26 апреля 2013 г. |
А39-4456/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.03.2013
по делу N А39-4456/2012,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Предприятие межфермерской кооперации "Кадошкинское" (Республика Мордовия, Кадошкинский р-н, п. Кадошкино, ул. Советская, д. 4; ИНН 1311087648, ОГРН 1021300887960) о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 23.11.2012 N 3847,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью Предприятие межфермерской кооперации "Кадошкинское" (далее - ООО ПМК "Кадошкинское", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме от 23.11.2012 N 3847 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - ТУ Росимущества, Управление) об отказе в представлении в собственность земельного участка общей площадью 48893,49 кв.м, кадастровый номер 13:11:0101016:70, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, р.п.Кадошкино, ул.Коммунистическая. Одновременно просило суд обязать Управление принять соответствующий распорядительный акт о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи и направить его в адрес Общества с предложением о заключении.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.03.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение ТУ Росимущества об отказе в представлении в собственность земельного участка общей площадью 48893,49 кв.м, кадастровый номер 13:11:0101016:70, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, р.п.Кадошкино, ул.Коммунистическая, признано незаконным. В целях восстановления нарушенного права суд обязал Управление в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу принять соответствующий распорядительный акт о предоставлении в собственность обозначенного земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи и направить его в адрес предприятия с предложением о заключении. Одновременно суд взыскал с уполномоченного органа в пользу Предприятия судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению уполномоченного органа, принятие им решения о предоставлении в собственность Предприятия испрашиваемого земельного участка возможно только после получения поручения Федерального агентства Росимущества, которое в отношении обозначенного земельного участка не поступало.
ТУ Росимущества и ООО ПМК "Кадошкинское" ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом явку представителя не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По делу установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.03.2011 серии 13 ГА N 500162 Российской Федерации принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 48 893,49 кв.м, кадастровый номер 13:11:0101016:70, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации административных и складских помещений, имеющий адресные ориентиры: Республика Мордовия, Кадошкинский район, р.п.Кадошкино, ул.Коммунистическая.
На вышеуказанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО ПМК "Кадошкинское":
- здание склада N 11, площадью 1053 кв. м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта: 13-13-03/029/2007-061, инвентарный N 1093 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 234718 от 02.05.2008);
- здание-контора лабораторная, площадью 302,3 кв. м, назначение -нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта:13-13-03/029/2007-062, инвентарный N 1409 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 234725 от 02.05.2008);
- здание склада N 12 площадью 682,5 кв. м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта: 13-13-03/029/2007-063, инвентарный N 1082 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 234724 от 02.05.2008);
- здание пекарни, площадью 155,7 кв. м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта: 13-13-03/029/2007-064, инвентарный N 4540 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 234719 от 02.05.2008);
- здание склада N 2 площадью 1250,5 кв. м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта:13-13-03/029/2007-065, инвентарный N 1085 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 234722 от 02.05.2008);
- здание склада N 4 площадью 861,7 кв. м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта:13-13-03/029/2007-066, инвентарный N 1081 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 234720 от 02.05.2008);
- здание склада N 3 площадью 1250,5 кв. м, назначение нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта: 13-13-03/029/2007-067, инвентарный N 1089 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 234717 от 02.05.2008);
- здание зерносушилки ДСП-30 площадью 159,1 кв. м, назначение -нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта: 13-13-03/029/2007-068, инвентарный N 4539 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 234723 от 02.05.2008);
- здание трансформаторной подстанции площадью 65 кв. м, назначение - нежилое, кадастровый (или условный) номер объекта: 13-13-03/029/2007-069, инвентарный N 4544 (свидетельство о государственной регистрации права серии 13 ГА N 234721 от 02.05.2008).
06.06.2012 ООО ПМК "Кадошкинское" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением 30.05.2012 N 134 (вх.N 2968) о предоставлении в собственность за плату в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 13:11:0101016:70, на котором расположены принадлежащие Предприятию на праве собственности объекты недвижимости.
Письмом от 23.11.2012 N 3847 Управление уведомило Предприятие об отсутствии возможности принятия решения по обращению ООО ПМК "Кадошкинское" в связи с отсутствием поручения Федерального агентства Росимущества.
Посчитав такое решение уполномоченного органа является незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями статей 15, 28, 29, 34, 36, 37 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Рассмотрев вопрос о наличии у Территориального управления полномочий для рассмотрения заявления ООО ПМК "Кадошкинское" о предоставлении в собственность земельного участка, суд первой инстанции пришел к следующему.
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом указанное агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации, в том числе по организации продажи приватизируемого федерального имущества. Для осуществления данных функций оно наделено полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключению в установленном порядке договоров купли-продажи федерального и иного имущества.
При этом согласно пункту 4.1 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 4.1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Мордовия, в том числе по его передаче юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению).
При этом в силу пункта 4.6 раздела II вышеуказанного Положения ТУ Росимущества заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, обеспечивает передачу прав собственности на это имущество, а в силу пункта 4.8 по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества (подпункт "б"), осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности (подпункт "ж").
При таких обстоятельствах Территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия является исполнительным органом государственной власти, который уполномочен принимать решения о предоставлении в собственность и готовить проекты договоров купли-продажи в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Мордовия.
При этом наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации объем полномочий территориального органа.
Следовательно, ООО ПМК "Кадошкинское" обратилось в ТУ Росимущества как к уполномоченному органу по распоряжению имуществом, расположенным на территории Республики Мордовия и находящимся в федеральной собственности, которое и должно принять решение по существу обращения Предприниятия.
Согласно статье 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
В соответствии с частью 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (приказ Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475).
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В силу части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Установлено по делу, что 06.06.2012 ООО ПМК "Кадошкинское" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением 30.05.2012 N 134 (вх.N 2968) о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 13:11:0101016:70, на котором расположены принадлежащие Предприятию на праве собственности объекты недвижимости.
К заявлению Предприятие приложило все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, что не оспаривает уполномоченный орган.
Однако в нарушение положений части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган не принял решение по заявлению Предприятия, уведомив заявителя о невозможности предоставить ему испрашиваемый земельный участок в связи с отсутствием поручения Федерального агентства Росимущества.
Основания для отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка содержатся в части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", перечень которых является исчерпывающим.
В данном случае предусмотренные действующим законодательством основания к отказу в предоставлении земельного участка в собственность уполномоченным органом не указаны, судом не установлены.
При таких обстоятельствах у ТУ Росимущества отсутствовали правовые основания для непринятия решения о предоставлении ООО ПМК "Кадошкинское" в собственность земельного участка общей площадью с кадастровым номером 13:11:0101016:70, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Кадошкинский район, р.п.Кадошкино, ул.Коммунистическая.
Изучив и оценив доводы ООО ПМК "Кадошкинское" и Управления, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному итоговому выводу о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, но не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовии законно и обоснованно удовлетворил заявленные Предприятием требования.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемого решения.
Принимая во внимание обстоятельства дела и предмет спора, руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав Предприятия.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба уполномоченного органа признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов, касаются обстоятельств, не имеющих правового значения по делу.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.03.2013 по делу N А39-4456/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.03.2013 по делу N А39-4456/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4456/2012
Истец: ООО Предприятие межфермерской кооперации "Кадошкинское"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Третье лицо: Федеральное агенство по управлению государственным имуществом г. Москва, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия