г. Челябинск |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А76-21658/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2013 по делу N А76-21658/2012 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург" - Даульбаев А.А. (доверенность от 01.01.2013);
Администрации города Челябинска - Овчинников А.Н. (доверенность от 04.07.2012 N 05-1006).
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург" (далее - заявитель, ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Челябинска (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка площадью 8998 кв. м, кадастровый номер 74:36:0608002:1726 и обязании Администрации предоставить земельный участок площадью 8998 кв. м, кадастровый номер 74:36:0608002:1726, в собственность, подготовив и направив заявителю договор купли-продажи в месячный срок после вступления в силу судебного решения.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска (далее - КУИиЗО г. Челябинска), Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска (далее - ГУАиГ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2013 (резолютивная часть оглашена 18.02.2013) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ Администрации города Челябинска в предоставлении в собственность земельного участка, площадью 8998 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, с кадастровым номером 74:36:0608002:1726, выраженный в письме от 11.09.2012 N 02-1372. Обязал Администрацию города Челябинска принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Екатеринбург", г. Екатеринбург, земельного участка, площадью 8998 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Героев Танкограда, с кадастровым номером 74:36:0608002:1726 в тридцатидневный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом ограничений в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в двух территориальных зонах. Указывает на установление единого градостроительного регламента для каждой территориальной зоны, который определяет основу правового режима земельных участков и их использование в процессе застройки. Названное свидетельствует о возможности использования земельных участков исключительно в соответствии с разрешенным использованием.
Считает, что судом не учтено обстоятельство преждевременности продажи земельного участка по причине отсутствия разработанной документации по планировке территории.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 30.06.1986 N 236-1 Уральскому производственному объединению по транспортировке и поставкам газа "Уралтрансгаз" (в настоящее время - ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург") предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 8600 кв. м для строительства и эксплуатации автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (л. д. 14-15). 08.10.1986 объединению был выдан акт о предоставлении указанного земельного участка в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации (л. д. 20-23).
18 августа 2004 года была произведена государственная регистрация права собственности ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" на построенную автозаправочную станцию - АГНКС N 3 (л. д. 39-40).
Распоряжением Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации города Челябинска от 13.02.2007 N 48-м был утвержден проект границ земельного участка площадью 8998 кв. м с целью подготовки правоустанавливающих документов для эксплуатации АГНКС N 3 (л. д. 24).
После проведения работ по формированию земельного участка и внесению сведений в государственный кадастр недвижимости, земельному участку был присвоен кадастровый номер 74:36:0608002:1726. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка его площадь составляет 8998 кв. м, разрешенным использованием является эксплуатация автомобильной газонакопительной компрессорной станции N 3. Местоположение земельного участка: Челябинская обл., г. Челябинск, р-н Калининский, ул. Героев Танкограда. Категория земельного участка - земли населенных пунктов (л. д. 16).
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним данные о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют (л. д. 18).
20 июня 2012 года ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" обратилось в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска с заявлением N 25-09/34-70 о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 8998 кв. м, кадастровый номер 74:36:0608002:1726 (л. д. 11).
По результатам рассмотрения заявления и представленных материалов, 11 сентября 2012 года письмом N 02-1372 Администрация города Челябинска отказала ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" в предоставлении указанного земельного участка в собственность на основании того, что земельный участок расположен в двух территориальных зонах и на указанную территорию отсутствует документация по планировке территории (л. д. 10).
Ссылаясь на внесение в Государственный кадастр недвижимости сведений об испрашиваемом к выкупу земельном участке с кадастровым номером 74:36:0608002:1726 и указав, что положения пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают требования к формированию границ территориальных зон, а не границ земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями. По мнению заявителя, отказ в реализации преимущественного права на выкуп земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего обществу здания не соответствует закону и нарушает права общества на приобретение земельного участка в собственность.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции установил, что заявитель, как собственник объекта недвижимости, имеет исключительное право на выкуп спорного земельного участка, сформированного в установленном порядке для эксплуатации данного объекта. Суд пришел к выводу о недоказанности Администрацией наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку расположение земельного участка в двух территориальных зонах и отсутствие разработанной документации по планировке территории не влияет на возможность выкупа земельного участка собственником объекта недвижимости в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
По смыслу приведенных норм уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление о приобретении прав на земельный участок, представленное с необходимыми документами согласно утвержденному в установленном порядке перечню, и в месячный срок со дня его поступления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Как верно установлено судом первой инстанции, заявление общества "Газпром трансгаз Екатеринбург" о выкупе спорного земельного участка было подано с учетом требований пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и предоставлением необходимых для рассмотрения заявления документов.
Указанные в обжалуемом отказе органа местного самоуправления основания для отказа в предоставлении обществу земельного участка в собственность обоснованно признаны судом первой инстанции не соответствующими действующему законодательству. Соответствующие доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Согласно пункту 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (глава 3, 4) градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки - элементом градостроительного зонирования.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В силу пункта 4 указанной нормы, формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, и возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Вместе с тем, отсутствие иных видов разрешенного использования в пределах данной территориальной зоны не влияет на право заявителя, как собственника объекта недвижимости, выкупить земельный участок, т.к. в силу пункта 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, указанное Администрацией основание - расположение земельного участка с кадастровым номером 74:36:0608002:1726 в двух территориальных зонах, не может служить основанием для предоставления земельного участка собственнику существующего на земельном участке объекта недвижимости.
Не является обоснованным и отказ в предоставлении земельного участка в собственность по причине отсутствия разработанной документации по планировке территории.
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В силу частей 4 и 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязанность по подготовке документации по планировке территории возложена на орган местного самоуправления.
Действующим законодательством ограничения в выкупе земельных участков в период разработки документации по планировке территории не предусмотрены.
В силу изложенного, приведенные в обжалуемом отказе основания не влияют на возможность выкупа земельного участка собственником объекта недвижимости земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Иных оснований исключающих предоставление земельного участка в собственность в силу пункта 2 статьи 27, пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения спора не установлено.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежат отнесению на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2013 по делу N А76-21658/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-21658/2012
Истец: ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург"
Ответчик: Администрация г. Челябинска
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, Главное управление архитектуры и градостроительства г. Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинск, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург"