г. Хабаровск |
|
06 мая 2013 г. |
А73-14267/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Открытого акционерного общества "Управление инвестиционных программ г. Хабаровска": Шевченко А.С., представитель по доверенности от 23.04.2013 N 09;
от Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 7): Подойницына Е.В., представитель по доверенности от 28.03.2013 N 14;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 7)
на решение от 09.01.2013
по делу N А73-14267/2012,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Степиной С.Д.
по заявлению Открытого акционерного общества "Управление инвестиционных программ г. Хабаровска"
к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 7)
о признании незаконным решения N 258 от 10.10.2012
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управление инвестиционных программ города Хабаровска" (далее - общество, ОАО "Управление инвестиционных программ города Хабаровска") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 7 (далее - Фонд, ГУ ХРО ФСС России Филиал N 7) о признании незаконным решения N 258 от 10.10.2012.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 09.01.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ ХРО ФСС России Филиал N 7 обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Фонда настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ОАО "Управление инвестиционных программ города Хабаровска" отклонил доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке, установленном статьями 268, 272.1 АПК РФ, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Из материалов дела следует, что ОАО "Управление инвестиционных программ города Хабаровска" зарегистрировано в Филиале N 7 ГУ - ХРО ФСС России, является страхователем в соответствии с нормами Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ГУ - ХРО ФСС России Филиал N 7 проведена выездная проверка страхователя по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и расходованию этих средств за период 01.01.2009 по 31.12.2011.
Проверкой было установлено, что ОАО "Управление инвестиционных программ города Хабаровска", в нарушение положений действующего законодательства, в 2011 году не включены в объект обложения и базу для начисления страховых взносов суммы компенсации проезда к месту проведения отпуска и обратно, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов на сумму 41 062 руб.
По результатам выездной проверки составлен акт от 11.09.2012 N 358н/с.
25.09.2012 страхователем в ГУ ХРО ФСС России Филиал N 7 были представлены возражения на акт от 11.09.2012 г. N 358н/с.
С учетом возражений страхователя и материалов выездной проверки ответчиком вынесено решение от 10.10.2012 N 258 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым страхователь привлечён к ответственности, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от N 125-ФЗ от 24.07.1998 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", за неуплату сумм страховых взносов в виде штрафа в сумме 16 руб. 42 коп.
Кроме того, названным решением страхователю предложено уплатить недоимку в сумме 82 руб. 12 коп. и пени в сумме 4 руб. 47 коп.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как следует из материалов дела, общество в спорный период с 01.01.2009 по 31.12.2011 в соответствии с положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" являлось плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (введенной в действие с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, одним из оснований для доначисления ОАО "Управление инвестиционных программ города Хабаровска" страховых взносов, пени и привлечения его к ответственности послужил факт занижения страхователем базы для начисления страховых взносов, что, в том числе выразилось в выплате и не обложении страховыми взносами стоимости проезда к месту отдыха и обратно работниками общества.
Привлекая к ответственности общество за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обязательному социальному страхованию, Фонд исходил из того, что нормы Закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не распространяют действие на работников страхователя, поскольку данная организация осуществляет деятельность по месту нахождения - в г. Хабаровске, который не входит в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях" (утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. N 1029).
Суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Фонда оснований для доначисления сумм страховых взносов на данные выплаты, начисления пени, привлечения к ответственности в силу следующего.
В пункте 15 постановления Правительства от 07.07.1999 N 765, предусматривающего перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, указана стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемого работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (введенной в действие с 01.01.2011) обложению страховыми взносами не подлежат стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Аналогичные положения закреплены в статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно которой предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. При этом гарантии и компенсации работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются работодателем. Действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму или временно на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. Государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливаются названным Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации (статьи 1 и 3 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1).
Таким образом, организации, не относящиеся к бюджетной сфере, принимают решение об оплате работникам проезда к месту проведения отпуска и обратно самостоятельно и закрепляют его в коллективном договоре, локальном нормативном акте и (или) трудовых договорах.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" исполнительным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" для Хабаровского края установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,20%, который выплачивается в г. Хабаровске.
Кроме того, в южных районах Дальнего Востока, в том числе в г. Хабаровске, производится выплата надбавки к заработной плате, установленная Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 06.04.1972 г. N 255 "О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР" с учетом Приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. N 3 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 г. N 255".
Следовательно, государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", распространяются на районы, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество правомерно предоставляло своим работникам, осуществляющим трудовую деятельность в г. Хабаровске, компенсации в виде оплаты проезда к месту отдыха и обратно и правомерно не начисляло на них страховые взносы (облагаемая база для исчисления страховых взносов не занижена).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным оспариваемое решения ГУ - ХРО ФСС России Филиал N 7.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2013 по делу N А73-14267/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-14267/2012
Истец: ОАО "Управление инвестиционных программ г. Хабаровска"
Ответчик: ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 7)