г. Томск |
|
08 апреля 2013 г. |
Дело N А45-18621/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Кривошеина С.В., Ходырева Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания Горецкой О.Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Санников Д.А. по доверенности от 21.03.2013;
от заинтересованного лица: Санникова А,А. по доверенности от 07.02.2013без участия;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2013
по делу N А27-18387/2012 (судья Аникина Н.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирский центр чистоты "Биощит", г. Кемерово (ОГРН 1024200696981, ИНН 4205040530)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово,
о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирский центр чистоты "Биощит" (далее - ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - ИФНС по г. Кемерово, Инспекция, налоговый орган) "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" N 59, а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" в связи с его добровольной ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества, полагая, что в ликвидационном балансе заявителем не отражены сведения о задолженности по налогам и сборам, установленных налоговым органом.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители налогового органа и общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что единственным участником ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" Клименко Е.Н. 12.04.2012 принято решение о ликвидации общества, назначении ликвидатором общества Клименко Е.Н.
16.05.2012 в Вестнике государственной регистрации опубликовано сообщение о ликвидации общества, о направлении требований кредиторов в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения.
Решением от 08.08.2012 утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества. Решением от 10.09.2012 утвержден ликвидационный баланс общества.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения то ликвидации юридического лица (свидетельство о государственной регистрации от 20.04.2012 серии 42 N 003631387), о назначении ликвидатора (свидетельство о государственной регистрации от 20.04.2012 серии 42 N 003631388), о составлении промежуточного ликвидационного баланса (свидетельство о государственной регистрации от 24.08.2012 серии 42 N 003688975).
14.09.2012 ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" обратилось в налоговый орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением налогового органа от 21.09.2012 N 59 отказано в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией. В качестве основания для отказа в регистрации указано на непредставление определенных статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Федеральный закон N 129-ФЗ от 08.08.2001) необходимых документов для государственной регистрации, а именно: ликвидационного баланса, в связи с имеющимися сведениями о задолженности по обязательным платежам.
Полагая, что права и законные интересы ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" нарушены, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из непредставления налоговым органом доказательств, которые в безусловной мере свидетельствовали бы о недостоверности сведений в ликвидационном балансе налогоплательщика, в том числе в части начисления пени, в отношении которой в материалы дела не представлено документов, свидетельствующих о наличии задолженности, на которую начислена пеня, а также о принятии налоговым органом мер по взысканию задолженности в установленном законом порядке.
Апелляционная коллегия, повторно рассматривая дело в порядке главы 34 АПК РФ, находит указанные выше выводы арбитражного суда ошибочными, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, к которым, в частности, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Как следует из материалов дела, 12.04.2012 ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" принято решение о добровольной ликвидации общества.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
В соответствии с положениями статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Материалами дела подтверждается, что 16.05.2012 в Вестнике государственной регистрации опубликовано сообщение о ликвидации общества, о направлении требований кредиторов в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения.
Ликвидационная комиссия с учетом положений статьи 63 ГК РФ принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, действующим законодательством (статьи 61 - 64 ГК РФ) во взаимосвязи с положениями главы 7 Закона N 129-ФЗ установлен порядок ликвидации юридического лица, который учитывает интересы его кредиторов и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица.
Из материалов дела следует, что решением от 08.08.2012 утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества. Решением от 10.09.2012 утвержден ликвидационный баланс общества.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятии решения то ликвидации юридического лица (свидетельство о государственной регистрации от 20.04.2012 серии 42 N 003631387), о назначении ликвидатора (свидетельство о государственной регистрации от 20.04.2012 серии 42 N 003631388), о составлении промежуточного ликвидационного баланса (свидетельство о государственной регистрации от 24.08.2012 серии 42 N 003688975).
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации недопустимо.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Как следует из материалов дела, в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях, налоговым органом составлен акт N 14946 от 11.05.2012. В акте отражено предоставление обществом бухгалтерской отчетности за 12 месяцев 2011 года с нарушением установленного законом срока - до 30.03.2012 (статья 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ), поскольку указанная отчетность предоставлена обществом 24.04.2012.
Рассмотрев акт от 11.05.2012, налоговым органом вынесено решение от 18.06.2010 N 35220 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение", которым ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 400 руб.
На основании решения от 18.06.2012 в адрес общества направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 52971 от 21.06.2012, в котором срок для уплаты штрафа в размере 400 руб. установлен до 11.07.2012.
Из материалов дела следует, что в адрес ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит", Инспекцией направлены акт от 11.05.2012, решение от 18.06.2012, требование от 21.06.2012, что послужило основанием для отказа в государственной регистрации.
Доказательств оспаривания указанного решения, требования в установленном порядке в материалы дела не представлено, также как доказательств признания их недействительными или доказательств их отмены.
Кроме того, как следует из материалов дела, налоговым органом в адрес общества направлялось уведомление от 29.06.2012 (исх. N 12834), в котором указывается (л.д. 100 т.3), что по состоянию на 28.06.2012 за обществом числится задолженность по налоговым платежам в размере 11 253, 71 руб., включая задолженность на основании решения налогового органа от 18.06.2012 в размере 400 руб. Направление названного уведомления в адрес ликвидатора общества, а также в адрес общества подтверждается реестрами почтовых отправлений (л.д. 102 т.3).
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие направление в адрес налогоплательщика извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 18.05.2012, решения от 18.06.2012, требования от 21.06.2012, уведомления от 29.06.2012, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что налоговым органом не подтверждено обращение налогового органа к ликвидатору общества как кредитора в установленный срок (до 16.07.2012), т.к. неполучение налогоплательщиком извещения, уведомления, решения, требования налогового органа не может ставиться в вину налоговому органу, который предпринял все необходимые и предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации действия по уведомлению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, сообщил обществу о наличии у него задолженности по налогам, на представленных в материалы дела реестрах имеются штампы как налогового органа, так и отделения почтовой связи, доказательств того, что налоговый орган направлял в адрес налогоплательщика иную корреспонденцию, не связанную с указанными документами, материалы дела не содержат, отсутствие реквизитов уведомлений в почтовом реестре от 06.07.2012 факт направления почтовой корреспонденции не опровергает.
Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на момент утверждения ликвидационного баланса, по состоянию на 10.09.2012, Общество и его ликвидатор знали (либо должны были знать) об имеющейся задолженности по обязательным платежам в бюджет, но не отразили эту задолженность в ликвидационном балансе.
Указывая на направление уведомления вызова от 27.04.2012 (л.д. 88), извещения от 18.05.2012, решения от 18.06.2012, требования от 21.06.2012, уведомления от 29.06.2012 в адрес налогоплательщика заказными письмами в порядке части 1 статьи 93 НК РФ, устанавливающей, что письмо считается полученным по истечении шести дней со дня его направления, налоговый орган представил суду реестры почтовых отправлений, свидетельствующие о факте направления указанных документов Обществу.
Заявлений о фальсификации имеющихся в деле реестров почтовой корреспонденции Обществом в порядке статьи 161 АПК РФ не производилось.
При этом, несмотря на тот факт, что общество и его ликвидатор неоднократно уведомлялись о проводимых в отношении заявителя контрольных мероприятиях и наличии задолженности, налогоплательщик не обеспечил участие своего представителя в мероприятиях налогового контроля и отрицает получение почтовой корреспонденции, направленной Инспекцией, из чего апелляционный суд заключает о том, что заявитель предпринял целенаправленные действия для создания условий, препятствующих налоговому органу осуществлять мероприятия налогового контроля и мероприятия направленные на извещение о наличии задолженности по налоговым платежам.
Поскольку неполучение уведомлений о проведении мероприятий налогового контроля и рассмотрении материалов налоговой проверки вызвано отсутствием контроля со стороны налогоплательщика за поступающей корреспонденцией, апелляционный суд заключает об отсутствии со стороны налогового органа нарушения прав и законных интересов налогоплательщика при вынесении оспариваемого решения.
Доказательств опровергающих указанное, обществом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
В связи с чем, вывод суда об отсутствии документов, свидетельствующих об обращении налогового органа как кредитора в установленный срок для предъявления требований кредиторов к ликвидатору общества с требованием о включении в реестр является ошибочным, как противоречащий материалам дела.
Таким образом, поскольку представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс, вопреки требованиям закона, не содержал сведения о наличии задолженности - задолженности перед бюджетом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данное обстоятельство следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения - ликвидационного баланса, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в части признания недействительным решения налогового органа "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" N 59, а также об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" в связи с его добровольной ликвидацией, в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта в порядке, предусмотренным частью 2 статьи 269 АПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово, государственная пошлина по апелляционной инстанции в размере 1000 руб. относится на общество с ограниченной ответственностью "Сибирский центр чистоты "Биощит".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 января 2013 года по делу N А27-18387/2012 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Сибирский центр чистоты "Биощит" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения N 59 от 21.09.2012 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" и обязании Инспекции произвести государственную регистрацию и внести сведения в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит" в связи с его ликвидацией.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сибирский центр чистоты "Биощит" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18387/2012
Истец: ООО "Сибирский центр чистоты "Биощит"
Ответчик: ИФНС России по г. Кемерово