город Ростов-на-Дону |
|
30 апреля 2013 г. |
дело N А53-2179/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Близнюк А.А.,
при участии:
от Федерального казенного предприятия "Комбинат "Каменский": Солонченко А.А., паспорт, по доверенности от 28.12.2012 г.; Алиева Т.В., паспорт, по доверенности от 28.02.2013
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области: Пушков И.В. главный специалист-эксперт, удостоверение 61 N 0079, по доверенности от 01.03.2013 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2013 по делу N А53-2179/2013, принятое судьей Чернышевой И.В., по заявлению Федерального казенного предприятия "Комбинат "Каменский" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Комбинат "Каменский" (далее - комбинат, ФКП "Комбинат Каменский") обратилось в суд к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области (далее - Управление, Россельхознадзор) с заявлением об оспаривании постановления N 02-47-12/2013 от 18.01.2013 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях комбината состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.6 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что ФКП "Комбинат Каменский" закупает мясо в тушах и полутушах, осуществляет его разрубку, разделку, обваловку с целью использования для общественного питания, т.е. занимается его переработкой. Неотъемлемой частью переработки мяса является получение отходов - мясные обрезки, зачистки внутренних кровоподтеков мяса, лимфоузлы, остатки мелких костей после разрубки мяса, очистки с колоды для разрубки мяса и т.п., которые согласно правилам, являются биологическими отходами. Проведенная в отношении предприятия поверка показала, что биологические отходы сбрасываются в бытовые мусорные контейнеры с целью вывоза на полигон для захоронения, тем самым грубо нарушаются требования п. 1.8 Правил, который гласит, что категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения. Согласно п. 1.5 Правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжигание или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Федерального казенного предприятия "Комбинат "Каменский" не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ и приказа Россельхознадзора России от 12.11.2012 N 569, Распоряжением Управления Россельхознадзора по Ростовской области от 25.12.2013 была назначена и проведена внеплановая выездная проверка в отношении комбината "Каменский".
Выходом на место, 10.01.2013 установлено, что в пищеблоке комбината (рабочая столовая) по месту осуществления деятельности: г. Каменск-Шахтинский, ул.Сапрыгина, 8 в хранении в столовой выявлена животноводческая продукция в ассортименте ( рыба морская свежемороженая, четвертины ц/б, печен говяжья, мясо говядина с маркировкой и наличием ветеринарно-сопроводительных документов, при этом при разделке мяса образуются биологические отходы ( обрезь, клейм, зачистки внутренних кровоподтеков, лимфоузлы), которые выбрасываются в бытовые мусорные контейнеры для последующего вывоза и захоронения на полигон.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении комбината уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении от 10.01.2013 N 02-47-12/2013 по признакам наличия в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Постановлением Управления, комбинат признан виновным и привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
На основании статьи 15 Закона N 4979-1 продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статья 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" закрепляет обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства, а именно: ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
- осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
- предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
- до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
- соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
- выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии с пунктом 1.1 "Ветеринарно-санитарных правил по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов", утвержденных Главным госветинспектором РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469, ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Согласно пункту 1.2 Правил биологическими отходами являются:
- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
- абортированные и мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Пунктом 1.8 Правил установлено, что категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
Судом установлено, что одним из видов деятельности комбината, является организация общественного питания - рабочей столовой.
В материалы дела не представлены доказательства наличия у комбината по указанному адресу животных и производства им продуктов животноводства. Доказательств того, что юридическое лицо является владельцем животных или занимается производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения, административный орган суду также не представил.
Управлением не представлены доказательства, подтверждающие нахождение на территории, используемой комбинатом, биологических отходов в смысле Правил от 04.12.1995 N 13-7-2/469. Накопление и размещение биологических отходов не зафиксировано документально.
Таким образом, у Управления Россельхознадзора отсутствовали основания для составления в отношении ФКП "Комбинат Каменский" протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности в связи с вменением нарушений Ветеринарных правил от 04.12.1995 N 13-7-2/469.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Управления Россельхознадзора о том, что комбинат осуществляет заготовку продуктов и сырья животного происхождения для дальнейшего их использования в производстве и переработке, т.е. для приготовления блюд в организации общественного питания.
При этом Управление исходит из того, что отходы, образующиеся в процессе приготовления пищи из сырья животного происхождения, относятся к указанным в пункте 1.2 Правил другим отходам, получаемым при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождении.
В соответствии с пунктом 1.11 Ветеринарных правил от 04.12.1995 N 13-7-2/469 правила определяют условия:
- сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;
- нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;
- предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;
- охраны окружающей среды от загрязнения.
В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления комбинатом деятельности животноводческого комплекса (фермы), фермерского, личного, подсобного хозяйства, либо осуществления деятельности в месте скопления, кочевий (прогона) животных, транспортировки животных и животноводческой продукции.
Управлением Россельхознадзора также в материалы дела не представлено доказательств использования комбинатом при приготовлении пищи в столовой сырья животного происхождения, не прошедшего надлежащего ветеринарного контроля, зараженного сырья, либо использования сырья неизвестного происхождения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства осуществления комбинатом деятельности, подпадающей под регулирование Ветеринарными правилами от 04.12.1995 N 13-7-2/469, и соответственно их нарушение, образующее состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом
Постановление N 02-47-12/2013 от 18.01.2013 является незаконным и подлежит отмене как принятое при отсутствии правовых оснований и доказательств события и состава правонарушения.
Решение о прекращении производства по делу в части оспаривания протокола об административном правонарушении и акта проверки сторонами по делу не обжаловано.
Таким образом, решение суда от 14.03.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2013 по делу N А53-2179/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2179/2013
Истец: Федеральное казенное предприятие "Комбинат "Каменский", ФКП "Комбинат "Каменский"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РО, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской области