г. Томск |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А27-15799/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Журавлевой В. А., Колупаевой Л. А..
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А. С.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2013 по делу N А27-15799/2012 (судья Смычкова Ж. Г.) по заявлению открытого акционерного общества "Шахтоуправление "Анжерское" (ИНН 4246003873, ОГРН 1034246003032), Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) о признании недействительным решения от 26.07.2012 N 58 в части,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Шахтоуправление Анжерское" (далее - ОАО "Ш/У Анжерское", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала N ) (далее - ГУ КРОФСС, Фонд, заинтересованное лицо) от 26.07.2012 N 58 "О привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах" в части начисления штрафа в размере 29 408,39 руб., недоимки в размере 147 041,96 руб., пени в размере 23 180,85 руб., внести изменения в бухгалтерские документы.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2013 заявленные ОАО "Ш/У Анжерское" требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что единовременное вознаграждение работникам, получившим право на пенсионное обеспечение, и единовременная компенсация в случае установления работнику впервые утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания не включены в перечень выплат, установленный статьей 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998, на которые страховые взносы не начисляются, при этом условием данной нормы является то, что компенсационная выплата должна быть установлена законодательством Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации или решениями представительных органов местного самоуправления.
По мнению апеллянта, федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации, согласно которому произведены выплаты указанного единовременного вознаграждения, не относится к законодательным актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления, поэтому на указанные выплаты должны начисляться страховые взносы.
ОАО "Ш/У Анжерское" отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в материалы дела не представило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны явку своих представителей не обеспечили, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГУ КРОФСС провел выездную проверку ОАО "Ш/У Анжерское" по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Результаты проверки оформлены актом N 1000040н/с от 29.06.2012, которым установлено наличие недоимки в сумме 152 887,48 руб., которая образовалась, в том числе, в результате того, что не производилось начисление страховых взносов на единовременную компенсацию, выплачиваемую в случае установления впервые работнику утраты профессиональной нетрудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания из расчета 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной нетрудоспособности в сумме 147 041,96 руб.
26.07.2012 директор филиала N 1 ГУ-КРОФСС, рассмотрев материалы проверки, принял решение N 58 о привлечении ОАО "Ш/У Анжерское" к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с данным решением обществу также предложено уплатить недоимку в сумме 152 887,48 руб., пени в размере 45 509,72 руб. и штраф в размере 30 577,50 руб.
Несогласие общества с решением ГУ КРОФСС в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 29 408,39 руб., доначисления недоимки в размере 147 041,96 руб., начислением пени в размере 23 180,85 руб. послужило основанием для обращения в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вывод ГУ КРОФСС о том, что выплаты работникам общества, получившим повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, не соответствует действующему законодательству.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции полагает, что Фонд не доказал законность оспариваемого решения по следующим обстоятельствам.
При рассмотрении дела суд первой инстанции руководствовался Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральным законом от 14.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Федеральным Законом от 25.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).
ОАО "Ш/У Анжерское" в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с положениями части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Подпункт "а" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
В соответствии со статьей 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения наряду с указанными в данной статье нормативными правовыми актами регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Под соглашением, согласно статье 45 ТК РФ, понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В статье 23 ТК РФ под социальным партнерством в сфере труда понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 27 ТК РФ, социальное партнерство осуществляется, в частности, в формах коллективных переговоров по подготовке проектов соглашений и заключению соглашений.
В соответствии со статьей 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.
В силу статьи 184 ТК РФ, при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ (в редакции Закона N 348-ФЗ) установлено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Статья 20.2 Закона N 125-ФЗ (в редакции Закона N 348-ФЗ) предусматривает суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ (в редакции Закона N 348-ФЗ) не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Пунктом 5.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010 - 2012 годы (раздел "Социальные гарантии и компенсации") и коллективным договором общества предусмотрено, что в случае установления впервые работнику, занятому в Организациях, осуществляющих добычу (переработку) угля (сланца), утраты профессиональной трудоспособности вследствие производственной травмы или профессионального заболевания в счет возмещения морального вреда Работодатель обеспечивает выплату единовременной компенсации из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности (с учетом суммы единовременного пособия, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации) в порядке, оговоренном в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, принятом по согласованию с соответствующим органом Профсоюза.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 6341/11 установлено, что единовременные пособия, выплаченные обществом в соответствии с отраслевым соглашением и коллективным договором работникам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 125-ФЗ размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного, единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме.
Таким образом, единовременные выплаты работникам, пострадавшим вследствие несчастного случая на производстве, осуществленные в соответствии с межотраслевым соглашением в пределах норм, установленных в соответствии с Законом N 125-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не являются, поскольку признаются компенсационными.
В случае если сумма таких выплат, предусмотренная межотраслевым соглашением, превышает установленные законодательством нормы, такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Доказательств того, что сумма таких выплат, предусмотренная межотраслевым соглашением, превышает установленные законодательством нормы, материалы проверки не содержат.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об отсутствии у ГУ КРФОСС оснований для доначисления страховых взносов на сумму единовременной компенсации из расчета не менее 20% среднемесячного заработка за каждый процент утраты профессиональной трудоспособности, начисления соответствующих сумм пени и привлечения общества к ответственности за неуплату страховых взносов.
В обоснование поданной апелляционной жалобы, ОАО "Ш/У Анжерское" сослалось на то обстоятельство, что федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации, согласно которому произведены выплаты указанного единовременного вознаграждения, не относится к законодательным актам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления, поэтому на него должна начисляться страховые взносы.
Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данное обстоятельство не изменяет характер выплат, произведенных работодателем в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, признания таких выплат компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в соответствии с межотраслевым соглашением и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции по существу спора.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2013 по делу N А27-15799/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-15799/2012
Истец: ОАО "Шахтоуправление "Анжерское"
Ответчик: ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 1