г. Хабаровск |
|
08 февраля 2008 г. |
А73-9266/2007 |
Резолютивная часть оглашена 07 февраля 2008 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 февраля 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Луньковой Н.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: на основании доверенности от 01.02.2008 б/н представитель - Сыздыков Р.В.;
от административного органа: на основании доверенности от 19.12.2007 N 30 представитель - а основании доверенности от 19.12.2007 N 30 представитель - Нечаев Ю.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.11.2007
по делу N А73-9266/2007-11АП, принятое судьей Бруевым Д.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юккас" об оспаривании постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае о привлечении к административной ответственности от 23.08.2007 N 08-07/117, 08-07/118
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юккас" (далее - заявитель, ООО "Юккас", общество, юридическое лицо) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением об оспаривании постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - административный орган, Территориальное управление Росфиннадзора в Хабаровском крае) о привлечении к административной ответственности от 23.08.2007 N 08-07/117, 08-07/118, которыми заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. за каждое правонарушение.
В обоснование заявленных требований ООО "Юккас" сослалось на отсутствие в бездействии признаков предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния, поскольку справка о подтверждающих документах не отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.11.2007 постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 23.08.2007 N 08-07/117, 08-07/118 о назначении административного наказания, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Юккас" признаны незаконными и полностью отменены.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Кроме того, судом установлены существенные нарушения административным органом процедуры привлечения ООО "Юккас" к административной ответственности.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, Территориальное управление Росфиннадзора в Хабаровском крае обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение от 14.11.2007 по делу N А73-9266/2007-11АП отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование заявленных требований административный орган сослался на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела ввиду неверного толкования применимых норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, а представитель юридического лица просил оставить решение суда без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционная инстанция приходит к следующему.
ООО "Юккас" заключен экспортный контракт N МН-U-04 от 22.11.2004 с "Мадеро Шиппинг ЛТД" (Республика Кипр) на поставку лесоматериалов на условиях FOB порты России, DAF Гродеково на сумму 8 000 000 долларов США и в филиале ОАО "Банк внешней торговли" г. Хабаровск оформлен паспорт сделки N 04110031/1000/0002/1/0.
В соответствии с условиями контракта ООО "Юккас" осуществило поставку товара 31.12.2006 по ГТД 10711020/260107/0000408 на сумму 13 068,32 долларов США и 25.03.2007 по ГТД N 10711020/1104070002114 на сумму 168 616,36 долларов США.
Поскольку в установленный законом 15-дневный срок общество не представило в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах, в отношении ООО "Юккас" должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае 14.08.2007 составлены два протокола об административных правонарушениях по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, на основании которых исполняющим обязанности руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае вынесены постановления от 23.08.2007 N 08-07/117, N 08-07/118 о назначении юридическому лицу административного наказания по указанной норме за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в виде штрафов в размере 40 000 руб. каждым постановлением.
Не согласившись с постановлениями административного органа, ООО "Юккас" обратилось в арбитражный суд с заявлением об их отмене.
Оценив в совокупности установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Объективная сторона вменяемого юридическому лицу административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 24 и пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В настоящее время согласно письму Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178 в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, формы учета и отчетности, порядок и сроки их представления не установлены. Справка о подтверждающих документах, представление которой предусмотрено Положением Центрального банка Российской Федерации N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", утвержденным Центральным Банком Российской Федерации 01.06.2004 (далее - Положение), относится к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ, но не к формам учета и отчетности по валютным операциям.
Поскольку государственный орган, полномочный утверждать формы учета и отчетности по валютным операциям, информирует об отсутствии таких форм в настоящее время, привлечение резидента к административной ответственности за нарушения порядка представления форм учета и отчетности незаконно. Практика применения норм Положения не должна расходиться со смыслом, придаваемым указанному нормативному правовому акту органом, его принявшим. Для привлечения резидента к административной ответственности за нарушение порядка представления данной справки за ней должен быть нормативно закреплен статус документа учета или отчетности. В настоящее время такой нормативный правовой акт Центральным банком Российской Федерации не принят, соответствующий проект подготовлен и находится на стадии согласования (письмо Центрального банка Российской Федерации от 19.10.2007 N 014-12-1/4507).
Кроме того, в ходе производства по делу об административном правонарушении Территориальным управлением Росфиннадзора в Хабаровском крае нарушены положения статьей 25.4, 28.2 КоАП РФ, согласно которым протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, о чем это лицо должно быть надлежаще извещено.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела административный орган не известил юридическое лицо о составлении протокола об административном правонарушении, данные действия Территориального управления Росфиннадзора в Хабаровском крае являются грубым нарушением процессуальных гарантий и прав ООО "Юккас", привлекаемого к административной ответственности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело по существу.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14 ноября 2008 года по делу А73-9266/2007-11АП оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9266/2007
Ответчик: Территориальное управление Росфиннадзора в Хабаровском крае
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2008 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1745/07