г. Саратов |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А57-15471/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" апреля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В. Б.,
судей Антоновой О.И., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Краевой Ю.Н.,
при участии в судебном заседании:
от Главы КФХ Гусева В.Н. - Кочетков И.Н. по доверенности от 10.07.2012;
от Министерства сельского хозяйства Саратовской области - Лебедева И.Н. - по доверенности от 10.04.2012,
в отсутствие иных участников процесса, уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства Гусева Владимира Николаевича на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2013 года по делу N А57-15471/2012 (судья Игнатьев Д.Ю.),
по иску индивидуального предпринимателя - главы крестьянско-фермерского хозяйства Гусева Владимира Николаевича, Саратовская область, Хвалынский район, п. Возрождение (ОГРНИП 309644116700014)
к Министерству сельского хозяйства Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6455020996, ОГРН 1036405514090)
3-и лица - Министерство финансов Саратовской области, г. Саратов (ИНН 6450030341, ОГРН 1036405003227), ГБУ СО "Административно-хозяйственное обслуживание", г. Саратов
о взыскании 831777,60 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - глава крестьянско-фермерского хозяйства Гусев Владимир Николаевич обратился с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства Саратовской области (далее ответчик), 3-и лица - Министерство финансов Саратовской области, ГБУ СО " Административно - хозяйственное обслуживание" о взыскании убытков в размере 831 777,60 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2013 года в удовлетворении исковых требований ИП - главы КФХ Гусеву Владимиру Николаевичу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП - глава КФХ Гусев В.Н. обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что он в августе 2011 года обратился к ответчику со всеми необходимым документами на получение субсидии, однако документы не приняли на том основании, что средства на эти цели из областного бюджета не выделялись.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, индивидуальный предприниматель Гусев Владимир Николаевич является главой крестьянского - фермерского хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 16.07.2012.
Между ООО "Торговый дом "Полесье" (продавец) и ИП Главой КФХ Гусевым В.Н. (покупатель) 11.07.2011 заключен договор купли-продажи техники и/ил оборудования N 133/11 Р.
В соответствии с пунктом 1.2 договора купли-продажи техники и/ил оборудования N 133/11 Р. от 11.07.2011 продавец обязуется передать технику и /или оборудование в собственность покупателя, а покупатель принять на условиях "склад продавца", находящийся по адресу: 410080, г. Саратов, пр-т Строителей, 31 технику и/или оборудование согласно приложению 1 к настоящему договору, именуемую в дальнейшем товар и уплатить за товара определенную настоящим договором цену.
Согласно пункту 2.5 договора купли-продажи техники и/ил оборудования N 133/11 Р. от 11.07.2011 общая сумма настоящего договора составляет 4 158 888 руб.
В приложении N 1 к договору купли-продажи техники и/ил оборудования N 133/11 Р. от 11.07.2011 (спецификация и цена товара) указан комбайн зерноуборочный самоходный КЗС-812-16 (Палессе GS812) и комплектующие к нему по цене 4 158 888 руб.
ИП Глава КФХ Гусев В.Н. 21.07.2011 перечислил ООО Торговый дом "Полесье" денежные средства в размере 415888 руб. в качестве предоплаты за комбайн зерноуборочный самоходный КЗС-812-16 и комплектующие по договору N 133/11Р от 11.07.2011, что подтверждается платежным поручением N 58 от 21.07.2011.
Комбайн зерноуборочный самоходный КЗС-812-16 (Палессе GS812) и комплектующие к нему 22.07.2011 переданы ОО "Торговый Дом "Полестье" и приняты ИП КФХ Гусевым В.Н., что подтверждается товарной накладной N 303 от 22.07.211 по договору N 133/11Р от 11.07.2011, актом о приеме-передаче N 1 от 26.07.2011.
ИП Глава КФХ Гусев В.Н. 25.07.2011 перечислил ООО Торговый дом "Полесье" денежные средства в размере 374299.20 руб. в качестве оплаты за комбайн зерноуборочный самоходный КЗС-812-16 (Палессе GS812) и комплектующих к нему, что подтверждается платежным поручением N 61 от 25.07.2011.
Постановлением Правительства Саратовской области от 25.01.2011 N 42-П утверждено "Положение о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства", согласно п. 4.3.1 которого были предусмотрены субсидии на компенсацию части стоимости приобретаемого оборудования и сельскохозяйственной техники.
В соответствии "Положением о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" субсидии на компенсацию части стоимости предоставлялись: за приобретение по договорам 2011 года отечественных высокотехнологичных посевных машин и комплексов в соответствии с перечнем, утвержденным министерством сельского хозяйства области, отечественных тракторов и зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов отечественного и зарубежного производства сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных товаропроизводителей, закупивших технику у ОАО "Росагролизинг" с уменьшением ее стоимости на 50 процентов) в размере 20 процентов от стоимости приобретения, но не более 2 млн. рублей в год на одного получателя при условии фактически произведенных расходов в 2011 году согласно справкам-расчетам, заверенным руководителем и главным бухгалтером предприятия (при наличии соответствующих должностей) по установленной форме, копиям документов, заверенным получателем субсидий: договоров, платежных документов, актов о приеме-передаче объекта основных средств (форма N ОС-1), счетов-фактур (счетов) и накладных.
Постановлением Правительства Саратовской области от 17.10.2011 г. 3568-П "О внесении изменений в Постановление Правительства Саратовской области от 25.01.2011 г. N 42-П" исключен абзац, предусматривающий выплату субсидий за приобретение по договорам 2011 года отечественных высокотехнологичных посевных машин и комплексов в соответствии с перечнем, утвержденным министерством сельского хозяйства области, отечественных тракторов и зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов отечественного и зарубежного производства сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных товаропроизводителей, закупивших технику у ОАО "Росагролизинг" с уменьшением ее стоимости на 50 процентов) в размере 20 процентов от стоимости приобретения, но не более 2 млн. рублей в год на одного получателя при условии фактически произведенных расходов в 2011 году согласно справкам-расчетам, заверенным руководителем и главным бухгалтером предприятия (при наличии соответствующих должностей) по установленной форме, копиям документов, заверенным получателем субсидий: договоров, платежных документов, актов о приеме-передаче объекта основных средств (форма N ОС-1), счетов-фактур (счетов) и накладных.
Истец при рассмотрении дела в суде первой инстанции ссылался на то, что в августе 2011 года обратился в министерство сельского хозяйства со всеми необходимым документами на получение субсидии, однако документы у него не приняли на том основании, что средства на эти цели из областного бюджета не выделялись. В связи с тем, что его неоднократные обращения по вопросу предоставления субсидии были оставлены без удовлетворения, истец обратился в суд о взыскании убытков в размере 8331777,60 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответственность за убытки, причиненные лицу и его имуществу вследствие неправомерных действий (бездействий) стороны по договору, по общему правилу наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерность действий (бездействий) стороны;
б) наличие вреда или убытков, причиненных лицу или его имуществу;
в) причинную связь между незаконным действием (бездействием) и наступившим вредом (убытками);
г) невиновность стороны.
При этом обязанность доказывания наличия первых трех условий возложена на истца.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Удовлетворение исковых требований о взыскании убытков возможно при доказанности совокупности вышеуказанных условий.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 2 "Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" Министерство сельского хозяйства области согласно Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2011 год" является главным распорядителем средств областного бюджета на 2011 год, предусмотренных подразделом "Сельское хозяйство и рыболовство", предоставляемых в форме субсидий в частности на компенсацию части стоимости приобретаемого оборудования и сельскохозяйственной техники. Министерство сельского хозяйства области утверждает реестры на предоставление субсидий на государственную поддержку сельского хозяйства по соответствующим направлениям финансирования в разрезе получателей, формы справок-расчетов на предоставление субсидий из областного бюджета; осуществляет расчет и перечисление субсидий получателям согласно бюджетному законодательству.
В соответствии с пунктом 3 "Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" получателями субсидий могут быть зарегистрированные на территории Саратовской области сельскохозяйственные товаропроизводители, а также иные получатели, указанные в приложении к настоящему Положению.
Согласно пункту 4 "Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее 70 процентов за календарный год. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также в частности крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с пунктом 5 "Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" предоставление средств областного бюджета в форме субсидии носит заявительный характер.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, истцом в качестве доказательства его обращения в министерство сельского хозяйства Саратовской области за получением субсидии представлено заявление о предоставлении субсидии от 11.08.2011 N 92, однако доказательств направления или получения данного заявления министерством сельского хозяйства Саратовской области истцом не представлены.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление Гусева В.Н, на имя министра сельского хозяйства Саратовской области от 27.02.2012, в котором он просит дать разъяснения по поводу получения субсидий на приобретение новой техники, а также письма Министерства сельского хозяйства Саратовской области от 05.03.2012 г. исх. N 04-02-22-849 и от 27.04.2012 исх. Г-151 на обращения ИП главы КФХ Гусева В.Н. по вопросу получения субсидий за приобретенную технику в 2011 года.
В ходе судебного разбирательства свидетель Курицын В.В. пояснил, что в августе 2011 года он вместе с Гусевым В.Н. приходил в министерство сельского хозяйства Саратовской области с документами для сдачи их на получение субсидии, он видел документы Гусева В.Н., которые он собирался сдавать и присутствовал в кабинете, когда сотрудник министерства отказывал Гусеву В.Н. в приеме заявления и приложенных к нему документов.
В суде первой инстанции свидетель Олейникова Н.И. пояснила, что она работает на должности заведующей канцелярией государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Административно-хозяйственное обслуживание", которое на основании Устава обеспечивает деятельность органов исполнительной власти Саратовской области. Согласно должностной инструкции она обязана принимать и регистрировать все корреспонденцию, и направлять ее в структурные подразделения. В 2011-2012 г. вся входящая документация, поступающая в министерство сельского хозяйства Саратовской области, была принята. Свидетель Мулдагалиева З.С. пояснила, что она работает старшим инспектором государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Административно-хозяйственное обслуживание", которое на основании Устава обеспечивает деятельность органов исполнительной власти Саратовской области. В ее должностные обязанности входит, в частности, прием и регистрация поступающей в министерство сельского хозяйства Саратовской области корреспонденции. За период 2011-2012 года вся корреспонденция, поступающая в министерство сельского хозяйства Саратовской области, была зарегистрирована. В случае обращений граждан (юридических лиц) с документами без сопроводительного письма, им разъясняется необходимость предоставления сопроводительного письма, после чего документы принимаются и на сопроводительном письме ставится отметка о приеме документов.
Суд первой инстанции обоснованно учел тот факт, что письма с разъяснениями вопроса о получении субсидии от Гусева В.Н. поступали в адрес министерства сельского хозяйства Саратовской области позднее августа 2011 года. Однако данные документы не могут служить доказательством обращения истца в адрес Министерства сельского хозяйства Саратовской области с заявлением о получении субсидии в 2011 году.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, факт обращения истца в министерство сельского хозяйства Саратовской области с заявлением о выдаче ему субсидии не доказан.
Согласно пункту 7 "Положения о предоставлении в 2011 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" субсидии предоставляются в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований по направлениям, предусмотренным разделами I, II, III приложения к настоящему Положению, в течение 45 рабочих дней, по направлениям, предусмотренным разделами IV, V приложения к настоящему Положению, в течение 15 рабочих дней со дня представления получателями документов путем перечисления средств субсидий на расчетные счета получателей, открытые ими в кредитных организациях. Субсидии предоставляются в порядке очередности, исходя из времени поступления в министерство необходимых документов, предусмотренных настоящим Положением и приложением к нему. Порядок приема и регистрации документов, представленных для получения субсидий, устанавливается министерством.
Ответчиком представлен Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2011 год" от 24.11.2010, из которого следует, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на компенсацию части затрат за приобретение сельхозтехники в 2011 год не выделялись. Ответчик в суде первой инстанции пояснил, что в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств предоставление государственной поддержки по данному направлению не осуществлялось.
Пункт 4.3.1. "Положения о предоставления в 2011 года субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства", утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 25.01.2011 г. N 42-П, который предусматривал возможность получения субсидии на компенсацию части стоимости приобретенного оборудования и сельскохозяйственной техники был отменен, что подтверждается Постановлением Правительства Саратовской области от 17.10.2011 г. 3568-П "О внесении изменений в Постановление Правительства Саратовской области от 25.01.2011 г. N 42-П". Доказательств обращения с заявлением о предоставлении субсидии в период действия вышеуказанного положения истцом суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования истца удовлетворению не подлежат.
Статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены основания отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, которых судебная коллегия не усматривает.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 января 2013 года по делу N А57-15471/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15471/2012
Истец: ИП глава КФХ Гусев В. Н., ИП Глава КФХ Гусев Владимир Николаевич
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Саратовской области
Третье лицо: ГБУ СО "Административно-хозяйственное обслуживание", министерство финансов Саратовской области, Курицын В. В.
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1952/13