г. Москва |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А40-79017/12-135-778 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Румянцева П.В., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
помощником судьи Степкиным М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012 по делу N А40-79017/12-135-778
по заявлению ООО "ФИРМА КЛЕМАНСО" (ОГРН 1037739659264; 103051, г.Москва, Цветное Бульвар, 11, 6)
к Департамент земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г.Москва, ул. Бахрушина, 20)
об обязании ДЗР г.Москвы заключить договор купли-продажи земельного участка,
при участии:
от заявителя: |
Моршинин Д.А. по доверенности от 05.03.2013; |
от ответчика: |
Нагорная М.Ю. по доверенности от 05.02.2013 N 33-И-728/13, уд. 558; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2012, принятым по данному делу, удовлетворены требования ООО "ФИРМА КЛЕМАНСО" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконными действия Департамента земельных ресурсов г. Москвы, выразившиеся в отказе в оформлении договора купли-продажи и изложенные в письме от "17" мая 2012 года за N 33-5-183/12-(0)-1; обязании Департамент земельных ресурсов г. Москвы заключить договор купли-продажи земельного участка по согласованной цене и в границах указанных в Договоре аренды земельного участка N М-01-013157 от "16" декабря 1998 года.
При этом суд исходил из того, что действия Департамента земельных ресурсов города Москвы нарушают требования действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ФИРМА "КЛЕМАНСО" является собственником здания расположенного по адресу: 127051, Москва, Цветной бульвар, дом 11, строение 6 (далее - Здание).
Прилегающий земельный участок, включая его часть, на которой расположено Здание, находится в долгосрочной аренде в соответствии с договором аренды земельного участка N М-01-013157 от "16" декабря 1998 года заключенного в г. Москве между ООО "ФИРМА "КЛЕМАНСО" и Московским земельным комитетом ("Москомзем"), кадастровый номер вышеуказанного земельного участка - 77:01:0001093:136, общая площадь 2100,00 кв.м. категория земель - земли населённых пунктов, целевое использование - для размещения административных и офисных зданий. Срок аренды Земельного участка в соответствии с Договором аренды составляет 25 лет с 16.12.1998 по 16.12.2023.
"17" мая 2012 года, Департамент земельных ресурсов г. Москвы (далее - "ДЗР") письмом за N 33-5-183/12-(0)-1 отказал заявителю в оформлении договора купли-продажи земельного участка и прекратил работы по заявке Заявителя от "25"января 2012 года за N 33-5-183/12-(0)-0.
Заявитель "25" января 2012 года подал в службу одного окна заявление за N 33-5-183/12-(0)-0 о выкупе земельного участка.
Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом от "13" февраля 2012 года за N 33-5-183/12-(1)-0 направил в адрес Заявителя проект распоряжения о выкупе указанно земельного участка, для согласования его заявителем. При этом была определена цена выкупа земельного участка в размере 31 946 636,4 рубля.
Заявитель предложенный проект подписал и предоставил обратно в Департамент земельных ресурсов города Москвы.
В письме от "23" апреля 2012 года за N 33-5-183/12-(8)-0 ДЗР повторно выражал согласие на заключение договора купли-продажи путем повторного направления проекта распоряжения на согласование заявителю с внесенными в него Департаментом земельных ресурсов города Москвы незначительными корректировками.
Однако в письме от "17" мая 2012 года за N 33-5-183/12-(0)-1, заявителю предлагается рассмотреть вопрос о корректировке границ земельного участка в целях установления площади и границ необходимых для эксплуатации Здания.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с Положением о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю, а также является уполномоченным органом по заключению договоров аренды и купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения или сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом граждане и юридические лица- собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков, если иное не установлено федеральными законами. Указанное право осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом и федеральными законами.
В настоящем случае, как усматривается из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: 127051, Москва, Цветной бульвар, дом 11, строение 6, общей площадью 2100 кв.м., поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 77:01:0001093:136.
На данном участке расположен принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимого имущества.
В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ Обществу предоставлено исключительное право на приватизацию (выкуп) земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001093:136, как собственнику расположенного на нем здания.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок собственники зданий, строений, сооружений обращаются с заявлением в соответствующий исполнительный орган государственной власти с приложением кадастровой карты (плана) земельного участка и иных необходимых документов.
Порядок обращения, а также перечень документов, прилагаемых к соответствующему заявлению, определены Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы по принципу "одного окна", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП.
В соответствии с п. 1 ст. 37 ЗК РФ, объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Испрашиваемый земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споров в отношении границ земельного участка нет.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерацией, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 27 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Судом установлено, что спорный земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Таким образом, предусмотренных законодательством оснований, которые бы позволяли бы Департаменту земельных ресурсов г. Москвы отказать заявителю в оформлении права собственности на указанный земельный участок, судом не выявлено.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной собственности, коммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, если эти здания были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек.
Как достоверно установленном судом первой инстанции, Департаменту были представлены все необходимые документы, подтверждающие наличие у заявителя исключительного права на приватизацию (выкуп) земельного участка, в связи с чем, у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа.
Учитывая, что спорный земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения или запреты приватизации земельного участка отсутствовали, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Департамента не имелось законных оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителю земельного участка.
Доказательств обратного Департаментом в нарушение положений ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
С учетом изложенного, право заявителя на приобретение земельного участка в собственность признается нарушенным.
В отношении доводов Департамента земельных ресурсов города Москвы о том, что площадь земельного участка превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимого имущества, суд первой инстанции обоснованно указал, что изменения в площадь земельного участка, используемого истцом на основании договора аренды, не вносились. При этом, целевое назначение всего поставленного на кадастровый учет земельного участка определено ДЗР как земельный участок для размещения административных и офисных зданий.
ДЗР не приведено норм права, в соответствии с которыми при одинаковом целевом назначении земельного участка, площадь, необходимая для эксплуатации находящегося на нем объекта недвижимого имущества, может различаться в зависимости от того, сдается ли участок в аренду или передается в собственность.
Принимая во внимание сказанное, суд первой инстанции обоснованно указал в оспариваемом решении о наличии условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд также поддерживает определенный судом первой инстанции способ устранения нарушенных прав заявителя, поскольку он соответствует ч. 5 ст. 201 АПК РФ и п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права и иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.12.2012 по делу N А40-79017/12-135-778 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79017/2012
Истец: ООО "ФИРМА "КЛЕМАНСО"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ДЗР г. Москвы