г. Самара |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А55-30564/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Биленко В.И., доверенность от 21 сентября 2012 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Екатеринин И.И., доверенность от 01 апреля 2013 г. N 51;
от третьих лиц:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился;
от ГУ МЧС России по Самарской области - Шипилов П.М., доверенность от 25 октября 2010 г. N 7474-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
открытого акционерного общества "Самарский комбикормовый завод", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2013 г.
по делу N А55-30564/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Самарский комбикормовый завод", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
ГУ МЧС России по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным уведомления, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самарский комбикормовый завод" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство), в котором, с учетом уточненных требований, принятых судом, просит:
признать недействительным уведомление Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 ноября 2012 г. N 12-2/0524/12-с об отказе в предоставлении ОАО "Самарский комбикормовый завод" в собственность за выкуп по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 44 449, 10 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753, под нежилыми зданиями с прилегающей территорией;
обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении ОАО "Самарский комбикормовый завод" в собственность за выкуп по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 44 449, 10 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753;
обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемых земельных участков, направить в адрес ОАО "Самарский комбикормовый завод" договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 44449, 10 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753 по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании 29 января 2012 г. заявитель просил суд первой инстанции принять уточненные требования, согласно ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), где просил:
принять отказ от исковых требований в части обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении ОАО "Самарский комбикормовый завод" в собственность за выкуп по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 335,73 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753, расположенным под зданием бытового корпуса;
принять отказ от исковых требований в части обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка, направить в адрес ОАО "Самарский комбикормовый завод" договор купли продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 335, 73 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753, расположенным под зданием бытового корпуса по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка;
признать недействительным уведомление Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 ноября 2012 г. N 12-2/0524/12-с об отказе в предоставлении ОАО "Самарский комбикормовый завод" в собственность за выкуп по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 44 449, 10 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753, под нежилыми зданиями с прилегающей территорией;
обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении ОАО "Самарский комбикормовый завод" в собственность за выкуп по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 44 113, 37 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753;
обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка, направить в адрес ОАО "Самарский комбикормовый завод" договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 44 113, 37 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753 по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Суд первой инстанции отказал заявителю в принятии данного уточнения, исходя из следующего: уведомление об отказе от 22 ноября 2012 г. N 12-2/0524/12-с Министерство имущественных отношений Самарской области в отношении земельного участка площадью 44 113, 37 кв.м. не выносило; земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:0753 имеет площадь 44 449, 10 кв.м.
Таким образом, суд первой инстанции рассматривал уточненное заявление от 12 декабря 2012 г. (т. 2 л.д. 71-77).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ОАО "Самарский комбикормовый завод", являющийся собственником 26 объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, имеет право на выкуп земельного участка и выполнил требования, предусмотренные п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а именно, представил министерству имущественных отношений Самарской области пакет документов, предусмотренных Перечнем документов, а министерство имущественных отношений Самарской области в нарушение п. 6 ст. 36 ЗК РФ в установленный срок не приняло соответствующего решения по заявке заявителя.
Суд не принял во внимание тот факт, что в судебном заседании, которое состоялось 29 января 2013 г., ОАО "Самарский комбикормовый завод" предоставило в суд уточнение, согласно которого ОАО "Самарский комбикормовый завод" просило принять отказ от исковых требований в части обязать министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении ОАО "Самарский комбикормовый завод" в собственность за выкуп по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 335,73 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753, расположенным под зданием бытового корпуса и в части обязать министерство имущественных отношений Самарской области в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка, направить в адрес ОАО "Самарский комбикормовый завод" договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, площадью 335,73 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0000000:0753, расположенным под зданием бытового корпуса по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Министерства, ГУ МЧС России по Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель Территориального управления Росимущества не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником 26 объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:0753, по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь.
Право собственности заявителя на объекты недвижимости подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
25 июня 2012 г. Общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении названного земельного участка в собственность по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
05 июля 2012 г. к ранее поданному заявлению были приобщены сообщение и копия паспорта конкурсного управляющего ОАО "Самарский комбикормовый завод" Ждановича Дмитрия Валентиновича.
11 сентября 2012 г. к ранее поданному заявлению были также приобщены копии свидетельств о государственной регистрации права от 27 июля 2012 г. в количестве 26 штук.
Уведомлением от 22 ноября 2012 г. N 12-2/0524/12-с Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка (т. 2 л.д. 43-45).
В обоснование отказа Министерство указало, что на испрашиваемом земельном участке находится закрепленное за Обществом защитное сооружение гражданской обороны. Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация. Таким образом, предоставление таких земельных участков не относится к компетенции Министерства.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Из материалов дела следует, что Министерством в соответствии с п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, был направлен запрос в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о наличии на испрашиваемом земельном участке площадью 44 449, 10 кв.м. защитных сооружений гражданской обороны, приватизация которых запрещена.
Согласно ответу ГУ МЧС России по Самарской области от 14 августа 2012 г. N 7406-3-3 на земельном участке, площадью 44 449, 10 кв.м., расположенном по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, Хлебная площадь, 6, расположено закрепленное за заявителем защитное сооружение гражданской обороны - встроенное убежище N 381 (индивидуальный номер в реестре федерального имущества П13630000574).
Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Самарской области; паспортом убежища N 381; договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны; выпиской из реестра федерального имущества (инд. N П13630000574).
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 2 раздела III Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 (далее - Постановление N 3020-1) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях 1-3 к Постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Такие сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, в соответствии с п. 3 Постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Учитывая, что собственник решений об отчуждении указанного имущества не принимал, оно в силу закона является собственностью Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 12757/09.
Пунктом 1 ст. 3.1 закона N 137-ФЗ предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что объект недвижимого имущества - встроенное убежище N 381, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0000000:0753, является федеральной собственностью в силу прямого указания закона.
Учитывая тот факт, что объект гражданской обороны является федеральной собственностью, то спорный земельный участок также является федеральной собственностью в силу ст. 3.1 закона N 137-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Министерства имущественных отношений Самарской области отсутствовали правовые основания для распоряжения спорным земельным участком.
Довод Общества о том, что суд первой инстанции не принял во внимание тот факт, что в судебном заседании, которое состоялось 29 января 2013 г., ОАО "Самарский комбикормовый завод" предоставило в суд уточнение, согласно которому Общество просило принять отказ от части исковых требований, арбитражный апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку суд первой инстанции правомерно указал, что уведомление об отказе от 22 ноября 2012 г. N 12-2/0524/12-с Министерство имущественных отношений Самарской области в отношении земельного участка площадью 44 113, 37 кв.м. не выносило; земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:0753 имеет площадь 44 449, 10 кв.м.
Таким образом, требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заявителя в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 января 2013 г. по делу N А55-30564/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Самарский комбикормовый завод", г. Самара, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30564/2012
Истец: ОАО "Самарский комбикормовый завод"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ГУ МЧС России по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области