Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2013 г. N 10АП-2740/13
Требование: о признании незаконным акта органа власти, об обязании совершить действия
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А41-37964/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кульбовский А.Б., доверенность от 25.11.2011 N 5-3969,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 по делу N А41-37964/12, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Баковский завод" (ОГРН: 1105032007101;
ИНН: 5032228582) к администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, при участии в качестве третьего лица администрации Одинцовского муниципального района Московской области, об оспаривании решения и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Баковский завод" (далее - общество, ООО "Баковский завод", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация городского поселения, заинтересованное лицо), в котором просит:
1) признать незаконным решение администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 12.07.2012 N 28/2310;
2) обязать администрацию городского поселения согласовать на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории схемы расположения земельных участков:
- земельный участок, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала 50:20:0030106, площадью 230 кв.м, находящийся под зданием контрольно-пропускного пункта, инв. N 173:054-7610, Лит. Ш, кадастровый номер 50-50-20/088/2010-039;
- земельный участок, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала 50:20:0030106, площадью 458 кв.м, находящийся под арочным зданием типа ФСЭТА, инв. N 7610, Лит. Б11, кадастровый номер 50-20:30:00517:002;
- земельный участок, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала 50:20:0030106, площадью 173 кв.м, находящегося под зданием артскважины N 4, инв. N 173:054-7610, Лит. С, кадастровый номер 50:20:30:03320:003.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - администрация района, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация городского поселения обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Баковский завод" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- здание контрольно-пропускной пункт, общей площадью 30,8 кв.м, инв. N 173:054-7610, лит.Ш, кадастровый номер 50-50-20/088/2010-039, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации, права от 20.12.2010;
- арочное здание типа ФСЭТА, общей площадью 319,6 кв.м, инв.N 7610, лит.Б11, кадастровый номер 50:20:30:00517:002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.12.2010;
- здание артскважина N 4, общей площадью 61,5 кв.м, инв.N173:054-7610, лит.С, кадастровый номер 50:20:30:03320:003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.12.2010.
Адрес месторасположения указанных объектов: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г.Одинцово, ул.Вокзальная, д. 53.
В 2008 году ООО "Баковский завод" обратилось в администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о согласовании проекта границ земельного участка расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г.Одинцово, ул.Вокзальная, д. 53.
Письмом от 08.07.2008 N 2.23/6780ю/г администрация Одинцовского муниципального района Московской области затребовала у заявителя необходимый пакет документов для согласования проекта границ указанного земельного участка.
31 мая 2012 года общество обратилось к главе городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просило согласовать на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории схемы расположения следующих земельных участков, указав, что на данных земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу на праве собственности:
- земельный участок, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала 50:20:0030106, площадью 230 кв.м, находящийся под зданием контрольно-пропускного пункта, инв. N 173:054-7610, Лит. Ш, кадастровый номер 50-50-20/088/2010-039;
- земельный участок, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала 50:20:0030106, площадью 458 кв.м, находящийся под арочным зданием типа ФСЭТА, инв. N 7610, Лит. Б11, кадастровый номер 50-20:30:00517:002;
- земельный участок, расположенный в юго-восточной части кадастрового квартала 50:20:0030106, площадью 173 кв.м., находящегося под зданием артскважины N 4, инв. N 173:054-7610, Лит. С, кадастровый номер 50:20:30:03320:003.
Письмом от 12.07.2012 N 28/2310 глава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области отказал заявителю в согласовании границ указанных земельных участков, указав, что формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков, находящихся в 6-6А микрорайоне г. Одинцово, осуществляется в соответствии с утвержденным постановлением главы городского поселения Одинцово от 20.07.2010 N 607 проектом планировки и реконструкции микрорайона 6-6А г. Одинцово.
Считая решение администрации городского поселения от 12.07.2012 N 28/2310 незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что заявитель имеет законное право на приобретение в собственность спорных земельных участков, занятых принадлежащими ему зданиями.
У администрации городского поселения отсутствовали основания для отказа в согласовании на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории схемы расположения данных земельных участков.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация городского поселения обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что соответствующая территория входит в состав Проекта планировки и реконструкции микрорайона 6-6А г.Одинцово, утвержденного постановлением Главы городского поселения Одинцово от 20.07.2010 N 607. На спорной территории планируется размещение детского дошкольного учреждения, а также внутриквартальных проездов.
В судебное заседание апелляционного суда администрация городского поселения и администрация района своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Судом установлено, что ООО "Баковский завод" является собственником недвижимого имущества - трех нежилых зданий, расположенных по адресу: Московская область, Одинцовский район, городское поселение Одинцово, г.Одинцово, ул.Вокзальная, д. 53.
Земельные участки, на которых расположены указанные объекты, не выделены и не поставлены на кадастровый учет, в связи с чем общество обратилось в администрацию городского поселения с заявлением, в котором просило согласовать на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории схемы расположения данных земельных участков, с целью дальнейшего приобретения прав на них.
Удовлетворяя заявленные обществом требования суд первой инстанции не учел следующего.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно пункту 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Апелляционным судом установлено, что спорные объекты, принадлежащие заявителю, находятся на землях, расположенных в границах территории городского поселения Одинцово, государственная собственность на которые не разграничена. Иного не следует из материалов дела и не вытекает ни из каких обстоятельств.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Таким образом, именно администрация района, а не администрация поселения в месячный срок со дня поступления заявления обязана утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом администрация района не вправе возлагать обязанность по подготовке такой схемы на собственника недвижимого имущества, закон такой обязанности не содержит.
Между тем в рассматриваемом случае общество обратилось с заявлением в администрацию городского поселения, а не администрацию района, однако администрация городского поселения в соответствии с требованиями закона не уполномочена утверждать и выдавать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Кроме того, общество обратилось в неуполномоченный орган с заявлением, в котором просило согласовать на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории схемы расположения земельных участков, при этом заявителем уже проведены землеустроительные работы в отношении земельных участков, на которых расположены принадлежащие ему объекты.
Вместе с тем законом четко установлен порядок формирования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
Как указано выше, в силу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган (в рассматриваемом случае таким уполномоченным органом выступает администрация Одинцовского муниципального района) с заявлением о приобретении земельного участка либо с заявлением о об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Уполномоченный орган в месячный срок со дня поступления такого заявления обязан утвердить и выдать заявителю соответствующую схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
И уже после получения такой схемы и на ее основании заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Таким образом, проведение работ по формированию земельного участка осуществляется после утверждения и выдачи администрацией района соответствующей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При этом обязанность городского поселения согласовать на кадастровом плане или кадастровой карте схему расположения земельных участков, которую должна выдавать администрация района, на что ссылается администрация района, не свидетельствует о переложении на администрацию поселения соответствующей обязанности.
При указанных обстоятельствах, требования общества по настоящему делу, заявленные к администрации городского поселения, не могут быть удовлетворены, поскольку заявлены к лицу неуполномоченному утверждать и выдавать схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а действия администрации района по согласованию схемы расположения земельных участков с администраций поселения не могут служить основанием для невыдачи и неутверждения собственнику объектов недвижимости схемы расположения земельных участков.
Законом не предусмотрена обязанность администрации поселения по согласованию собственнику объектов схемы расположения земельных участков, утверждаемой и выдаваемой администрацией района.
Учитывая, что земельные участки, на которых расположены принадлежащие ООО "Баковский завод" объекты, не сформированы, общество не лишено права обратиться в администрацию района в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, и в последующем в случае нарушения его прав обжаловать отказ или бездействие администрации по неутверждению или невыдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и непредоставлении земельных участков в собственность.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2013 по делу N А41-37964/12 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37964/2012
Истец: ООО "Баковский завод"
Ответчик: Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального р-на МО
Третье лицо: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области