"