г. Пермь |
|
23 апреля 2013 г. |
Дело N А50-23941/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г. Л., Усцова Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В. А.,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились,
от ответчика: Накаряков О. П., доверенность от 09.01.2013,
от третьего лица: Денисова И. В., доверенность от 09.01.2013,
лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчика закрытого акционерного общества "МАГНАТ" и третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 февраля 2013 года
по делу N А50-23941/2012,
принятое судьей Трубиным Р. В.,
по иску Департамента земельных отношений администрации города Перми
к закрытому акционерному обществу "МАГНАТ" (ОГРН 1025900525584, ИНН 5902117158),
третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка,
установил:
Департамент земельных отношений администрации города Перми (далее - Департамент, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "МАГНАТ" (далее - ЗАО "МАГНАТ" ответчик) о взыскании задолженности по арендной платы за период с 01.01.2004 по 30.06.2006 в сумме 248 972 руб. 58 коп., за период с 01.07.2009 по 30.08.2011 в сумме 307 074 руб. 07 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2004 по 15.11.2012 в сумме 152 147 руб. 91 коп., за период с 11.10.2009 по 15.11.2012 в сумме 56 023 руб. 61 коп.
Определением суда от 16.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае.
Решением суда от 06.07.2012 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 244 857 руб. 62 коп., в том числе задолженность по арендной плате в сумме 240 318 руб. 83 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 44 538 руб. 79 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Ответчик и третье лицо с решением суда не согласны, в апелляционных жалобах просят решение суда отменить, в иске отказать. Заявители апелляционных жалоб указывают, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, в связи с чем Департамент не имеет право на обращение в суд с требованием о взыскании арендной платы.
Ответчик и третье лицо в суде апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержали.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился. В отзыве на апелляционную жалобу указал, что требование предъявлено о взыскании задолженности по арендной плате за период, предшествующий государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование исковых требований истец указал, что 20.08.2001 между Администрацией г. Перми (арендодатель) и ЗАО "Магнат" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 381-01 (с учетом дополнительного соглашения от 03.06.2009), в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду на 15 лет с 25.07.2001 по 25.07.2016 земельный участок площадью 244,7 кв.м. с кадастровым номером 59:01:44 1 0039:0013, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Советская, 16а, для использования под склад и павильон.
Государственная регистрация договора аренды проведена 15.11.2001,
Ссылаясь на то, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанность по уплате арендной платы за период с 01.01.2004 по 30.06.2006 в сумме 248 972 руб. 58 коп., за период с 01.07.2009 по 30.08.2011 в сумме 307 074 руб. 07 коп., истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции с учетом довода ответчика о пропуске истцом срока исковой давности исходил из того, что у ответчика имеется задолженность по арендной плате за период с 30.11.2009 по 30.08.2011 в сумме 240 318 руб. 83 коп.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с требованиями статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом.
Между тем, материалами дела не подтверждается, что у ответчика возникла перед истцом обязанность по уплате арендной платы за спорный период (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации в владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и(или) эксплуатации зданий, строений, и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе и земельные участки, расположенные в полосах отвода железных дорог и в охранных зонах.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшего до 01.07.2006), основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав: земель населенных пунктов, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Как установлено судебными актами по делу N А50-12780/2010, на земельном участке с кадастровым номером 59:01:44 1 039:0013 до 2003 года находилось недвижимое имущество, являющееся собственностью Российской Федерации, и принадлежащее государственному предприятию на праве хозяйственного ведения, впоследствии данное недвижимое имущество было передано в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", указанный участок до 01.07.2006 подлежал включению в соответствующий перечень земельных участков, на которые возникает право собственности Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленного и иного специального назначения, занятые, в частности, федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральными собственностью.
В п. "и" ст. 71 Конституции Российской Федерации указано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный транспорт, пути сообщения.
В соответствии со ст. 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
26.08.2011 на основании п. 1 ст. 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, о чем выдано свидетельство.
Принимая во внимание изложенное, с учетом положений ст. 2,3 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", подлежат отклонению доводы Департамента о том, что указанный земельный участок в спорный период не разграничен по уровням собственности.
В силу ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Полномочия собственника федерального имущества по управлению и распоряжению являющимися федеральной собственностью земельными участками, защиту имущественных прав и законных интересов Российской Федерации на территории Пермского края осуществляет Территориальное управление Росимущества в Пермском крае.
На основании изложенного, Департамент не является лицом, которое вправе требовать взыскания с ответчика платы за использование земельного участка.
Судом первой инстанции указанные правовые нормы не применены, что повлекло неверные выводы суда по существу спора.
Учитывая изложенное, решение суда следует отменить на основании п. 3,4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении иска отказать.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, а третье лицо - при подаче апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ответчика относятся на истца на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 февраля 2013 года по делу N А50-23941/2012 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации города Перми в пользу закрытого акционерного общества "МАГНАТ" (ОГРН 1025900525584, ИНН 5902117158) 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23941/2012
Истец: Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Ответчик: ЗАО "МАГНАТ"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, ТУ Росимущества в Пермском крае