г. Ессентуки |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А61-2983/2012 |
25 апреля 2013 года объявлена резолютивная часть постановления.
30 апреля 2013 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фриева А.Л., судей: Луговой Ю.Б., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алмазовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.02.2013 по делу N А61-2983/2012 (судья Коптева М.Б.)
по заявлению Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания
к Управлению муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС г.Владикавказа, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Северная Осетия - Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Северная Осетия - Алания
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости и обязании произвести государственную регистрацию,
в судебное заседание явились:
от Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания - Михно Т.В. по ордеру N 075461 от 24.04.2013,
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
УСТАНОВИЛ:
Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании недействительным отказа Управления Росреестра по РСО-Алания (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности Республики Северная Осетия-Алания на объект недвижимости: нежилое помещение (литер ЖК), общей площадью 368 кв.м., расположенное по адресу: г. Владикавказ, пр. Коста 281/5 и об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Республики Северная Осетия-Алания на данный объект недвижимого имущества. Заявленные требования мотивированы тем, что отказ в государственной регистрации права собственности нарушает имущественные права Республики Северная Осетия-Алания, поскольку представленные документы соответствовали требованиям ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.02.2013 в удовлетворении требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что не представлены документы необходимые для совершения регистрационных действий с недвижимым имуществом.
Не согласившись с данным решением суда, министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что представленные на регистрацию документы позволяют определить объект недвижимого имущества подлежащий государственной регистрации. По мнению министерства, спорное нежилое помещение относится в собственности Республики Северная Осетия-Алания в силу п.5 Постановления Парламента РСО-Алания от 29.11.2001 N 476/36, при этом споров относительно права собственности не имеется. Кроме того, заявитель указал, что спорные помещения находились на балансе ГУ Комитета топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания на момент принятия Постановления Парламента РСО-Алания от 29.11.2001 N 476/36.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя министерства, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения принятого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, министерство обратилось 11 августа 2012 года в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Северная Осетия- Алания на объекты недвижимого имущества - нежилое помещение (литер ЖК), общей площадью 368 кв.м., расположенное по адресу: г. Владикавказ, пр. Коста 281/5.
Управление сообщением от 27.08.2012 N 09/077/2012074 отказало в государственной регистрации объектов недвижимости на основании абзацев 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -Закон о регистрации). Основанием для отказа послужило отсутствие правоустанавливающего документа на названный объект недвижимого имущества и, соответственно, отсутствие основания включения его в реестр государственного имущества Республики Северная-Осетия-Алания. В сообщении управление указало, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Не согласившись с отказом, министерство обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (пункт 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации прав).
В соответствии с пунктом 1 (абзац 4) статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона государственной регистрации прав).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе договоры и акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Одновременно в пункте 1 статьи 18 названного Закона определено, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о регистрации).
В пункте 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абзац 10).
В силу статьи 13, пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Как правильно установил суд первой инстанции, из заявления о государственной регистрации права от 11.08.2012 следует, что в качестве правоустанавливающего документа Министерство указало Постановление Парламента РСО-Алания от 29.11.2001 N 476/36 "О разграничении собственности на территории РСО-Алания на государственную собственность Российской федерации, государственную собственность РСО-Алания и муниципальную собственность районов и г. Владикавказа РСО-Алания". Пунктом 5 установлено, что государственной собственностью Республики Северная Осетия-Алания считаются предприятия, учреждения, здания, помещения иные объекты имущественных прав, не указанные в приложениях N 3-10 к настоящему постановлению, а также здания, помещения и строения, занимаемые на момент принятия настоящего Постановления органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, их подразделениями и иными государственными (не муниципальными) органами.
Таким образом, в соответствии с данным постановлением Парламента для отнесения здания, строения и помещения к республиканской собственности на основании данного пункта необходимо совокупность условий: отсутствие объекта в приложениях 3 -10 и занятием помещений и строений на момент принятия постановления органами государственной власти.
Сторонами не оспаривается, что спорный объект не значится в приложениях 3-10 постановления Парламента.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию Министерство для регистрации права представило в Управление следующие документы:
заявление от 11.08.2012 N 09/077/2012-074;
распоряжение Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания от 23.06.2011 N 153;
- распоряжение Министерства имущественных отношений РСО-Алания от 07.09.2009 N 326;
акт инвентаризации имущества казны РСО-Алания от 01.07.2011;
акт приема-передачи имущества от 07.09.2009;
карта реестра недвижимого имущества от 16.07.2012 N 239/2012-07.
Иные документы к заявлению приложены не были.
Из карты реестра недвижимого имущества (выписки) следует, что в реестре государственного имущества РСО-Алания значится недвижимое имущество, расположенное по адресу: РСО-Алания, г.Владикавказ, пр.Коста, 281/5, площадью 368 кв.м, нежилое помещение (литер ЖК).
Из названного реестра следует, что спорный объект является имуществом казны Республики Северная Осетия-Алания.
Между тем, выписка из реестра государственной собственности не является правоустанавливающим документом, поскольку носит лишь информационный характер, подтверждающий факт внесения в реестр объектов недвижимости и не может являться основанием возникновения права собственности Республики Северная Осетия-Алания в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации. Кроме этого, спорный объект недвижимости был внесен в реестр государственной собственности РСО-Алания 27.10.2011 (реестровый номер КР-01500653), то есть значительно позже принятия постановления Парламента РСО-Алания от 29.11.2001.
Следовательно, выписка из реестра не может подтверждать факт занятия спорных помещений на момент принятия постановления Парламента органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, их подразделениями и иными государственными органами или факт того, что на момент принятия постановления, данные помещения не принадлежали муниципальным или иным органам.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Порядок прекращения права хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом установлен статьей 299 ГК РФ, а именно право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными нормативными правовыми актами или решением собственника и прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно представленным заявителем в материалы дела документам, а именно: распоряжения Минимущества РСО-Алания от 07.09.2009 N 326 о закреплении на праве оперативного управления за ГУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" Комитета топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания; N 153 от 23.06.2011 об изъятии из оперативного управления ГУ "Управление по эксплуатации жилого фонда" в казну РСО-Алания объектов недвижимого имущества, в том числе нежилого строения литер ЖК общей площадью 368,0 кв.м.; акт инвентаризации имущества казны РСО-Алания от 01.07.2011; акт приема-передачи имущества от 07.09.2009; выписка из карты реестра недвижимого имущества от 16.07.2012 N 239/2012-07; распоряжение N 111-р от 14.05.2010 о ликвидации ГУ "Управление по эксплуатации жилого фонда"; распоряжение N 137 от 27.08.1999 о реорганизации Жилищно - эксплуатационной конторы, которая до реорганизации располагалась по адресу: г.Владикавказ, проспект Коста, 279, не следует, что указанные документы подтверждают прекращение права оперативного управления или хозяйственного ведения правообладателя на заявленное имущество и основания внесения его в реестр государственной собственности РСО-Алания.
Кроме того, судом установлено, что по оспариваемому адресу до ликвидации располагались складские помещения Управления, за эксплуатацию которых оплачивались счета за коммунальные услуги, в доказательство представлены копия карты учета имущества и копии приказов по кадрам предприятия, однако из вышеуказанных документов не следует, что на момент принятия постановления Парламента РСО-Алания от 29.11.2001 N 476/36 оспариваемые помещения были отнесены к собственности Республики Северная Осетия-Алания.
Иные доказательства в материалы дела не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в регистрирующий орган министерством не представлены документы, подтверждающие отнесение недвижимого имущества к собственности РСО-Алания и основания включения его в реестр государственного имущества.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решениея суда первой инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 158, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство об отложении судебного заседания отклонить.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.02.2013 по делу N А61-2983/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2983/2012
Истец: Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания
Ответчик: Комитет по управлению имуществом г. Владикавказ, Теруправление Росимущества в РСО-А, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия-Алания, Управление муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС г. Владликавказа, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания