г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А56-31593/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Мельниковой Н.А., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: представитель Васильева Е.С. по доверенности от 15.05.2012
от ответчика -1: представитель Хлебникова М.В. по доверенности от 09.01.2013
от ответчика -2: представитель Стольников С.А. по доверенности от 09.01.2013
от 3-го лица: представитель Митрофанов Л.М. по доверенности от 06.03.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25390/2012) ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"(ОГРН 1027810310274, место нахождение 190000, г.Санкт-Петербург, Морская М. ул., 12) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2012 по делу N А56-31593/2012(судья Бобарыкина О.А.), принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к 1) ФГУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
2) Министерству обороны Российской Федерации
3-е лицо: КЭУ ЛенВО "Гостиница для размещения иностранных военнослужащих"
о взыскании долга и неустойки,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - ответчик 1), Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик 2) о взыскании, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ, с ответчика 1 задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01.04.2011 по 01.04.2012 года в размере 2 746 461 руб. 87 коп., неустойки в размере 42 306 руб. 81 коп., за нарушение сроков оплаты, а также расходов по оплате госпошлины, а в случае недостаточности денежных средств у ответчика-1 с ответчика-2 в порядке субсидиарной ответственности.
Определением суда от 27.09.2012 г. к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КЭУ ЛенВО "Гостиница для размещения иностранных военнослужащих".
Решением суда от 01.11.2012 г. с ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны в пользу ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" взыскано 2 788 768 руб. 68 коп., из которых: 2 746 461 руб. 87 коп. задолженности, 42 306 руб. 81 коп. неустойки, а также 36 943 руб. 84 коп. судебных расходов по оплате госпошлины. В иске к Министерству обороны Российской Федерации отказано.
Не согласившись с решением суда, в части отказа в иске к Министерству обороны Российской Федерации, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обжаловало указанный судебный акт в апелляционном порядке.
По мнению подателя жалобы, на момент вынесения решения по настоящему делу, Министерство обороны РФ в соответствие с новой редакцией статьи 120 Гражданского кодекса РФ, как собственник имущества бюджетного учреждения, несет субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика 1. Применение положений п. 2 ст. 120 ГК РФ в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения к деятельности ответчика 1 после 01.01.2011 г. и до изменения наименования ответчика 1 в части указания на тип учреждения "казенное" является неправомерным.
Помимо этого, ответчик 1 на момент вынесения обжалуемого решения произвел изменение типа учреждения с "Федерального государственного учреждения" на "Федеральное государственное казенное учреждение", соответствующие изменения отражены в Едином государственном реестре юридического лица.
В судебном заседании представитель ответчика 1 в порядке статьи 124 АПК РФ заявил арбитражному суду об изменении своего наименования с "Федерального государственного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ" на "Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, представил соответствующие документы.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал. Представители ответчиков против доводов жалобы возражали.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что судебный акт в обжалуемой части подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, в период с 01.04.2011 г. по 30.04.2012 г. на основании договора теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2004 N 3041.036.1 истец (энергоснабжающая организация) поставил абоненту (правопредшественнику ответчика 1 - Санкт-Петербургской квартирно-эксплуатационной части района), тепловую энергию, которая не оплачена в полном объеме.
Согласно дополнительному соглашению от 01.02.2011 г. N 2 о перемене лиц в договоре от 01.11.2004 N3041.036.1, во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации о реорганизации в форме присоединения, Санкт-Петербургская квартирно-эксплуатационной часть района заменена на ФГУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Поскольку абонент не оплатил 2 746 461 руб. 87 коп. задолженности за потребленную с 01.04.2011 по 30.04.2012 года тепловую энергию, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании долга и неустойки.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 539-548 ГК РФ, правомерно сделал вывод о том, что, поскольку договор теплоснабжения в горячей воде N 3041.036.1 от 01.11.2004 не исполнен, оплата тепловой энергии в горячей воде не произведена, удовлетворил требования истца о взыскании задолженности и неустойки.
Вместе с тем, вывод суда о том, что Министерство обороны РФ не несет субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика 1, нельзя признать правильными.
Как видно из материалов дела, истцом предъявлен иск о взыскании задолженности по оплате по отпуску горячей воды за период с 01.04.2011 по 30.04.2012 г. исходя из обязательства по оплате, возникшего из договора от 2004 года.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2011 г., учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Таким образом, поскольку обязательства сторон возникли до 2011 года, подлежит применению старая редакция ст. 120 ГК РФ в части субсидиарной ответственности собственника учреждения - государство, в лице Министерства обороны РФ.
Кроме того, с 01.01.2011 пункт 2 статьи 120 ГК РФ действует в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ - государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (абзац шестой пункта 2 статьи 120 ГК РФ).
Изменение типа бюджетных учреждений в целях создания казенных учреждений, а также изменение типа казенных учреждений в целях создания бюджетных учреждений после 1 октября 2010 года осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции Закона N 83-ФЗ; далее - Закон "О некоммерческих организациях").
Пунктом 1 статьи 17.1 Закона "О некоммерческих организациях" установлено, что при изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.
Согласно пункту 2 статьи 17.1 Закона "О некоммерческих организациях" изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Данный Порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 539 (далее - Порядок).
В пункте 14 Порядка также как и в пункте 1 статьи 17.1 Закона "О некоммерческих организациях" указано, что изменение типа федерального учреждения не является его реорганизацией.
При этом пунктом 2 Порядка установлено, что изменение типа существующего федерального учреждения в соответствии с разделом IV Порядка является одним из способов создания федерального учреждения.
Пункт 15 раздела IV Порядка предусматривает, что решение об изменении типа федерального учреждения в целях создания федерального казенного учреждения принимается Правительством Российской Федерации в форме распоряжения.
Решение о создании, в том числе, федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа существующего Учреждения, сохранив его основные цели деятельности и предельную штатную численность, принято распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р (пункт 1).
Пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р Министерству обороны Российской Федерации предписано осуществлять функции и полномочия учредителя учреждений, указанных в пункте 1 названного распоряжения, и обеспечить в 3-месячный срок внесение изменений в уставы данных учреждений.
В материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик 1 зарегистрирован в качестве казенного учреждения в установленном законом порядке с внесением в устав Учреждения соответствующих изменений с 24.05.2012 г.
Следовательно, после внесения изменений в устав Учреждения и приведения его организационно-правовой формы в соответствие с новой редакцией пункта 2 статьи 120 ГК РФ также имеются основания считать, что Министерство обороны Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения как по обязательствам государственного казенного учреждения.
Принимая во внимание вышеназванное, и в силу новой редакции пункта 2 статьи 120 ГК РФ, в данном случае предусмотрена субсидиарная ответственность государства в лице Министерства обороны Российской Федерации, как собственника имущества, по обязательствам государственного казенного учреждения.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании спорной задолженности при недостаточности денежных средств у Учреждения с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности следует удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.2012 года по делу N А56-31593/2012 изменить, дополнить резолютивную часть решения следующим:
В случае недостаточности денежных средств у ФГК Учреждения "Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений" МО РФ взыскать долг в сумме 2 788 768,68 руб. с Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31593/2012
Истец: ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФГУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: КЭУ ЛенВО Гостиница для размещения иностранных военнослужащих