Интервью с А.С. Соколовым, министром
культуры и массовых коммуникаций РФ
Статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"*(1) предусмотрено лицензирование деятельности в области воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей. Лицензирование данного вида деятельности стало одним из важнейших механизмов обеспечения законных интересов правообладателей на территории Российской Федерации, оно охватывает весь спектр производства аудио- и видеопродукции. Однако в данную статью планируется внести изменения. Каковы причины такого решения? Какие проблемы в области лицензирования отдельных видов деятельности в настоящее время наиболее актуальны? На эти и другие вопросы мы попросили ответить министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации Александра Сергеевича Соколова.
Александр Сергеевич, в п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а в п. 2 ст. 1 указаны виды деятельности, на которые действие данного закона не распространяется. Однако названные в п. 2 ст. 1 этого закона виды деятельности на практике все же лицензируются. Не противоречат ли друг другу данные положения?
- Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"" был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ.
Действие Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяется на некоторые сферы, в частности, на использование результатов интеллектуальной собственности. Согласно Закону РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" и четвертой части ГК РФ, которая 1 января 2008 г. вступила в силу, к исключительным правам на использование произведения относится право автора осуществлять или разрешать воспроизведение произведения. В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", о которой идет речь, лицензированию подлежит не предоставление автором права на воспроизведение посредством лицензионного соглашения, а непосредственный процесс изготовления экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, т.е. предпринимательская деятельность, направленная на изготовление копий аудиовизуальных произведений и фонограмм. Таким образом, несоответствие между п. 2 ст. 1 и ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" отсутствует, и внесение дополнительных изменений в закон не требуется.
Допустим, автор, написавший программный продукт, хочет распространять его самостоятельно на CD-дисках, при этом записывать он будет их сам на обычном CD-приводе. Нужно ли получать лицензию на такую деятельность, имея свидетельство об авторском праве на продукт? Если да, то кем и на какой срок она выдается?
- Перечень видов деятельности, на осуществление которых на территории Российской Федерации требуется получить лицензию, и порядок лицензирования установлены в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"" лицензированию будет подлежать деятельность, направленная на изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм на любых видах носителей, а также программ для ЭВМ и баз данных на оптических носителях и магнитной ленте, т.е. тиражирование аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных, осуществляемое юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в отношении третьих лиц по договорам с заказчиком тиража.
Если изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных осуществляется самим правообладателем указанных аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных, то такая деятельность не подлежит лицензированию.
На какой срок планируется выдавать лицензии лицам, воспроизводящим программы для ЭВМ и баз данных?
- В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" срок действия лицензии не может быть менее 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании продлевается по заявлению лицензиата. Это относится ко всем видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Обращаю внимание на то, что лицензия выдается на деятельность, направленную именно на воспроизведение, т.е. изготовление экземпляров аудио-визуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных. Распространение и продажа указанных объектов лицензированию не подлежат.
- По каким критериям оценивают лицензиатов, которые хотят заниматься воспроизведением программ для ЭВМ и баз данных?
- Таких критериев много. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 252 утверждено Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению, изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей*(2). В соответствии с п. 4 данного Положения для получения разрешения на осуществление лицензируемой деятельности необходимо:
- наличие у лицензиата документов, подтверждающих заказ на изготовление определенного тиража аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;
- наличие документов, подтверждающих права лицензиата либо заказчика тиража на воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений, фонограмм (договоров на приобретение авторских и (или) смежных прав на воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм или разрешений на их воспроизведение, выданных организациями по управлению имущественными правами обладателей авторских и (или) смежных прав на коллективной основе, либо копий указанных документов, заверенных в установленном порядке);
- наличие у лицензиата прокатных удостоверений, заверенных в установленном порядке, копий прокатных удостоверений на кино- и видеофильмы, которые подлежат регистрации;
- осуществление лицензиатом в процессе изготовления экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм технологических операций по нанесению наименования лицензиата и номера лицензии на корпус аудио- или видеокассеты, на корпус или защитный кожух иного магнитного или немагнитного носителя, а также на внутреннее кольцо оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания;
- наличие в штате соискателя лицензии лица, ответственного за учет изготовленных экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм;
- ведение лицензиатом учета изготовленных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в порядке, определяемом Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ;
- наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании производственных помещений и производственного оборудования для осуществления лицензируемой деятельности.
Следует отметить, что технологии изготовления экземпляров аудио-, видео- и мультимедийной продукции абсолютно одинаковы, поэтому лицензионные требования, предусмотренные названным Положением в отношении воспроизведения (изготовления экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, должны соблюдаться и в отношении изготовления экземпляров программ для ЭВМ и баз данных.
- Что послужило причиной разработки изменений в ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и какие ожидаются социально-экономические и юридические последствия их реализации?
- Отсутствие контроля над воспроизведением мультимедийных продуктов значительно снижает эффективность мер, принимаемых государством для защиты прав обладателей интеллектуальной собственности. Осознавая актуальность данного вопроса, Правительство РФ неоднократно давало поручения разработать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"", чтобы включить в перечень лицензируемой деятельности деятельность, направленную на воспроизведение программам для ЭВМ и баз данных.
Планируется ли упростить процедуру лицензирования для изготовителей аудиовизуальных произведений, а также СD- и DVD продукции? Известно, что во многих странах лицензирования как разрешительного механизма не существует, но его место занимает страхование ответственности: наличие страховки является лучшей гарантией качества товаров и услуг как для потребителя, так и для государства.
- Нет, упрощенное лицензирование для такой деятельности не предполагается. Не неся в себе риска нанести вред здоровью людей, данная деятельность может причинить ущерб правам авторов программ для ЭВМ и баз данных, а упрощенный порядок лицензирования предусматривает отсутствие контроля за деятельностью лицензиатов со стороны государственных органов. Отмена лицензирования в ближайшее время тем более не планируется.
В связи с продолжающимися переговорами о присоединении Российской Федерации к ВТО поставлена цель искоренить пиратство и производство контрафактной продукции в России. 19 ноября 2006 г. на встрече АТЭС в г. Ханое (Вьетнам) в рамках двустороннего протокола о присоединении России к ВТО было подписано соглашение между Правительством РФ и Правительством США о защите прав интеллектуальной собственности. Согласно данному соглашению Правительство РФ приняло на себя ряд обязательств, направленных на ужесточение лицензионного режима для предприятий, производящих оптические носители с содержанием, защищенным авторским правом или смежными правами.
Программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права и в основном распространяются на оптических носителях, а изготовление их экземпляров осуществляется на том же производственном оборудовании, которое используется для тиражирования аудиовизуальных произведений и фонограмм. Лицензирование данного вида деятельности станет одним из важнейших механизмов обеспечения законных интересов правообладателей на территории Российской Федерации и сделает прозрачными и доступными сведения о производителях аудио-, видео- и мультимедийной продукции, упорядочит деятельность организаций, производящих данную продукцию, а также конкретизирует условия применения мер административной и уголовной ответственности к изготовителям контрафактной продукции.
- Следует ли ждать изменений, касающихся лицензионных сборов с изготовителей продукции? Кто будет устанавливать величину взимаемых сумм?
- В силу ст. 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензий и за предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с Налоговым кодексом РФ за рассмотрение заявления взимается 300 руб., за выдачу лицензии - 1000 руб.
- Какой пакет документов необходимо представить лицензиату в соответствии с последними изменениями законодательства?
- Согласно ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения лицензии соискатель лицензии - юридическое лицо - направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. В заявлении указываются: полное (а если имеется, то и сокращенное) наименование, в том числе фирменное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, место осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц.
Индивидуальный предприниматель должен указать в заявлении: свои фамилию, имя, отчество, место жительства, место осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке на учет в налоговом органе.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; копии документов, перечень которых определяется Положением о лицензировании конкретного вида деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 252. К указанным документам относятся:
- документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание использования производственных помещений и производственного оборудования (с предоставлением оригиналов в случае, если копии не заверены в установленном порядке);
- приказ о назначении лица, ответственного за осуществление учета изготовленных экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, который свидетельствует о наличии у соискателя лицензии возможности выполнять лицензионные требования и условия.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Заявление о выдаче лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
В какой срок рассматриваются заявления и по каким причинам может быть отказано в выдаче лицензии?
- В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" основанием для отказа в предоставлении лицензии являются:
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
"Законодательство", N 2, февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СПС "Гарант"
*(2) Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью c А.С. Соколовым
Автор
А.С. Соколов - родился 8 августа 1949 г. в Ленинграде. Окончил музыкальную школу им. Гнесиных, историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории им. ПИ. Чайковского. В 1981 г. защитил кандидатскую, в 1992 г. - докторскую диссертации. С 1979 по 2001 г. - преподаватель, доцент, заведующий кафедрой, проректор по научной работе Московской государственной консерватории им. ПИ. Чайковского. С 2001 по 2004 г. - ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. 9 марта 2004 г. назначен министром культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2008, N 2