город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2013 г. |
дело N А53-29611/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клята Е.В.
при участии:
от истца: представитель Донченко И.З., без полномочий
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель Мигулин А.Ф. по доверенности N 36 от 25.01.2013
от ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа": не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 29.12.2012 по делу N А53-29611/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Донстрой-Сервис" (ИНН 2342016198, ОГРН 1052323611757)
к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, федеральному бюджетному учреждению "Управление Северо-Кавказского военного округа"
о взыскании 5 432 949 руб.,
принятое в составе судьи Рябухи С.Н.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Донстрой-сервис" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному учреждению "Управление СКВО" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании 5432949 руб. задолженности по договору подряда N 5/10 от 14.02.2006, в субсидиарном порядке с Министерства обороны РФ за счет казны РФ.
Решением от 29.12.2012 иск удовлетворен. С учреждения в пользу общества взыскано 5432949 руб. задолженности. Указано, что в случае недостаточности денежных средств у учреждения взыскание произвести с субсидиарного должника - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Судебный акт мотивирован тем, что истцом представлены доказательства выполнения работ и неоплата их заказчиком.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство обороны РФ обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что договор от 14.02.2006 N 5/10 заключен без проведения торгов, в соответствии со ст. 168 ГК РФ является ничтожным; акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 11.06.2010 подписан не комиссионно, а единолично, что не соответствуют требованиям приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 260. Кроме того, акт о приемке выполненных работ подписан от имени ФБУ Управление СКВО неуполномоченным лицом. Суд первой инстанции не выяснил принадлежность спорного объекта. Привлечение к субсидиарной ответственности Министерства обороны Российской Федерации, которое также является получателем средств из федерального бюджета, как и должник, является незаконным, что противоречит ст. ст. 399 и 120 ГК РФ. Истек срок исковой давности по оплате актов. Суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы документа (акта сверки взаимных расчетов от 05.11.2009).
В судебное заседание ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечило. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа" в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) 14.02.2006 был заключен договор N 5/10, согласно условиям которого, подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работ по текущему ремонту здания караульного помещения в в/г 13, в г.Ставрополь., а заказчик обязуется принять и оплатить результат работ.
Согласно разделу 2 договора цена договора составляет 5432949 руб. с учетом НДС 18%.
Согласно представленному в материалы дела акту о приемке выполненных работ N 1 от 23.06.2006 истец выполнил, а ответчик принял работы на сумму 5432949 руб. (л.д. 113-127, т. 1).
Невыполнение ответчиком обязанности по оплате выполненных работ послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Статьей 10 Закона установлено, что размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что между сторонами заключен договор с соблюдением требований Закона N 94-ФЗ по результатам проведенных торгов на размещение госзаказа.
Таким образом, договор N 5/10 от 14.02.2006 г. в силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 ГК РФ являлся недействительной (ничтожной) сделкой ввиду несоответствия требованиям закона.
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В соответствии с пунктом 2 данной статьи при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия не предусмотрены законом.
Вместе с тем, указанное выше обстоятельство не является безусловным основанием для отказа от оплаты работ, поскольку возврат выполненных работ и использованных при их исполнении материалов невозможен, подписание акта о приемке выполненных работ заказчиком свидетельствует о потребительской ценности для него этих работ и намерении воспользоваться их результатом.
Согласно пункту 1 статьи 1103 ГК РФ к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке применяются правила, предусмотренные главой 60 Кодекса (обязательства вследствие неосновательного обогащения), если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества.
В обоснование факта выполнения работ истцом представлен акт о приемке работ N 1 от 23.06.2006 на сумму 5432949 руб., подписанный от имени учреждения начальником ЭТО КЭУ СКВО Мещеровым М.Р. (л.д. 113-127, т. 1).
Указанный акт подписан без замечаний и скреплен печатью ответчика. Обязательства ответчика по оплате выполненных работ возникли в силу ст. 314 ГК РФ. Приемка выполненных работ произведена в соответствии с требованиями пунктов 56, 57 "Руководства по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту зданий и объектов Министерства обороны Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 27.06.1996 N 260.
Кроме того, истцом представлена справка о стоимости выполненных работ N 1 от 23.06.2006, подписанная от имени учреждения врио начальника КЭУ СКВО полковником Д.М. Шумахером, которой подтверждена стоимость выполненных работ и затрат по акту о приемке выполненных работ N 1 от 23.06.2006.
В преамбуле договора подряда N 5/10 от 14.02.2006 указано, что данный контракт подписан Шумахером Д.М. по доверенности от 24.01.2006 N 1/21. На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о наличии у Шумахера Д.М. полномочий на подписание от имени заказчика и справки о стоимости выполненных работ по спорному объекту N 1 от 23.06.2006, являющейся основанием для расчетов с подрядчиком за выполненные работы.
Таким образом, истец подтвердил полномочия и компетенцию лица как подписавшего спорный контракт, справку выполненных работ в подтверждение акта, так и подписавшего акты сверки.
Не представлены доказательства выполнения работ другим подрядчиком.
С учетом того, что ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа" в материалы дела не представлены доказательства выполнения обязанности по оплате работ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования ООО "Донстрой-Сервис" являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
В обоснование жалобы ответчик указал, что работы приняты неуполномоченным лицом в отсутствие комиссии. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку судом учтено, что работы приняты должностными лицами -начальником эксплуатационно-технического отдела КЭУ СКВО Мещеровым М.Р, справка КС-3 подписана ВРИО начальника СК КЭУ СКВО Шумахером Д.М. Кроме того, ответчики не отрицают факт выполнения работ.
Сторонами впоследствие подписаны акты сверки по состоянию на 29.07.2008, на 20.11.2008, на 05.11.2009, со стороны ответчика они подписаны Краевым А.Р. (л.д. 20-22, т.1).
По ранее рассмотренным аналогичным делам судами установлено, что ответственным за материально техническое обеспечение войсковых частей, а также за проведение ремонтных работ в них, строительство объектов отвечала Квартирно-эксплуатационная служба квартирно-эксплуатационного управления, руководителем которых являлся начальник, на момент подписания договора Шумахер Д.М., на момент подписания актов сверки - Краев А.Р. Но поскольку КЭУ не обладало в спорный период финансовым отделом, лицевыми счетами, сделки заключались от имени ФГУ "УСКВО", а уполномоченными лицами являлись начальники КЭУ по доверенности (дело N А53-26311/2010).
Доводы о том, что судом не установлена принадлежность объектов Министерству обороны РФ подлежит отклонению, поскольку инициатором работ явилось Управление СКВО. Ответчик не представил доказательств, что спорный объект (здание караульного помещения) не принадлежат МО РФ.
В обоснование жалобы ответчик указал, что судом необоснованно не применена исковая давность.
Данные доводы подлежат отклонению. данный вопрос рассматривался и оценен судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности в три года.
Согласно ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статьей 203 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума ВАС РФ 15 ноября 2001 г. N 18, при исследовании обстоятельств, связанных с совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 ГК РФ), суду необходимо в каждом случае устанавливать, когда конкретно были совершены должником указанные действия, имея при этом в виду, что перерыв течения срока исковой давности может иметь место лишь в пределах срока давности, а не после его истечения (пункт 19). К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться: признание претензии; частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и/или сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований; уплата процентов по основному долгу; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа); акцепт инкассового поручения. При этом в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь какой-то части (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам) (пункт 20). Совершение работником должника действий по исполнению обязательства, свидетельствующих о признании долга, прерывает течение срока исковой давности при условии, что эти действия входили в круг его служебных (трудовых) обязанностей или основывались на доверенности либо полномочие работника на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой он действовал (абзац второй пункта 1 статьи 182 ГК РФ).
Истцом в материалы дела представлены акты сверки взаимных расчетов между ООО "ДОНСТРОЙ-СЕРВИС" и ФГУ "Управление СКВО" по состоянию на 29.07.2008, на 20.11.2008, на 05.11.2009 (л.д. 20-22, т.1), подписанные от имени ФГУ "Управление СКВО" полковником Краевым А.Р., которыми учреждение подтвердило наличие задолженности перед истцом в сумме 5432949 руб.
С учетом акта сверки от 05.11.2009 г., срок исковой давности истекает 05.11.2012 г., иск заявлен 24.09.2012 г., т.е. в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Суд пришел к выводу, что указанные действия (подписание актов сверок) прервали течение срока исковой давности, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
В жалобе МО РФ указало на то, что суд необоснованно в порядке субсидиарной ответственности удовлетворены требования к МО РФ, работы не финансировались из федерального бюджета, не доказан факт невозможности взыскания задолженности с ФБУ "Управление Северо-Кавказского военного округа".
Данный довод подлежит отклонению как противоречащий нормам законодательства.
Согласно положениям пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности взыскиваемых денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам ФБУ Управление СКВО несет собственник его имущества.
Являясь получателем бюджетных средств, ФБУ Управление СКВО получает их из Федерального бюджета Российской Федерации от Главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ, такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, соответственно.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
В силу пункта 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В соответствии с приложением N 6 к Федеральному закону от 02.12.2009 "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и приложением N 11 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Министерство обороны Российской Федерации входит в состав главных распорядителей средств федерального бюджета в составе ведомственной структуры расходов.
Исходя из вышеизложенного, Министерство обороны Российской Федерации выступает в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
При таких обстоятельствах предъявление настоящего иска к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации как к субсидиарному должнику признано судом обоснованным.
Учитывая изложенное, суд признал подлежащими удовлетворению исковые требования ООО ДОНСТРОЙ-СЕРВИС" о взыскании задолженности в размере 5432949 руб. с ФБУ Управление СКВО, а в случае недостаточности денежных средств с субсидиарного должника - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
При требовании о субсидиарном взыскании с МО РФ не подлежит доказыванию факт невозможности взыскания задолженности с ФБУ Управление СКВО. Судом первой инстанции указано, что в случае недостаточности денежных средств у ФБУ Управление СКВО, субсидиарно отвечает должник - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Отсутствие финансирования из федерального бюджета не является основанием к невозможности привлечения собственника имущества к субсидиарной ответственности.
При этом, в соответствии с пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 года.
Довод заявителя апелляционной инстанции о том, что суд необоснованно не удовлетворил ходатайство о назначении экспертизы отклоняется, поскольку в суде апелляционной инстанции заявитель жалобы не просил назначить экспертизу, если считает, что такое ходатайство подлежало удовлетворению.
Правильность вывода суда первой инстанции ответчик документально не опроверг. Суд апелляционной инстанции считает, что доводы жалобы не содержат сведений, которые могли быть учтены в качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Министерство обороны РФ освобождено от уплаты госпошлины по жалобе в силу ст. 333.37 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2012 по делу N А53-29611/2012 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29611/2012
Истец: ООО "Донстрой-Сервис"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, ФГУ "Управление Северо-Кавказского военного округа", ФГУ "Управление СКВО"
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12489/14
08.06.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-29611/12
14.12.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19089/13
01.11.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-29611/12
30.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1802/13
27.02.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-950/13
29.12.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-29611/12