г. Чита |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А58-5250/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сахамостдорстрой" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2012 года по делу N А58-5250/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сахамостдорстрой" к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Якутск, ул. Чернышевского, д. 56/2, общей площадью 14 263 кв.м с кадастровым номером 14:36:107017:58,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамента градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.),
при участии в заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия):
от заявителя: Яныгина В.А., представителя по доверенности от 17.11.2012; Яныгиной Р.А., представителя по доверенности от 17.11.2012,
от заинтересованного лица: Урбана А.М., представителя по доверенности от 26.12.2012,
личность и полномочия которых установлены судьей Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Артамоновой Л.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сапожниковой Ю.Ю.,
в отсутствие представителя третьего лица,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сахамостдорстрой" (ОГРН 1051402167255, ИНН 1435160308, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. Чернышевского, 56-2; далее - Общество, ООО "Сахамостдорстрой") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995, ИНН 1435027592, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. Аммосова, 8; далее - Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: г. Якутск, ул.Чернышевского, д. 56/2, общей площадью 14 263 кв.м с кадастровым номером 14:36:107017:58.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1101435006298, ИНН 1435230160, место нахождения: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. Октябрьская, 20, 1).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2012 года в удовлетворении требований общества отказано.
Основанием для отказа в удовлетворении требований послужил вывод суда первой инстанции о том, что отказ в предоставлении в собственность Общества спорного земельного участка соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов заявителя. У Министерства отсутствовала возможность передать земельный участок в собственность, поскольку он расположен в границах красных линий и относится к землям общего пользования, в связи с чем приватизации не подлежит.
Доводы заявителя относительно несоответствия сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности требованиям Градостроительного кодекса РФ судом отклонены как необоснованные, поскольку доказательства оспаривания в установленном законом порядке документации по планировке территории заявителем не представлены, в рамках же настоящего дела у Министерства отсутствует обязанность доказывания соответствия требованиям закона проекта планировки территории центральной части города Якутска.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований общества, по мотивам неправильного применения судом статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации государственного и муниципального имущества), статьи 1, пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4,5 статьи 23, пункта 12 статьи 9, статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, неприменения подлежащих применению положений статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению общества, Министерством не подтверждено наличие законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность общества, факт прохождения красных линий по земельному участку не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами.
В ходе судебного разбирательства ответчиком в подтверждение нахождения испрашиваемого земельного участка в границах красных линий представлено письмо от 14.06.2012 N 07-324.
Красные линии - это линии, обозначающие существующие или планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты. В рассматриваемом случае существующих территорий общего пользования на испрашиваемом земельном участке нет, сведения информационной системы свидетельствуют о возможном установлении только планируемых красных линий. Между тем из содержания пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества следует, что условием запрета на отчуждение земельного участка в собственность является фактическое нахождение земельного участка в общем пользовании.
Пунктом 5.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях (утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30) установлено, что план красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняется и оформляется в соответствии с требованиями "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации", утвержденной Госстроем России постановлением от 22.12.1993 N 18-58. Сведения, позволяющие установить границы территории общего пользования, обозначенные красными линиями, в материалах дела отсутствуют. Вся территория испрашиваемого земельного участка едина с единым кадастровым номером земельного участка, используемого только обществом по целевому назначению под производственную базу на праве постоянного бессрочного пользования, на котором расположены объекты капитального строительства, принадлежащие обществу на праве собственности.
Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях предусмотрено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:5000, 1:1000 и 1:2000.
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
Оспаривая вывод суда первой инстанции относительно того, что проект красных линий является разработанным и утвержденным в составе генерального плана развития центральной части города Якутска, заявитель указывает на то, что из протокола публичных слушаний по проекту планировки территорий центральной части города Якутска усматривается, что проектировщиками проекта указано на необходимость корректировки плана красных линий, соответственно, согласование красных линий проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации не произведено. Распоряжение первого заместителя главы ГО "город Якутск" N 1200/13р от 02.12.2009 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части города Якутска" утверждает только проект планировки центральной части города Якутска без сведений об утверждении мкр.Марха и плана красных линий данной части города.
В материалы дела заявителем представлены документы кадастрового учета, полученные после утверждения проекта планировки, которые не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красной линии.
По мнению заявителя, основанием для отказа в приватизации земельного участка может быть только изъятие земельного участка из оборота, установленный федеральным законом запрет на приватизацию или утвержденное в установленном порядке резервирование земельного участка (часть 4 статьи 28, статья 70.1 Земельного кодекса РФ). Таких доказательств в отношении испрашиваемого земельного участка не представлено, как не представлено и сведений о государственной регистрации ограничений прав на земельный участок в установленном законом порядке.
В связи с принятием Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" сведения, вносимые в генеральные планы и проекты развития территорий, еще не являются основанием для возникновения ограничений в предоставлении земельного участка в собственность, без проведения процедуры резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.
Общество указывает на нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым отказом в предоставлении земельного участка в собственность.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указывает на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.03.2013.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Общества доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Представитель Министерства доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, приведенным в отзыве на нее, просил решение первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без изменения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права 14-АА N 547149 у ООО "Сахамостдорстрой" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, общая площадь 14 263кв.м, адрес: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул. Чернышевского, д.56,корп.2, к/н 14:36:107017:58, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее-ЕГРП) 21.05.2009 внесена запись N 14-14-01/012/2009-370. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРП от 28.05.2012 N 01/016/2012-288.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 14-АА N 291311 за Обществом зарегистрировано право собственности на здание гостиницы, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 403 кв.м, инв. N 7854, лит. А, адрес: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чернышевского, д.56,корп.2, к/н 14:36:107017:0041:7854/А, о чем в ЕГРП 28.05.2006 внесена запись N 14-14-01/028/2006-315. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из ЕГРП от 28.05.2012 N 01/016/2012-290.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 14-АА N 459048 за Обществом зарегистрировано право собственности на гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 1649,7 кв.м, инв. N 98 401:9 07974, лит. Б, адрес: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Чернышевского, д.56,корп.2, к/н 14:36:107017:0041: 98 401:9 07974, о чем в ЕГРП 14.09.2006 сделана запись N 14-14-01/038/2006-818. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП от 28.05.2012 N 01/016/2012-289.
28 мая 2012 года Общество подало заявку на приватизацию находящегося в государственной собственности земельного участка по адресу: г. Якутск, ул. Чернышевского, д. 56/2, общей площадью 14 263 кв.м с кадастровым номером 14:36:107017:58.
Распоряжением Министерства от 02.07.2012 N Р-1229 Обществу отказано в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с расположением части земельного участка за пределами красных линий согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 14.06.2012 N 07-324, письма Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 14.06.2012 N 05-41-651.
Заявитель, полагая, что отказ в предоставлении в собственность ООО "Сахамостдорстрой" испрашиваемого земельного участка не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании его незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
Согласно пункту 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 года N 449-О и от 4 декабря 2003 года N 418-О также указано, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд, а арбитражный суд обязан рассмотреть исковые требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - незаконными, если заявители полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления этой деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского законодательства Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого им акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя при принятии оспариваемого ненормативного правового акта, совершении действий (бездействия).
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что Министерством доказано соответствие оспариваемого решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность требованиям закона и наличие обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. Вместе с тем заявителем не подтверждено нарушение его прав и законных интересов оспариваемым решением в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 12 статьи 12 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 888-З N 673-IV к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области земельных отношений относится предоставление на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании части 2 статьи 8 и части 3 статьи 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 19.06.2007 458-З N 929-III "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" полномочия Министерства Республики Саха (Якутия) определяются его Положением, которое утверждается Правительством Республики Саха (Якутия). При этом Правительство Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 18 Конституционного закона республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 N 51-1 "О Правительстве Республики Саха (Якутия)" вправе передавать решение отдельных вопросов государственного управления входящих в его ведение, министерствам и другим исполнительным органам государственной власти.
Пунктом 3.48 Положения Министерство наделено полномочиями по предоставлению в установленном порядке земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия), государственным и муниципальным учреждениям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования и иным организациям и гражданам в аренду, собственность, а также принятию решения о предоставлении расположенных на территории городского округа "Город Якутск" земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми в соответствии с законодательством отнесено к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества также предусмотрен запрет на отчуждение земельных участков в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в предоставлении ООО "Сахамостдорстрой" в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащее ему объекты недвижимости, послужило то обстоятельство, что часть земельного участка расположена за пределами красных линий согласно сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 14.06.2012 N 07-324, письма Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 14.06.2012 N 05-41-651.
Пунктами 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования; территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 14.06.2012 N 07-324, содержащим фрагмент Правил землепользования и застройки в городе Якутске (подразделы 9.4, 9.5 раздела IX "Геодезические и картографические материалы"), полученным по запросу Министерства имущественных и земельных отношений по Республике Саха (Якутия) от 04.06.2012 N 18141 Н на земельный участок под производственную базу, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Чернышевского, д. 56/2 с кадастровым номером 14:36:107017:58, указанный земельный участок из земель населенных пунктов в зоне среднеэтажной и многоэтажной застройки (Ж-5), скверов, бульваров (Р-3) не соответствует проекту планировки территории центральной части города Якутска, утвержденному распоряжением первого заместителя главы округа N1200/1зр от 02.12.2009 (ограничение по линии градостроительного регулирования (красные линии). Из письма Министерства архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия) от 14.06.2012 N05-41-651 следует, что истребуемый земельный участок выходит за красную линию дороги города Якутска.
Под информационными системами обеспечения градостроительной деятельности понимается организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, целью ведения которого является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (части 1 и 3 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя, в частности:
1) сведения: о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах;
2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;
3) иные документы и материалы.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правильно исходил из доказанности Министерством факта нахождения спорного земельного участка за пределами красной линии в зоне границы территории общего пользования, поскольку имеющиеся в материалах дела сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности содержат фрагмент Правил землепользования и застройки в городе Якутске и достоверно свидетельствуют о нахождении спорного земельного участка c кадастровым номером 14:36:107017:58 за пределами красных линий.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о недоказанности факта прохождения красных линий по спорному земельному участку не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, в связи с чем подлежат отклонению.
Принимая во внимание, что пунктом 2 статьи 14 Правил землепользования и застройки в городе Якутске, утвержденных постановлением Городского собрания депутатов города Якутска от 25.06.2007 N РОС-51-9, предусмотрено определение границ территорий общего пользования (включая дороги, улицы, проезды, площади, скверы, бульвары, набережные) красными линиями, которые устанавливаются проектами планировки территории и утверждаются главой городского округа "Город Якутск", суд первой инстанции установил, что официально опубликованным постановлением городского собрания депутатов города Якутска от 16.03.2005 N ПГС-30-1 утвержден генеральный план Городского округа "Город Якутск" (в редакции решения Якутской городской Думы от 11.02.2010 N РЯГД-23-6).
Проект планировки территории центральной части города Якутска утвержден распоряжением первого заместителя главы городского округа от 02.12.2009 N 1200/13р в соответствии с распоряжением Главы ГО "Город Якутск" от 30.04.2009 N 1334р "О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории центральной части г. Якутска" и Протоколом публичных слушаний по проекту планировки территории центральной части г. Якутска от 08.10.2009, опубликованным в установленном порядке в газете "Эхо столицы", N 95, 04.12.2009 и на официальном сайте администрации города Якутска в сети "Интернет".
Суд апелляционной инстанции учитывает, что проект планировки территории центральной части города Якутска не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
При этом доводы заявителя апелляционной жалобы, приведенные также в суде первой инстанции, относительно неподтвержденности того обстоятельства, что проект красных линий является разработанным и утвержденным в составе генерального плана развития центральной части города Якутска, подлежат отклонению как не основанные на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Доказательства оспаривания в установленном законом порядке документации по планировке территории заявителем не представлены, в рамках же настоящего дела у Министерства отсутствует обязанность доказывания соответствия требованиям закона проекта планировки территории центральной части города Якутска. Соответственно, доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части не подлежат принятию во внимание.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что документы кадастрового учета, полученные после утверждения проекта планировки, не содержат сведений о том, что спорный участок находится в границах красных линий и часть участка имеет правовой режим земель общего пользования, не опровергает установленного в ходе рассмотрения дела факта нахождения спорного земельного участка в границах красных линий.
Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка после утверждения проекта планировки территории центральной части города Якутска.
В этой связи суд правильно признал правомерным оспариваемый отказ в приватизации, поскольку спорный земельный участок в соответствии с пунктом 4 статьи 28, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества приватизации не подлежит. Учитывая наличие предусмотренной статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации возможности иного вида землевладения для собственника расположенного на земельном участке объекта недвижимости, суд первой инстанции обоснованно также признал недоказанным факт нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым решением.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для признания данных выводов суда неправильными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, не является участком земель общего пользования, не подлежащим приватизации, поскольку фактически он не занят объектами общего пользования, не может быть принят во внимание, как несостоятельный в правовом отношении и противоречащий установленным судом фактическим обстоятельствам дела. По этим же основаниям отклоняются судом апелляционной инстанции и доводы заявителя о непредставлении доказательств резервирования спорного земельного участка в установленном порядке и сведений о государственной регистрации ограничений прав на спорный земельный участок.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенные правильные выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2012 года по делу N А58-5250/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5250/2012
Истец: ООО "Сахамостдорстрой"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Окружная администрация города Якутска (Департамент градостроительной политики Окружной администрации города Якутска)