г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А26-9584/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Баркановой Я.В., Горбик В.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Пономаревым П.Н.
при участии:
от истца: Ильинский С.И. доверенность от 06.09.2012 г.
от ответчика: Столярова О.И. доверенность от 01.01.2012 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6350/2013) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.01.2013 г. по делу N А26-9584/2012 (судья Мельник А.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия
к Открытому акционерному обществу Воломский комплексный леспромхоз "Лескарел"
о взыскании 303 061 руб. 76 коп.
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Открытому акционерному обществу Воломский комплексный леспромхоз "Лескарел" (далее - ОАО ВКЛ "Лескарел", Общество) о взыскании 303 061 руб. 76 коп. ущерба, причиненного лесному фонду, в результате незаконной рубки. Требования обоснованы статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 30.01.2013 г. в удовлетворении иска Министерства отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой истец просит решение от 30.01.2013 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования, ссылаясь на отсутствие оснований для применения в настоящем споре пункта 19 Приказа Минприроды N 184 от 16.07.2008 г. "Об утверждении правил заготовки древесины" (далее - Правила заготовки N 184) и пункта 23 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 г. N 337 (далее - Правила заготовки древесины N 337).
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя ответчика, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в порядке приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ, договора аренды участка лесного фонда от 22.12.2008 г. N 1009 между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (правопредшественником Министерства; арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 22.12.2008 г. N 66-з, согласно которому Обществу предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 174 316 га с кадастровым номером 10:19:00 00 00:078, расположенный на территории Костомукшского центрального лесничества, в том числе в Пенингском (Воломском) участковом лесничестве, Пенингском (Сонозерским) участковом лесничестве, Пенингском участковом лесничестве, для использования в целях заготовки древесины.
На основании лесной декларации от 03.06.2011 г. N 5 лесной участок в период с 13.06.2011 г. по 12.06.2012 г. использовался Обществом для заготовки древесины. Из названной декларации следует, что Общество заявило о вырубке деревьев способом сплошной рубки, в том числе на площади 19,5 га в квартале 51 выделах 17,22 делянка 3 Сонозерского участкового лесничества.
При проведении осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) в квартале 51 делянка 3 была выявлена незаконная рубка деревьев за пределами отвода площадью 0,25 га.
По факту незаконной рубки с участием представителя арендатора составлен акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 12.07.2012 г. и акт контрольного осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 24.08.2012 г.
В адрес Общества было направлено претензионное письмо от 17.09.2012 г. N 1376 с предложением о добровольном возмещении вреда в течение 30 дней с момента получения претензии. Претензия ответчиком была получена 19.09.2012 г. Ответчик в добровольном порядке ущерб не оплатил, в связи с чем Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, рассчитав размер ущерба в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что площадь незаконной рубки составила 0,25 га, что при площади лесосеки, подлежащей рубке, в 19,5 га не превышает 3 процента выделенной лесосеки и является допустимым размером превышения в силу пункта 19 Правил заготовки древесины N 184 и пункта 23 Правил заготовки древесины N 377.
Министерство не оспаривает того обстоятельства, что вменяемые ответчику площадь незаконной рубки составляет менее 3% выделенной лесосеки, но не согласно с применением к спорным правоотношениям положений пункта 19 Правил заготовки древесины N 184 и пункта 23 Правил заготовки древесины N 377.
Пунктом 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктами 14 и 15 Правил заготовки древесины N 184 (действовали до 31.01.2012 г.), в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются вырубаемые деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Согласно пунктам 18 и 19 Правил заготовки древесины N 377, вступивших в силу с 31.01.2012 г., в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку, а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Разработка лесосек без предварительного отбора и отметки вырубаемых деревьев допускается при проведении выборочных рубок специально обученными машинистами лесозаготовительных машин и вальщиками леса. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков
На основании акта осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 12.07.2012 г. (л.д. 40-41) и акта контрольного осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 24.08.2012 г. (л.д. 51-55) с объяснениями лесопользователя, приложенных чертежей (схемы) участка (л.д. 37-38, л.д. 50, 57), отведенного под рубку, и участка завизирной рубки суд установил, что Обществом была допущена ошибка именно при определении натурных границ лесосеки, что привело к увеличению ее эксплуатационной площади. При этом вменяемое Обществу лесонарушение в виде незаконной рубки произведено в границах натурного отвода делянки.
Пунктом 19 Правил заготовки древесины N 184 предусмотрено, что съемка границ и привязка лесосек производится с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с ошибкой не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с ошибкой не более 30 минут. Ошибка в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов.
Аналогичные положения закреплены в пункте 23 Правил заготовки древесины N 337.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно применил к рассматриваемым правоотношениям пункты 19, 23 Правил заготовки древесины и, установив отсутствие события соответствующего лесонарушения, отказал в иске.
С учетом вышеизложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30 января 2013 года по делу N А26-9584/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9584/2012
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Муезерское центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ОАО Воломский комплексный леспромхоз "Лескарел"