г. Самара |
|
29 апреля 2013 г. |
Дело N А55-32346/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" - представителя Турановой Н.М. (доверенность от 09 января 2011 г. N 12),
от ОГИБДД УМВД России по г. Самаре - представителя Паренского А.В. (доверенность от 20 июля 2012 г.),
от Муниципального предприятия городского округа Самара "Благоустройство" - представителя Гункиной Л.Е. (доверенность от 18 февраля 2013 г. N 541),
от Департамента благоустройства и экологии администрации городского округа Самара - представителя Ананьина А.Н. (доверенность от 28 декабря 2012 г. N 17-07-01/8709),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2013 года по делу N А55-32346/2012 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению Муниципального предприятия городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (ИНН 6315702029, ОГРН 1026300966559), Самарская область, г. Самара,
к ОГИБДД УМВД России по г. Самаре, Самарская область, г. Самара,
третьи лица:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство", Самарская область, г. Самара,
Департамент благоустройства и экологии администрации городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - МП г.о. Самара "ТТУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления МВД России по городу Самаре в лице ОГИБДД (далее - административный орган, ответчик) от 13.11.2012 63 АА 096388 о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
МП г.о. Самара "ТТУ" обратилось с апелляционной жалобой, дополнением к апелляционной жалобе, в которой, указывая, что заявитель не является субъектом вменяемого административного правонарушения, просит отменить решение суда от 19.02.2013, принять по делу новый судебный акт, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление административного органа.
ОГИБДД УМВД России по г. Самаре, Муниципальное предприятие городского округа Самара "Благоустройство" (далее - МП г.о. Самара "Благоустройство") представили отзывы на апелляционную жалобу, в котором просят решение суда от 19.02.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу МП г.о. Самара "ТТУ" без удовлетворения. ОГИБДД УМВД России по г. Самаре также представлен отзыв на дополнение к апелляционной жалобе, МП г.о. Самара "Благоустройство" представлен уточненный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, дополнения к апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представители иных лиц, участвующих в деле, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу предприятия без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 31.10.2012 в ходе повседневной проверки инспектором ОГИБДД УМВД России по городу Самаре обнаружено нарушение содержания трамвайных путей, правил содержания трамвайных путей в безопасном для дорожного движения состоянии на ул. Гагарина у дома N 171, выразившееся в отклонении верхней головки трамвайного рельса, расположенного в пределах проезжей части, относительно дорожного покрытия на 8 см, чем создана реальная угроза безопасности дорожного движения.
По данному факту государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по городу Самаре в отношении МП г.о. Самара "ТТУ" 09.11.2012 составлен протокол 63 АА 187009 об административном правонарушении, вынесено постановление от 13.11.2012 63 АА 096388 о привлечении предприятия к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, МП г.о. Самара "ТТУ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением указывая, что МП г.о. Самары "ТТУ" не может являться субъектом данного правонарушения, поскольку предприятие не является ответственным за содержание спорного участка дороги, также в обязанности заявителя не входит обеспечение безопасности дорожного движения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица независимо от форм собственности, уполномоченные осуществлять содержание и ремонт данных объектов. Дорожные органы и организации, в ведении которых находятся дороги, обязаны содержать их в состоянии, обеспечивающем безопасные условия для дорожного движения, принимать меры к улучшению их эксплуатационных качеств, устранению помех для движения, обеспечивать безопасность движения в местах проведения ремонтных работ.
В оспариваемом постановлении административного органа указано, что МП г.о. Самара "ТТУ" являясь юридическим лицом нарушило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании трамвайных путей по ул. Гагарина у дома N 171 допустило отклонение верхней головки рельса расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (далее - ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения"), безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с п. 1.2. Правил дорожного движения РФ "дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; "проезжая часть" - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Статьей 5 ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" установлены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, которыми являются: разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. При этом в соответствии со статьей 31 ФЗ РФ "О безопасности дорожного движения" нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
В соответствии со статьей 12 ФЗ РФ " О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Содержанием автомобильной дороги признается выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги..."
Согласно распоряжению Минтранса РФ от 03.01.2002 N ИС-5-р "О классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" содержание автомобильной дороги включает комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения".
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 N 221, настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными к исполнению и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется: с 01.01.1995 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 1.2. Правил дорожного движения РФ проезжая часть - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств, тем самым трамвайные пути вне зависимости от их расположения (обособленные или в одном уровне с проезжей частью) не являются проезжей частью.
В соответствии с пунктом 3.1.13 ГОСТа Р 50597-93 не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
Пунктом 5.1.3. Правил технической эксплуатации трамвая также предусмотрено, что трамвайные пути, расположенные в проезжей части улицы, укладываются выше уровня дорожного покрытия не более чем на 20 мм.
В соответствии с пунктом 2.42 СНиП 2.05.09-90 "Трамвайные и троллейбусные линии", к верхнему строению трамвайного пути относятся: рельсы, контррельсы, стыковые и промежуточные скрепления, противоугоны, путевые и междупутные тяги, температурные компенсаторы (уравнительные приборы), подрельсовые основания - шпалы, брусья, рамы, лежни, балласт, а также спецчасти - стрелочные переводы и глухие пересечения; кроме того, на совмещенном и обособленном полотне - дорожное покрытие пути, а на мостах, путепроводах, эстакадах и насыпях - охранные рельсы и брусья.
Пункт 5.2.9. Правил технической эксплуатации трамвая, утв. Распоряжением Министерства транспорта РФ от 30.11.2001 г. N АН-103-р, гласит: "Граница трамвайного полотна на совмещенном и обособленном полотне независимо от ширины междупутья, должна проходить на расстоянии 0,7 м от внешнего рельса с каждой стороны.
Как установлено административным органом и отражено в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении 31.10.2012 обнаружено, что на трамвайных путях по ул. Гагарина у дома N 171 допущено отклонение верхней головки рельса расположенного в пределах проезжей части относительно дорожного покрытия на 8 см.
В материалы дела представлена копия договора N 000190Х о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, заключенного 21 декабря 2004 года между МП "ТТУ" и Комитетом по управлению имуществом г. Самары. По условиям данного договора (п.2.3.2.) предприятие обязано содержать полученное в хозяйственное ведение имущество (в том числе и трамвайные пути) в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации и обеспечивать его сохранность, производить капитальный и текущий ремонт основных фондов за счет собственных средств (л.д.46).
Как следует из пояснений представителя заявителя, которые давались в судебном заседании, именно МП г.о. Самары "ТТУ" определяет подрядчиков на ремонт основных средств (в том числе путей) заключает с ними соответствующие договора подряда, контролирует качество выполнения работ.
Ответчиком в материалы настоящего дела также представлены договоры, заключаемые заявителем - МП г.о. Самары "ТТУ" (Заказчик) с подрядными организациями, предметом которых выступает выполнение работ по восстановлению асфальтобетонного покрытия, а также представлены разрешения на производство земляных работ, полученные именно МП г.о. Самары "ТТУ", в том числе, разрешение от 14.10.2009 N 3360 на производство земляных работ на участке, в границы которого входит рассматриваемый участок. То есть в 2009 году заявитель производил ремонтно-восстановительные работы на данном участке.
Как указывалось выше заявитель привлечен к ответственности по ст.12.34 КоАП РФ в связи с тем, что являясь юридическим лицом нарушило требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании трамвайных путей по ул. Гагарина у дома N 171 допустило отклонение верхней головки рельса расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
Выявленные нарушения угрожают безопасности дорожного движения.
Заявителем не представлено доказательств содержания трамвайных путей на вышеуказанном участке в безопасном для дорожного движения состоянии, на трамвайных путях по ул. Гагарина у дома N 171 допущено отклонение верхней головки рельса расположенного в пределах проезжей части относительно дорожного покрытия на 8 см. Доказательств проведения осмотров трамвайных путей, принятия мер по обеспечению содержания трамвайных путей на вышеуказанном участке в безопасном для дорожного движения состоянии, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что заявитель является надлежащим субъектом ответственности по ст.12.34 КоАП РФ является обоснованным.
Нарушения порядка и срока привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции установленной ст. 12.34 КоАП РФ в минимальном размере.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе МП г.о. Самары "ТТУ", дополнении к апелляционной жалобе являются ошибочным, не основанными на вышеприведенных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2013 года по делу N А55-32346/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32346/2012
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Самара "Трамвайно-троллейбусное управление"
Ответчик: ОГИБДД УМВД России по городу Самаре
Третье лицо: Департамент благоустройства и экологии Администрации городского округа Самара, МП " Благоустройство"