г. Киров |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А29-8701/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Клубет А.М., действующего на основании доверенности от 04.03.2013,
представителя ответчика Изместьева А.Ю., действующего на основании доверенности от 03.04.2013;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное управление Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.02.2013 по делу N А29-8701/2012, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению федерального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное управление Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (ИНН: 1117000325, ОГРН: 1021101067481)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: 1101486727, ОГРН: 1101101000780), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество)
о признании незаконным бездействия,
установил:
федеральное казенное учреждение "Жилищно-коммунальное управление Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - заявитель, ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Росимущества в Республике Коми) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) по неосуществлению прекращения права оперативного управления и по неосуществлению фактического приема в казну Российской Федерации помещений административно-жилого здания общей площадью 466,7 кв.м., номера на поэтажном плане помещений 1 этажа: N 11-15; 15а; 15б; 16-17; 17а; 18-22; 24, 27; помещений 2 этажа: N 11-14; 21-22; 22а; квартиры N 3, 4, 7, адрес объекта: г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 47, и о признании факта того, что с момента получения заявления от 28.08.2012 N 52/8-1076 об отказе от перечисленных помещений заявитель не является их балансодержателем.
Решением суда от 21.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, Учреждение обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в котором просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы не согласен с выводами о том, что после первоначального закрепления спорного имущества за ФБУ МРУИИ N 1 ГУФСИН России по Республике Коми на основании распоряжения ТУ Росимущества в Архангельской области данное имущество было передано в оперативное управление ФБУ МРУИИ N 1 ГУФСИН России по Республике Коми с автоматическим переходом полномочий собственника к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России). В обоснование своих возражений отмечает, что спорное имущество было передано учреждению уголовно-исполнительной системы не собственником имущества (ФСИН России), а третьим лицом. ФСИН России не осуществляло ни документальный, ни фактический прием имущества, не закрепляло его за учреждением уголовно-исполнительной системы в установленном законом порядке. Фактически данное имущество не использовалось. Распоряжение ГУФСИН России по Республике Коми от 21.06.2011 N 23-р "О передаче недвижимого имущества", на основании которого имущество было передано Учреждению от ФБУ МРУИИ N 1 ГУФСИН России по Республике Коми, по мнению заявителя, является неправомерным в силу нарушения порядка изъятия и закрепления имущества.
Сделка по закреплению имущества за учреждением уголовно-исполнительной системы ТУ Росимущества в Архангельской области, а не Федеральной службой исполнения наказаний в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной и не влечет юридических последствий.
Поскольку ТУ Росимущества в Республике Коми осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Республики Коми, ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми в целях прекращения права оперативного управления после получения согласия ФСИН России правомерно обратилось к нему с требованием о принятии спорного имущества в казну. Неосуществление каких-либо действий со стороны ответчиков по приему спорного имущества нарушает права заявителя, поскольку ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми вынуждено нести необоснованные затраты по содержанию и обслуживанию здания, не используемого в уставных целях и интересах учреждения уголовно-исполнительной системы. Поскольку Учреждение настаивает на отказе от права оперативного управления в отношении спорного имущества, то в соответствии со статьей 236 ГК РФ имеются основания прекращения соответствующего права.
ТУ Росимущества в Республике Коми и Росимущество представили письменные возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали занятые по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в Архангельской области от 23.09.2010 N 538-р (л.д. 13) с учетом согласия Федерального агентства морского и речного транспорта от 07.06.2010 N ОШ-27/5438 и Федеральной службы исполнения наказаний 14.07.2010 N 10/41/6-2705 на основании обращения ФБУ МРУИИ N 1 ГУФСИН России по Республике Коми (Межрайонной yголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей исполнение уголовных наказаний без изоляции осужденных от общества) от 23.07.2010 N 53/1-2548 помещения административно-жилого здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 47, были закреплены на праве оперативного управления за ФБУ МРУИИ N 1 ГУ ФСИН России по Республике Коми.
Согласно распоряжению ГУФСИН России по Республике Коми от 21.06.2011 N 23-р "О передаче недвижимого имущества" и согласия ФСИН России от 19.08.2011 N 41-15641-04 спорное здание было передано в оперативное управление ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми (л.д. 14).
Государственная регистрация права оперативного управления на нежилые помещения и квартиры здания, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 47, была осуществлена заявителем 23.09.2011 (л.д. 26).
В связи с тем, что заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица на территории Республики Коми, спорное имущество учтено в реестре федерального имущества по Республике Коми.
В связи с отсутствием необходимости в использовании указанного здания Учреждение обратилось в ТУ Росимущества в Республике Коми с заявлением от 17.01.2012 N 12/21-78 о прекращении права оперативного управления (л.д. 21).
В целях прекращения права оперативного управления ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми на здание после получения согласия Федеральной службы исполнения наказаний, выраженного в письме от 13.07.2012 N 41-13734-04, на передачу здания в казну Российской Федерации (л.д. 24), Учреждение обратилось в ТУ Росимущества в Республике Коми с требованием от 28.08.2012 N 52/8-1076 о принятии в государственную казну Российской Федерации здания, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 47 (л.д. 25).
Поскольку ТУ Росимущества в Республике Коми не выразило согласия на прием имущества в государственную казну Российской Федерации, а также не осуществило каких-либо действий по приему здания в казну Российской Федерации, ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми обратилось в арбитражный суд с требованиями в рамках настоящего дела.
Суд первой инстанции установил, что в данном случае решение вопроса о перераспределении (или об изъятии у заявителя) помещений здания, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 47, закрепленного за ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми, находится в компетенции Федеральной службы исполнения наказаний, а доказательства того, что Федеральная службы исполнения наказаний принимала решение об изъятии спорного имущества у Учреждения и направляла такое решение в Росимущество для согласования суду не предоставлены, как не представлено и доказательств выдачи ТУ Росимущества в Республике Коми поручений Росимущества по вопросу принятия помещений указанного здания в казну Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о недоказанности наличия в рассматриваемом случае незаконного бездействия ответчиков и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, обязательным условием удовлетворения требования, заявленного в порядке главы 24 АПК РФ, является установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решений, действий (бездействий) возлагается на соответствующий орган.
В то же время на основании части 1 статьи 65 и части 1 статьи 198 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) органа, осуществляющего публичные полномочия, прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что административно-жилое здание общей площадью 466,7 кв.м. как объект недвижимого имущества закреплен на праве оперативного управления за ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми. Данное право зарегистрировано в Управлении Росреестра по Республике Коми 23.09.2011 за peг. N 11-11-01/167/2011-777.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
При этом пунктом 5 статьи 214 ГК РФ определено, что отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В настоящем случае с учетом того, что право оперативного управления на спорное административно-жилое здание не прекращено в установленном порядке, оно не может находиться в казне Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 названной статьи собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Пунктом 4 статьи 298 ГК РФ предусмотрено, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
В силу пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему определены Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Статьей 11 Закона N 5473-1 установлено, что имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом уголовно-исполнительной системы от имени государства предоставляется федеральному органу уголовно-исполнительной системы, который принимает все необходимые меры по сохранению и рациональному использованию этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
Согласно подпункту 2 пункта 7 названного Положения ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений пункта 1.2 Устава ФКУ ЖКУ ГУФСИН по Республике Коми, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 21.01.2011 N 16, следует, что собственником имущества казенного учреждения является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний, полномочия собственника в отношении имущества, находящегося на праве оперативного управления, осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний в соответствии с законодательством Российской Федерации (л.д. 135-141).
Статьей 114 Конституции Российской Федерации вопросы управления федеральной собственностью отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.
В свою очередь Правительство Российской Федерации путем издания совокупности нормативных актов делегирует свои полномочия по управлению федеральной собственностью федеральным органам исполнительной власти, определив их компетенцию в соответствующих положениях, устанавливающих их полномочия и порядок деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения.
Согласно подпункту "к" пункта 3 названного Положения N 537 орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 4 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения установлено, что решение по вопросу, указанному в подпункте "к" пункта 3 настоящего Положения, принимается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает проект решения либо направляет мотивированный отказ в согласовании.
В случае непоступления от Федерального агентства по управлению государственным имуществом соответствующей информации в течение 30 рабочих дней со дня направления ему проекта решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решение считается согласованным.
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.
Таким образом, ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений уголовно-исполнительной системы, принимает решения о перераспределении и закреплении имущества за структурными подразделениями ФСИН России или подведомственными ей организациями.
Передача имущества от уголовно-исполнительной системы другим федеральным органам, в государственную казну Российской Федерации, в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, а также списание имущества уголовно-исполнительной системы осуществляется Росимуществом или по поручению Росимущества его территориальными органами с учетом мнения ФСИН России.
В связи с тем, что в материалы дела не были представлены доказательства принятия ФСИН России решения об изъятии спорного имущества у ФКУ ЖКУ ГУФСИН по Республике Коми и направления такого решения в Росимущество, соблюдения процедуры, установленной пунктом 4 Положения N 537, с учетом отсутствия у ТУ Росимущества в Республике Коми полномочий на самостоятельное (в отсутствие поручения Росимущества) принятие решений по приёму имущества в казну Российской Федерации представляется обоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности Учреждением незаконности действий (бездействия) ТУ Росимущества в Республике Коми и Росимущества по неосуществлению прекращения права оперативного управления и по неосуществлению фактического приема в казну Российской Федерации помещений административно-жилого здания.
В рассматриваемом случае совокупность условий, предусмотренная частью 1 статьи 198 АПК РФ и являющаяся в силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого действия (бездействия) незаконным, отсутствует, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Аргументы заявителя о ничтожности сделки по закреплению имущества за учреждением уголовно-исполнительной системы ТУ Росимущества в Архангельской области, а не Федеральной службой исполнения наказаний, и о неправомерности закрепления спорного имущества за ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми признаются несостоятельными, выходящими за пределы предмета спора, и не являются предусмотренными законом основаниями для прекращения права оперативного управления Учреждения и передачи спорного имущества в казну Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, и основаны на ошибочном толковании норм права.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.02.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1000 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции при определении размера подлежащей взысканию в доход федерального бюджета государственной пошлины по делу принял во внимание, что ФКУ ЖКУ ГУФСИН России по Республике Коми является бюджетным учреждением, его имущественное положение и посчитал возможным уменьшить размер государственной пошлины до 100 рублей.
При принятии к производству апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до принятия судебного акта по результатам рассмотрения дела. Поскольку судебный акт принят не в пользу Учреждения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными положениями закона и учитывая изложенные обстоятельства, также считает правильным уменьшить размер подлежащей взысканию за рассмотрение апелляционной жалобы государственной пошлины до 100 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.02.2013 по делу N А29-8701/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное управление Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" - без удовлетворения.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Жилищно-коммунальное управление Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (ИНН: 1117000325, ОГРН: 1021101067481) в доход федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по делу.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8701/2012
Истец: ФКУ "Жилищно-коммунальное управление" Главного управления ФСИН России по Республике Коми
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2538/13