Учетная политика при "упрощенке"
Учетная политика - это основа всей системы бухгалтерского и налогового учета предприятия. От нее зависит деятельность всей организации в целом. В конце года каждая организация пересматривает свою учетную политику: необходимо ли внести изменения или все оставить как есть в новом году. А нужна ли учетная политика "упрощенцам"? Должен ли быть приказ об учетной политике при применении УСНО на предприятии? Сегодня налоговое законодательство предоставляет право выбора элементов налогового учета, которые непосредственно влияют на формирование и, соответственно, на размер налогооблагаемой базы. Рассмотрим особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета "упрощенцев", на что следует обратить внимание при ее составлении и какие элементы мы можем изменить и когда.
Прошли те времена, когда организация могла вполне успешно работать, имея всего один приказ об учетной политике. Сегодня предприятие, независимо от режима налогообложения, должно иметь как минимум два приказа об учетной политике:
- учетная политика для целей бухгалтерского учета;
- учетная политика для целей налогового учета (для "упрощенцев" под этим понимается единый налог при УСНО).
Вполне возможен вариант, когда может быть один приказ об учетной политике, но с приложениями. Суть дела от этого не меняется.
Значение приказа об учетной политике особенно возрастает для "упрощенцев", применяющих объект налогообложения "доходы минус расходы".
Зачем нужен бухгалтерский учет при применении УСНО?
Организация, применяющая УСНО, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) освобождается от ведения бухгалтерского учета. Она ведет учет доходов и расходов в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Основанием для внесения записей в книгу учета доходов и расходов являются первичные документы. Однако, на наш взгляд, "упрощенцам" необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме, и, как показывает практика, многие организации, применяющие УСНО, так и поступают, в частности, по следующим причинам:
- п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ обязывает "упрощенцев" вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете, и согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб., не вправе применять УСНО. Таким образом, если предприятие работает по УСНО, то оно обязано не просто вести учет основных средств, но и отслеживать их остаточную стоимость, чтобы не превысить установленный предел;
- организация может утратить право на применение УСНО по причинам, отличным от превышения остаточной стоимости активов (например, превышен предельный уровень доходов). В этом случае у нее с момента перехода на общий режим налогообложения возникает обязанность вести бухгалтерский учет в полном объеме. Как правило, это происходит в середине года, поэтому приходится восстанавливать бухгалтерский учет, вводить начальные остатки. На практике это создает серьезные проблемы;
- организация осуществляет расчеты с различными контрагентами: другими организациями, персоналом, налоговыми органами, внебюджетными фондами, учредителями и т.д. При ведении бухгалтерского учета в полном объеме у нее не возникает проблем с учетом расчетов с указанными контрагентами;
- организация может выплачивать доходы в виде дивидендов другим организациям и физическим лицам. В этом случае "упрощенец" должен определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Поэтому организация в целях определения чистой прибыли и стоимости чистых активов обязана вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленной форме и представлять эту отчетность по требованию акционеров (Письмо Минфина РФ от 10.01.2006 N 03-11-05/2);
- ведение бухгалтерского учета позволяет организации иметь полную и достоверную информацию о хозяйственной деятельности и имущественном положении. Без полноценного бухгалтерского учета невозможно увидеть целостную картину финансового состояния организации. Такие сведения могут быть полезны как внутренним пользователям - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации для принятия управленческих решений, так и внешним - инвесторам, кредиторам и др.
Кроме того, на практике часто встречается совмещение режимов. При совмещении УСНО и спецрежима в виде ЕНВД у налогоплательщиков возникает вопрос: следует ли вести бухгалтерский учет?
Минфин в Письме от 19.03.2007 N 03-11-04/3/70 указал: организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых согласно Закону N 129-ФЗ не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации, то есть по всем видам предпринимательской деятельности (см. также письма Минфина РФ от 31.10.2006 N 03-11-04/2/230, от 16.12.2005 N 03-11-04/2/156, УФНС по г. Москве от 06.06.2007 N 18-11/3/052731@, от 01.03.2005 N 18-11/3/12959).
На наш взгляд, такую точку зрения можно признать обоснованной, поэтому с учетом вышеприведенных доводов ведение бухучета в данной ситуации является обязательным, даже в случае освобождения налогоплательщика от этой обязанности вести бухгалтерский учет целесообразно.
Отдельно хотелось бы сказать о том, что проект нового закона о бухгалтерском учете, переданного на утверждение в Правительство РФ, содержит требование, касающееся "упрощенцев", о ведении бухгалтерского учета в полном объеме.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Ее изменение может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухучета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Таким образом, изменения на 2008 год должны быть утверждены последним рабочим днем, то есть 29 декабря 2007 года.
Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).
Учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз "на века" и применяют последовательно из года в год, ее не надо утверждать каждый год, она изменяется в строго определенных случаях. Изменения могут вноситься в качестве приложений или дополнений, не нужно переписывать полностью учетную политику на очередной календарный год. Нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности предоставляют организации право выбора того или иного варианта учета.
Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98*(1) (далее - ПБУ 1/98).
При составлении или изменении учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2008 год необходимо учесть следующие нормативные акты:
- Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Принятие этого закона дает возможность делегировать отдельные государственные функции саморегулируемым организациям: установление правил ведения хозяйственной деятельности, осуществления контроля за соблюдением установленных правил и применение санкций к нарушителям, обеспечение внесудебного разрешения споров. Ведущей саморегулируемой организацией является Институт профессиональных бухгалтеров России;
- Приказ Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету";
- Приказ Минфина РФ от 20.12.2007 N 143н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98". Если между датой подписания бухгалтерской отчетности и датой ее утверждения в установленном порядке получена новая информация о событиях после отчетной даты, раскрытых в бухгалтерской отчетности, представленной пользователям, и (или) произошли (выявлены) события, которые могут оказать существенное влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации, то организация информирует об этом лиц, которым была представлена данная бухгалтерская отчетность (например, для собрания акционеров ОАО);
- Приказ Минфина РФ от 20.12.2007 N 144н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01";
- Приказ Минфина РФ от 27.11.2007 N 154н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)" (приказ вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2007 года).
Учетную политику для целей бухгалтерского учета можно условно разделить на несколько групп элементов:
1) обязательные;
2) вариантные;
3) элементы, которые отсутствуют в нормативной базе;
4) элементы, прописанные в нормативной базе, но предприятие может применять свои варианты, разрешенные законодательством;
5) операции, к отражению которых в нормативной базе применяются разные подходы.
Обязательные элементы
К ним относятся:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Вариантные элементы
Пунктом 8 ПБУ 1/98 разрешено при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществлять выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
В качестве примера можно привести Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н (далее - ПБУ 5/01). В соответствии с п. 16 данного ПБУ отпуск МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и иное выбытие производится одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
Обратите внимание:
С 1 января 2008 года Приказом Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н исключен способ ЛИФО. Но для целей налогового учета он остается действующим.
Для оптимизации учетного процесса оптимальным будет выбор одинакового способа списания материально-производственных запасов в производство для целей как бухгалтерского, так и налогового учета.
Использование одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики. Данное примечание дает право поменять выбранный способ только при изменении законодательства (например, отменили ЛИФО, значит, необходимо применять другой способ с нового года).
Элементы, отсутствующие в нормативной базе
Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из положений по бухгалтерскому учету (п. 8 ПБУ 1/98).
Одним из примеров может послужить покупка квартиры юридическим лицом для последующего дарения своему работнику. Законодательная база не дает ответа на вопрос: на каком счете учитывать данный объект. Будет ли это счет 01 "Основные средства" или счет 41 "Товары" либо счет 91 "Прочие доходы и расходы". Организация должна сама прописать аналогичные ситуации для бухгалтерского учета. Для "упрощенцев" этот вопрос может стать важным при учете остаточной стоимости основных средств.
Элементы прописаны в нормативной базе,
но предприятие может применять свои варианты,
разрешенные законодательством
Согласно п. 16 ПБУ 1/98 изменение учетной политики организации может производиться в случаях разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухучета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Как правило, такие элементы учетной политики связаны с уменьшением трудоемкости учетного процесса без ущерба достоверности, при этом возможно предусмотреть разработку своих вариантов, наиболее выгодных организации в данном конкретном случае.
В качестве примера можно привести операции по договору лизинга. Согласно Указаниям об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденным Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 N 15, в составе информации об учетной политике лизингодателя и лизингополучателя в бухгалтерской отчетности в обязательном порядке подлежит раскрытию следующая информация в части совершения организацией операций по договору лизинга:
- о выбранных условиях постановки лизингового имущества на баланс;
- о предстоящих лизинговых платежах в последующем отчетном периоде и до конца действия договора лизинга.
Также необходимо прописать вопрос о выкупной цене лизингового имущества. В данном примере также важен вопрос учета остаточной стоимости основных средств для всех организаций, применяющих УСНО, независимо от объекта налогообложения. Таким образом, выбор остается за организацией.
Операции, к отражению которых
в нормативной базе применяются разные подходы
В данном случае законодательством не предоставлено право осуществлять выбор, как в случае с вариантными элементами. Но в нормативной базе изложены разные подходы к проблеме.
В качестве примера можно привести учет процентов по заемным средствам при приобретении основных средств. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 проценты по заемным средствам, уплаченным до принятия на учет объекта в качестве основного средства, включаются в первоначальную стоимость объекта.
Согласно п. 12 и 13 Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01 затраты по полученным займам и кредитам должны признаваться расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует значительного времени: объекты основных средств, имущественные комплексы и другие аналогичные активы, требующие большого времени и затрат на приобретение и (или) строительство. Указанные объекты, приобретаемые непосредственно для перепродажи, учитываются как товары и к инвестиционным активам не относятся.
Таким образом, если основное средство приобретается с целью продажи, то проценты по заемным средствам не включаются в первоначальную стоимость, а учитываются как текущие расходы.
Ответы на эти вопросы будут влиять на остаточную стоимость основных средств "упрощенцев".
Учетная политика для целей налогового учета
Правовые основы формирования учетной политики
для целей налогового учета на 2008 год
В соответствии с п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, признается календарный год. Таким образом, учетная политика для целей налогового учета на 2008 год должна быть утверждена приказом руководителя от 29 декабря 2007 года, то есть в последний рабочий день. В отличие от приказа об учетной политике для бухгалтерского учета данная учетная политика может приниматься ежегодно с учетом принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.
При составлении учетной политики для целей налогового учета на 2008 год следует учесть следующие федеральные законы:
- от 16.05.2007 N 76-ФЗ "О внесении изменений в статьи 224, 275 и 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
- от 30.12.2006 N 268-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты Российской Федерации";
- от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Внесение изменений в учетную политику
для целей налогового учета
Остановимся на учетной политике для налогового учета, а точнее на том, когда в нее можно вносить изменения. Учетная политика для налогового учета должна быть обязательно в организации, но с годовой отчетностью в налоговые органы она не представляется.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами или распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Для вновь созданной организации учетная политика для целей налогообложения утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.
При организации налогового учета необходимо исходить из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применения последовательно от одного налогового периода к другому. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (ст. 314 НК РФ).
Налоговое законодательство предусматривает возможность выбора налогоплательщиком способов и форм ведения налогового учета. Таким образом, учетную политику организации для целей налогообложения можно представить как совокупность способов ведения налогового учета в организации.
Согласно ст. 313 НК РФ изменить порядок учета для целей налогообложения можно:
- при изменении применяемых методов учета - с начала нового налогового периода;
- при изменении законодательства о налогах и сборах - не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
И только в случае, когда организация начала осуществлять новые виды деятельности, она обязана определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Это можно сделать и в течение налогового периода.
Выбор элементов учетной политики
для целей налогового учета "упрощенцев"
При составлении учетной политики необходимо учесть возможность выбора, которую нам предоставляет гл. 26.2 НК РФ. Приведем некоторые элементы учетной политики для целей налогового учета, в отношении которых организация может и должна сделать выбор независимо от объекта налогообложения:
- организация и индивидуальный предприниматель добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ, осуществляют переход к УСНО или возврат к иным режимам налогообложения (п. 1 ст. 346.11 НК РФ);
- выбор объекта налогообложения - доходы или доходы минус расходы - осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 346.14 НК РФ (участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом). Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения УСНО (п. 2 ст. 346.14 НК РФ);
- форма ведения Книги учета доходов и расходов - бумажный или электронный вариант - выбирается самим налогоплательщиком.
Если объект налогообложения - доходы минус расходы:
- организация должна при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой учетной политикой для целей налогообложения выбрать один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов (п. 8 ст. 254 НК РФ):
метод оценки по стоимости единицы запасов;
метод оценки по средней стоимости;
метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
- предприятие может учитывать проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), исходя из среднего процента по кредитам или исходя из ставки рефинансирования (п. 1 ст. 269 НК РФ), то есть необходимо это отразить в учетной политике;
- организация согласно пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ может учитывать расходы в виде арендных (в том числе лизинговых) платежей за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. Вопрос о порядке учета лизинговых платежей, в состав которых входит часть выкупной стоимости основного средства, требует отдельного рассмотрения: будет ли лизинговый платеж признаваться в качестве единого и учитываться в расходах по мере оплаты или затраты по оплате выкупной стоимости предмета лизинга будут отнесены к расходам после перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю;
- налогоплательщик вправе для целей налогообложения учесть расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину НДС), для чего необходимо выбрать один из следующих методов оценки покупных товаров (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ):
по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
по средней стоимости;
по стоимости единицы товара;
- налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями п. 7 ст. 346.18 НК РФ (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Это право организации, а не обязанность;
- налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСНО и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Это также является правом, а не обязанностью предприятия;
- налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3 НК РФ, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам (п. 8 ст. 346.18 НК РФ). Организация должна прописать принципы раздельного учета между деятельностью по УСНО и ЕНВД: учета доходов и расходов, а также основных средств.
Первичные документы
В настоящее время отделение налогового от бухгалтерского учета - свершившийся факт. Налоговый учет является самостоятельной системой финансовых отношений, регламентируемой налоговым законодательством, и оказывает серьезное воздействие на финансовые результаты хозяйствующего субъекта.
Однако налоговый учет тесно связан с бухгалтерским, он базируется на нем, именно на основе данных бухгалтерского учета рассчитывается налоговая база организации по единому налогу, уплачиваемому в связи с УСНО. Статьей 54 НК РФ установлено, что налоговая база исчисляется с использованием данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Расходы, учитываемые при УСНО с объектом "доходы минус расходы", принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).
Первичные учетные документы, используемые для организации учетного процесса, должны быть унифицированы или утверждены учетной политикой предприятия для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Требования к таким документам содержатся в ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, значение первичных учетных документов с введением отдельного налогового учета еще больше возросло. Может быть сколько угодно налоговых регистров, а вот первичные документы одни и те же как для налогового, так и для бухгалтерского учета. Значение первичных документов подтверждается и Определением Конституционного суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации".
Организации должны сами в учетной политике утвердить формы тех первичных документов, которые не содержатся в альбомах унифицированных форм. К таким, например, относятся карточки по учету основных средств стоимостью менее 20 тыс. руб. (без НДС). Для целей налогового учета такие основные средства будут учтены в расходах в качестве материальных расходов в момент ввода в эксплуатацию на основании пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 и пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ при условии оплаты стоимости объекта поставщику (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Сумма НДС, уплаченная поставщику, также учитывается в составе расходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ на дату признания материальных расходов. А для целей бухгалтерского учета мы можем принять в учетной политике в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 лимит менее 20 000 руб. Но даже если и в бухгалтерском учете лимит равен 20 000 руб., то списание в расходы по налоговому учету не означает выбытие данного основного средства из организации. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации на предприятии должен быть организован надлежащий контроль за их движением. В данном случае это может быть индивидуальная карточка учета, ведомость или унифицированная форма N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств". Но она должна быть утверждена.
Согласно пп. 17 п. 1 ст. 346.17 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом "доходы минус расходы", может учесть в расходах затраты на канцелярские товары. Они должны быть оплачены, оприходованы и списаны в производство. Но специального акта унифицированной формы на списание канцтоваров не существует. Единственно верным выходом из этой ситуации представляется разработка данного акта самостоятельно и утверждение его в учетной политике организации. Пусть он будет составлен в произвольной форме, и организация будет списывать канцтовары раз в месяц, например. Требования-накладные N М-11 или лимитно-заборные карты N М-8 в данном случае не являются достаточными документами, так как они являются по сути первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в ее подразделения, а не подтверждают списание в производство. Для списания сырья и материалов в производство к требованиям-накладным еще существуют технологические карты и другие документы, утверждающие нормы расходования сырья и материалов.
Таким образом, при составлении учетной политики необходимо уделить особое внимание первичным учетным документам.
Е.П. Зобова,
редактор журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 N 60н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"