г. Санкт-Петербург |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А56-45101/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Е.А.Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: Е.С.Федосеевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Елманова Л.Ю. - доверенность от 02.11.2012
от заинтересованных лиц: 1) предст. Эльгарт О.В. - доверенность N 13/123 от 17.01.2012;
2) предст. Эльгарт О.В. - доверенность N ВИ-4550 от 25.10.2012;
3) не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6171/2013) Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2012 по делу N А56-45101/2012 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по иску (заявлению) ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК"
к 1) Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
2) Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков,
3) Министерству финансов России
о признании незаконными действий
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕДИ ЭСТЕТИК" (ОГРН 1027809206700) (далее - заявитель, Общество, ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) об отказе возвратить заявителю сумму уплаченного административного штрафа в размере 100000 рублей, обязать Управление возвратить ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК" сумму уплаченного административного штрафа в размере 100000 рублей и перечислить начисленные на эту сумму проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.08.2011 по 22.10.2012 в размере 9200 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная служба по обороту наркотиков (ФСКН России), Министерство финансов России.
Решением суда от 14.11.2012 иск Общества удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 14.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, в соответствии с утвержденным Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Перечнем главных администраторов доходов федерального бюджета, ФСКН России является главным администратором федерального бюджета всего по двум видам доходов: - 1 14 02014 01 0000 410 - доходы от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части реализации основных средств по указанному имуществу); - 1 14 02014 01 0000 440 - доходы от реализации высвобождаемого движимого и недвижимого военного и иного имущества федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу). ФСКН России не является главным администратором доходов бюджета по коду 204116120000100000140 (получатель суммы уплаченного штрафа в платежном поручении N 272 от 20.06.2011). Далее, ссылаясь на положения статьи 160.1 (пункты 1 и 2) Бюджетного кодекса Российской Федерации, Управление указывает, что бюджетными полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов обладает администратор доходов бюджета, в то время как ФСКН России является главным администратором доходов бюджетных средств, а не администратором доходов бюджета, следовательно, ФСКН России и Управление не обладают полномочиями на принятие соответствующего решения о возврате уплаченного в бюджет штрафа.
В судебном заседании представитель Управления и ФСКН России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство финансов России уведомлено надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направило.
Представитель Общества заявил отказ от исковых требований в части обязания Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области перечислить ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.08.2011 по 22.10.2012 в размере 9200 рублей, в остальной части доводы жалобы отклонил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Отказ от иска в указанной части как не противоречащий закону и не нарушающий прав третьих лиц принят апелляционным судом в порядке статьи 49 АПК РФ, что влечет отмену решения суда от 14.11.2012 и прекращение производства по делу в части обязания Управление перечислить Обществу 9200 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с несвоевременным возвратом штрафа.
Законность и обоснованность решения суда от 14.11.2012 в остальной (обжалуемой) части проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 08.02.2011 Управлением в отношении заявителя ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК" составлен протокол N 7-1/234 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Смольнинского районного суда от 21.02.2011 (дело N 5-13/11), оставленным без изменения решением Санкт-Петербургского городского суда от 14.04.2011, общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Во исполнение указанного постановления заявитель уплатил административный штраф в размере 100000 рублей платежным поручением от 20.06.2011 N 272 по коду бюджетной классификации (КБК) 204 1 16 12000 01 0000 140.
Постановлением Санкт-Петербургского городского суда от 29.08.2011 постановление Смольнинского районного суда от 21.02.2011 и решение Санкт-Петербургского городского суда от 14.04.2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Смольнинский районный суд. Определением Смольнинского районного суда 07.09.2011 (дело N 5-227/11) протокол об административном правонарушении и другие материалы дела были возвращены в Управление в связи с неправильностью его составления и оформления других материалов.
Полагая, что оснований для удержания штрафа не имеется, заявитель обратился в Управление с заявлением о возврате суммы уплаченного административного штрафа (исх. N 101/2011 г. от 21.12.2011).
Письмом от 10.01.2012 N 13/23 Управление отказало Обществу в возврате штрафа в связи с подготовкой к новому рассмотрению в Смольнинском районном суде дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.16 КоАП РФ.
Определением Смольнинского районного суда от 02.02.2012 ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.16 КоАП, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. Решением Санкт-Петербургского городского суда от 06.03.2012 указанное определение было отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК" прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В связи с прекращением производства по делу об административном правонарушении, Общество повторно обратилось в Управление с заявлением о возврате суммы уплаченного административного штрафа в сумме 100000 рублей (исх. N 14/2012 от 03.04.2012, N 35/2012 от 15.05.2012).
Письмом от 12.05.2012 N 13/2041 Управление отказало в возврате суммы уплаченного административного штрафа, сославшись на отсутствие к тому правовых оснований.
Полагая незаконными действия Управления по отказу в возврате административного штрафа, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Апелляционная коллегия, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и выслушав мнение сторон, не усматривает правовых оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
Исходя из логического толкования положений, закрепленных в статьях 3.1, 3.2, 3.5 КоАП РФ, административный штраф является одним из видов административного наказания и установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, в связи с допущенными административным органом процессуальными нарушениями и истечением срока привлечения к административной ответственности, Общество не было привлечено к административной ответственности в установленном порядке, а следовательно, отсутствуют основания для удержания уплаченного им добровольно административного штрафа в размере 100000 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, относятся к неналоговым доходам бюджетов.
В силу пункта 1 статьи 46 БК РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ об обороте наркотических и психотропных средств подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Бюджетными полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы и представлению поручений в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, наделены в силу пункта 2 статьи 160.1 БК РФ администраторы доходов бюджета.
Как указано в статье 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с Перечнем главных администраторов доходов федерального бюджета, утвержденным Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (Приложение N 6 к названному Федеральному закону) Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков является главным администратором доходов федерального бюджета Российской Федерации (код главного администратора - 204) не только по кодам бюджетной классификации 1 14 02014 01 0000 410 и 1 14 02014 01 0000 440, но также и по коду 1 16 12000 01 0000 140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства об обороте наркотических и психотропных веществ), на что указано в Приложении N 6 к ФЗ N 357-ФЗ в разделе "Иные доходы федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главными администраторами доходов федерального бюджета, в пределах их компетенции".
В целях реализации положений статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 29.12.2007 N 995 утвердило Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктами 3 - 5 указанного постановления Правительство Российской Федерации обязало Федеральные органы исполнительной власти: в 2-месячный срок утвердить перечень территориальных органов (подразделений), осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов для каждого субъекта Российской Федерации, территориального государственного внебюджетного фонда и муниципального образования, с закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджетов; в течение 2 рабочих дней после утверждения перечня, предусмотренного пунктом 3 настоящего Постановления, довести его до финансовых органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными государственными внебюджетными фондами и финансовых органов муниципальных образований; разработать и утвердить в 2-месячный срок порядок осуществления территориальными органами (подразделениями) полномочий главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов и в течение 3 рабочих дней довести его до своих территориальных органов (подразделений).
ФСКН России не исполнено постановление Правительства РФ, соответствующие перечень и порядок не утверждены и не доведены до сведений финансовых органов и своих территориальных органов (подразделений).
Вместе с тем, в соответствии с действующими в 2011 году Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 190н, администрирование доходов бюджета от денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье).
Аналогичные положения закреплены в приказе Минфина РФ от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", где в Приложении N 1 утвержден перечень кодов видов доходов бюджета, в соответствии с которым денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об обороте наркотических и психотропных средств относятся на код 000 1 16 12000 01 0000 140, и закрепляются за государственными органами, направившими дело на рассмотрение в суд, в случае наложения денежных взысканий (штрафов) судом (мировым судьей).
В соответствии со статьями 40, 166.1 и 218 БК РФ и в целях совершенствования правил учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации Министерства финансов Российской Федерации приказом N 92н от 05.09.2008 утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
В пункте 20 указанного Порядка установлено, что возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм), осуществляется на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня следующего за днем их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.
Пунктом 5 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента РФ от 28.07.2004 N 976 регламентировано, что ФСКН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в ее систему региональные управления ФСКН России, управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.
Приказом ФСКН России от 27.06.2008 N 199 утверждено Типовое положение о региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 8 пункта 8 указанного Типового положения, Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции органов наркоконтроля.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что Управление, являясь в силу вышеперечисленных нормативных положений администратором доходов бюджета по коду бюджетной классификации 1 16 12000 01 0000 140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства об обороте наркотических и психотропных веществ), как лицо, составившее административный протокол и направившее его в суд, должно было принять меры к возврату Обществу суммы денежного штрафа в размере 100000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным Управлением и ФСКН России при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка. Судом апелляционной инстанции также не установлено нарушения судом первой инстанции процессуальных норм.
Доводы апелляционной жалобы о незаконном возложении на Управление обязанности по уплате государственной пошлины в нарушение предоставленной государственному органу п.1 ч.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации льготой, отклоняются апелляционной коллегией, как основанные на неправильном толковании закона. Действительно, в соответствии с указанной нормой Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд. Вместе с тем, податель жалобы в силу статей 106 и 110 АПК РФ не освобожден от возмещения другой (выигравшей) стороне судебных издержек, понесенных ею при обращении в суд, к которым, в том числе, относится государственная пошлина по делу.
При таких обстоятельствах, правовых и фактических оснований для отмены решения суда от 14.11.2012 в рассматриваемой части и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 150, пунктом 3 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК" от требования в части обязания Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области перечислить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9200 руб.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 ноября 2012 года по делу N А56-45101/2012 в части обязания Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области перечислить ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК" проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 9200 руб. отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 ноября 2012 года по делу N А56-45101/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45101/2012
Истец: ООО "МЕДИ ЭСТЕТИК"
Ответчик: Министерство Финансов России, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФСКН России