г. Вологда |
|
28 марта 2013 г. |
N А44-7364/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Носач Е.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Диалог Информационные Технологии" генерального директора Леонтьева С.А. по протоколу от 30.03.2012 N 1/12, представителя Леонтьевой В.С. по доверенности от 04.03.2013, от открытого акционерного общества "Дека" представителя Зубер М.С. по доверенности от 03.12.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дека" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря 2012 года по делу N А44-7364/2012 (судья Нестерова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Диалог Информационные Технологии" (ОГРН 1079847063922, далее - ООО "ДиалогИТ") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Дека" (ОГРН 1025300783320, далее - ОАО "Дека") о расторжении заключенного между сторонами договора от 07.11.2011 N ВН-У-9278 и взыскании 3 050 374 руб. 63 коп., в том числе 2 798 451 руб. задолженности и 251 923 руб. 63 коп. пеней, а также 72 251 руб. 87 коп. судебных расходов, в том числе 30 000 руб. за оплату услуг представителя и 42 251 руб. 87 коп. за уплату государственной пошлины.
ОАО "Дека" предъявило встречный иск о взыскании с ООО "ДиалогИТ" 2 670 369 руб. задолженности и 1 219 887 руб. неустойки, начисленной за период с 25.06.2012 по 07.11.2012 (с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменений иска).
Решением суда от 21.12.2012 с ОАО "Дека" в пользу ООО "ДиалогИТ" взыскано 2 900 935 руб. 15 коп., в том числе 2 798 451 руб. задолженности, 102 484 руб. 15 коп. неустойки, а также 66 377 руб. 89 коп. судебных расходов. В удовлетворении остальной части иска ООО "ДиалогИТ" отказано. С ООО "ДиалогИТ" в пользу ОАО "Дека" взыскано 47 132 руб. 60 коп. неустойки и 514 руб. 32 коп. судебных расходов. В удовлетворении остальной части иска ОАО "Дека" отказано. Суд произвел зачет удовлетворенных требований по первоначальному и встречному искам. В результате произведенного зачета суд взыскал с ОАО "Дека" в пользу ООО "ДиалогИТ" 2 919 666 руб. 12 коп.
ОАО "Дека" с судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований ООО "ДиалогИТ" отказать, встречные исковые требования удовлетворить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В части принятия решения по удовлетворению требований по основному иску о взыскании суммы оплаты за выполненные по договору работы и отказа в части взыскания суммы перечисленного по договору аванса ответчик не согласен с вынесенным решением по следующим основаниям. Работы истцом по договору выполнены частично, следовательно, результат в виде передачи предмета договора (автоматизированной системы) не достигнут, предусмотренный договором ввод программного продукта в эксплуатацию, а также настройка программного продукта с целью обеспечения ввода программного продукта в эксплуатацию, истцом не произведены. Истец не представил в суд доказательства разработки автоматизированной системы как результат его деятельности. ОАО "Дека" направило ООО "ДиалогИТ" письмо от 22.08.2012 N 1764, которым известило истца об отказе от договора и его расторжении в одностороннем порядке в связи с многократными фактами нарушений со стороны исполнителя. ООО "ДиалогИТ" получило указанное письмо 23.08.2012, что подтвердили представители истца в судебном заседании суда первой инстанции. Ответчик заявил о расторжении договора, основываясь на просрочке исполнения принятых на себя обязательствах со стороны истца, а также на недостатках выполняемой со стороны истца работы, которые носили систематический характер, что в свою очередь привело к неполучению результата работ, предусмотренного договором. При оценке судом обстоятельств, послуживших основанием для расторжения договора со стороны ОАО "Дека", в виде нарушения сроков выполнения работ, не учтено, что стороны на момент заключения договора на внедрение согласовали существенное его условие - срок выполнения работ. Автоматизированная система должна быть готова к промышленной эксплуатации к 01.04.2012 в силу главы 3 приложения N 1 "Приоритеты и ограничения проекта". Сроки выполнения конкретных этапов работ согласованы сторонами в спецификациях этапов. Суд оставил без внимания тот факт, что до момента принятия данных работ в ходе их выполнения со стороны истца допускались нарушения по качеству, в отношении которых со стороны ответчика делались замечания, устраняемые истцом по мере их выявления и фиксируемые сторонами в письменном виде. Суд пришел к необоснованному выводу о том, что этапы работ, не принятые ответчиком, не взаимосвязаны друг с другом. Следовательно, они должны приниматься ответчиком отдельно друг от друга. В данном случае судом не принят во внимание согласованный сторонами договора предмет - создание автоматизированной системы, создание которой предусматривает проведение нескольких этапов взаимосвязанных друг с другом и невозможных к осуществлению в отдельности. Результаты работ, выполняемых по этапам, предусмотренным договором, не могут использоваться отдельно друг от друга. Данный факт подтверждается имеющейся в материалах дела технической документацией, а также пояснениями сторона данными в рамках судебного разбирательства. Результат выполнения этапа 2.4 предусматривал, что в ходе выполнения работ по этапу исполнитель разрабатывал процедуры выгрузки/загрузки первоначальных данных, осуществлял выгрузку/загрузку справочных данных и представляет результат на проверку заказчику. Заказчиком по данному этапу выдвинуты ряд замечаний, в том числе связанные как с недоработками исполнителя, так и с необходимостью внесения изменений в Технический проект на выгрузку/загрузку данных. Замечания запротоколированы. Исполнитель повторял процедуры перезагрузки данных и обновление проекта пять раз. После чего на основании анализа выполнения работ по договору заказчиком принято и доверено до сведения исполнителя решение о расторжении договора. После направления письма о расторжении договора замечаний в адрес исполнителя по данному этапу заказчик не направлял. Работы по данному этапу не завершены и не переданы в окончательном варианте заказчику в связи с невозможностью их завершения без проведения этапов 2.6 и 3.6, которые не открыты. Результат, полученный в рамках данного этапа, напрямую связан с выполнением этапа 3.4, так как исходные данные, сформированные и выгруженные в системы на этапе 2.4, являются основой для выполнения работ по этапу 3.4. Без полной выгрузки/загрузки баз данных невозможно оценить и проверить работоспособность механизмов сформированных по итогам этапа 3.4.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО "Дека" поддержал доводы и требования жалобы.
Представители ООО "ДиалогИТ" в отзыве на жалобу и в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против ее доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дека" (заказчик) и ООО "ДиалогИТ" (исполнитель) 07.11.2011 подписали договор N ВН-У-9278 на выполнение работ по внедрению автоматизированной системы.
По условиям договора заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство произвести работы по созданию и внедрению автоматизированной системы на базе типовых программных продуктов "1С: Предприятие 8 Управление Производственным Предприятием" и "ИТРП Процессное производство 8".
В соответствии с разделом 1 договора выполнение работ производится поэтапно. Перечень этапов подготовлен исполнителем и приведен в приложении N 1.
Согласно пункту 1.1 в рабочем порядке по каждому этапу стороны согласовывают содержание работ, сроки и стоимость выполнения работ, ожидаемый результат от их выполнения, критерии приемки работ.
Результаты согласования отражаются в спецификациях этапов, утверждаемых сторонами по договору.
Работы исполнителя, не предусмотренные спецификациями этапов, классифицируются как дополнительные, выполняются на основании согласованных сторонами перечней дополнительных работ или на условиях почасового учета и отражаются в отчетах о выполненных работах (пункт 1.2).
Согласно разделу 2 договора стоимость работ по этапам определяется в спецификациях этапов по каждому этапу работ. Оплата работ исполнителя по спецификациям этапов или перечням дополнительных работ с фиксированной стоимостью производится в следующем порядке:
- авансовыми платежами в размере 50 % от стоимости работ по каждому этапу или перечню дополнительных работ в течение 5 рабочих дней от даты получения счета заказчиком после подписания спецификации этапа или перечня дополнительных работ;
- в течение 5 рабочих дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ по этапу или перечню дополнительных работ, заказчик оплачивает исполнителю 40 % стоимости работ по этапу или перечню дополнительных работ;
- оставшуюся стоимость работ по этапу или перечню дополнительных работ заказчик оплачивает исполнителю после завершения работ по договору в течение 15 рабочих дней с момента подписания акта приемки-сдачи работ по последнему этапу проекта.
В соответствии с пунктом 9.2, в случае, если одна из сторон допустит существенные нарушения своих обязанностей, пострадавшая сторона имеет право на досрочное расторжение договора в одностороннем порядке, письменно уведомив другую сторону за две недели.
Пунктом 9.3 предусмотрено, что заказчик имеет право расторгнуть договор до истечения срока его действия в одностороннем порядке в случае просрочки исполнения работ по этапу по вине исполнителя более чем на 30 рабочих дней.
В случае расторжения договора не по вине исполнителя, заказчик обязан произвести оплату фактически и надлежащим образом выполненных на момент расторжения договора работ в течение 10 дней от даты расторжения договора (пункт 9.5).
Дополнительным соглашением от 15.05.2012 N 1 стороны согласовали график этапов выполнения и сдачи работ, а также изменили сроки оплаты выполненных работ.
ООО "ДиалогИТ" и ОАО "Дека" частично выполнили принятые на себя обязательства.
Спор возник по поводу надлежащего выполнения и оплаты работ по этапам 2.1 - 3.5 договора.
В соответствии со спецификацией этапа 2.1 "Моделирование процессов на базе типового функционала ИТРП ПП8. Формирование перечня отклонений" от 07.11.2011 стороны предусмотрели выполнение работ на 1 273 200 руб. в срок 20 - 40 рабочих дней с наиболее поздней даты: поступления предоплаты по данному этапу или даты подписания настоящего документа.
Работы по данному этапу оплачены ОАО "Дека" в размере 1 145 880 руб., что подтверждается платежными поручениями от 07.12.2011 N 7733 на 636 600 руб., 16.02.2012 N 671 на 509 280 руб., что составляет 90 % от стоимости работ по этапу.
По расчету ООО "ДиалогИТ" задолженность ОАО "Дека" составляет 127 320 руб.
Выполненные по этапу 2.1 работы на 1 273 200 руб. приняты ОАО "Дека" по акту сдачи-приемки работ от 01.02.2012 N ДИТ00467 без замечаний.
В соответствии со спецификацией этапа 2.2 "Формирование технического задания на доработку типовой конфигурации "ИТРП Процессное производство 8" от 13.02.2012 стороны предусмотрели выполнение работ на 717 604 руб. в срок 20 - 30 рабочих дней с наиболее поздней даты: подписания спецификации, приложения N 1 к спецификации и даты поступления предоплаты.
Работы по данному этапу оплачены ОАО "Дека" платежным поручением от 21.02.2012 N 780 на 358 802 руб., что составляет 50 % от стоимости работ по этапу.
По расчету ООО "ДиалогИТ" задолженности ОАО "Дека" составляет 358 802 руб.
Выполненные по этапу 2.2 работы на 717 604 руб. приняты ОАО "Дека" по акту сдачи-приемки работ от 25.06.2012 N ДИТ02816 без замечаний.
В соответствии со спецификацией этапа 2.3 "Адаптация типовой конфигурации "ИТРП Процессное производство 8" по участку оперативного учета" от 27.02.2012 стороны предусмотрели выполнение работ на 779 982 руб. в срок 20 - 40 рабочих дней с наиболее поздней даты: подписания ТЗ, настоящей спецификации, приложения N 1 к спецификации и даты поступления предоплаты.
Согласно дополнительному соглашению от 15.05.2012, срок выполнения работ по этапу установлен до 03.06.2012.
Выполненные по этапу 2.3 работы на 779 982 руб. приняты ОАО "Дека" по акту сдачи-приемки работ от 20.07.2012 N ДИТ02813 без замечаний.
Работы по данному этапу не оплачены.
В соответствии со спецификацией этапа 3.1 "Моделирование ввода первичных документов по хозяйственным операциям БУ, НУ в УПП. Формирование детального перечня отклонений" от 07.11.2011 стороны предусмотрели выполнение работ на 415 800 руб. в срок 20 - 40 рабочих дней с наиболее поздней даты: поступления предоплаты по данному этапу и даты подписания настоящего документа.
Работы по данному этапу оплачены ОАО "Дека" в размере 374 220 руб., что подтверждается платежными поручениями от 07.12.2011 N 7734 на 207 900 руб., 16.02.2012 N 669 на 166 320 руб. Составляет 90 % от стоимости работ по этапу.
Размер задолженности ответчика составил 41 580 руб.
Выполненные работы по этапу 3.1 на 415 800 руб. приняты ОАО "Дека" по акту сдачи-приемки работ от 01.02.2012 N ДИТ00466 без замечаний.
В соответствии со спецификацией этапа 3.2 "Формирование ТЗ по перечню отклонений от типового функционала УПП" от 31.01.2012 стороны предусмотрели выполнение работ на 204 000 руб. в срок 10 - 20 рабочих дней с наиболее поздней даты: подписания настоящей спецификации, приложений к ней и даты поступления предоплаты.
Работы по данному этапу оплачены ОАО "Дека" платежным поручением от 06.02.2012 N 462 на 102 000 руб., что составляет 50 % от стоимости работ по этапу.
Размер задолженности ответчика составил 102 000 руб.
Выполненные работы по этапу 3.2 на 204 000 руб. приняты ОАО "Дека" по акту сдачи-приемки работ от 21.02.2012 N ДИТ00869 без замечаний.
В соответствии со спецификацией этапа 3.3 "Адаптация типовой конфигурации "1С Управление производственным предприятием" по участку бухгалтерского и налогового учета" от 15.02.2012 стороны предусмотрели выполнение работ на 388 934 руб. в срок 20 - 40 рабочих дней с наиболее поздней даты: подписания настоящей спецификации, приложений к ней и даты поступления предоплаты.
Согласно дополнительному соглашению от 15.05.2012, срок выполнения работ по этапу установлен 17.06.2012.
Работы по данному этапу оплачены ОАО "Дека" платежным поручением от 21.02.2012 N 781 на 194 467 руб., что составляет 50 % от стоимости работ по этапу.
Размер задолженности ответчика составил 194 467 руб.
Выполненные работы по этапу 3.3 на 388 934 руб. приняты ОАО "Дека" по акту сдачи-приемки работ от 20.07.2012 N ДИТ02815 без замечаний.
В соответствии со спецификацией этапа 2.4 "Разработка процедур начальной выгрузки/загрузки данных, загрузка и выверка первоначальных данных" от 26.03.2012 стороны предусмотрели выполнение работ на 714 000 руб. в срок 15 - 20 рабочих дней с наиболее поздней даты: подписания настоящей спецификации, даты поступления предоплаты и даты предоставления последнего экземпляра КИ, необходимого для загрузки данных в КПБУ и/или КПОУ.
Согласно подписанному отчету о состоянии проекта на 02.07.2012 работы по данному этапу выполнены на 70 %.
Оплаты по данному этапу со стороны ОАО "Дека" не производились.
Акт сдачи-приемки выполненных работ по данному этапу N ДИТ03740 на 499 800 руб. направлен ответчику для подписания 27.08.2012, им не подписан.
В соответствии со спецификацией этапа 3.4 "Формирование ТЗ и разработка процедур обмена данными между ИТРП ПП8 и УПП" от 26.01.2012 стороны предусмотрели выполнение работ на 787 000 руб. в срок 20 - 30 рабочих дней с наиболее поздней даты: подписания настоящей спецификации и даты поступления предоплаты.
Согласно дополнительному соглашению от 15.05.2012, срок выполнения работ по этапу установлен 03.06.2012.
Работы по данному этапу оплачены ОАО "Дека" платежным поручением от 06.02.2012 N 461 на 393 500 руб., что составляет 50 % от стоимости работ по этапу.
Акт сдачи-приемки выполненных работ по данному этапу N ДИТ02814 направлялся ответчику для подписания 26.06.2012 и 27.08.2012. Данный акт до настоящего времени не подписан.
Согласно подписанному уполномоченными представителями сторон отчету о состоянии проекта на 02.07.2012 работы по данному этапу выполнены на 100 %.
В соответствии со спецификацией этапа 3.5 "Обучение пользователей работе с подсистемой бухгалтерского и налогового учета в УПП" от 07.03.2012 стороны предусмотрели выполнение работ на 210 000 руб. в срок 10 - 12 рабочих дней с наиболее поздней даты: подписания настоящей спецификации, приложения к ней и даты поступления предоплаты.
Согласно дополнительному соглашению от 15.05.2012, срок выполнения работ по этапу установлен 22.07.2012.
По отчету о состоянии проекта на 02.07.2012 работы по данному этапу выполнены на 95 %.
Оплаты по данному этапу со стороны ОАО "Дека" не производились.
Акт сдачи-приемки выполненных работ по данному этапу N ДИТ01408 на 199 500 руб. направлен ответчику для подписания 27.08.2012, им не подписан.
Стороны 27.02.2012 согласовали перечень дополнительных работ N 1 к договору от 07.11.2011N ВН-У-9278, которым предусмотрели выполнение работ на 203 000 руб. в срок 10 - 15 рабочих дней с наиболее поздней даты: подписания настоящего перечня работ и даты поступления предоплаты.
Платежным поручением от 13.03.2012 N 1130 ОАО "Дека" внесло предоплату за выполнение дополнительных работ в размере 101 500 руб., что составляет 50 % стоимости работ по перечню.
Акт сдачи-приемки выполненных работ по перечню дополнительных работ N ДИТ01365 направлялся ответчику для подписания 26.06.2012 и 27.08.2012, до настоящего времени не подписан.
Согласно отчету о состоянии проекта на 02.07.2012 работы по перечню дополнительных работ выполнены на 100 %.
По расчету истца, задолженность ответчика за выполненные работы составила 2 798 451 руб. Истец также начислил и предъявил пени в размере 251 923 руб. 63 коп. за период с 01.02.2012 по 10.10.2012.
ОАО "Дека" направило ООО "ДиалогИТ" письмо от 22.08.2012, которым известило истца об отказе от договора и его расторжении в одностороннем порядке в связи с многократными фактами нарушений со стороны исполнителя.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
ОАО "Дека" предъявило встречный иск о взыскании с ООО "ДиалогИТ" 2 670 369 руб. задолженности и 1 219 887 руб. неустойки за период с 25.06.2012 по 07.11.2012, ссылаясь на то обстоятельство, что предусмотренные договором от 07.11.2011 работы ООО "ДиалогИТ" выполняло с нарушением установленных сроков и с ненадлежащим качеством. В связи с этим ОАО "Дека" в одностороннем порядке на основании статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) расторгло договор.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал обоснованными требования ООО "ДиалогИТ" в части взыскания 2 798 451 руб. задолженности, 102 484 руб. 15 коп. неустойки, а также 66 377 руб. 89 коп. судебных расходов. Требования ОАО "Дека" суд также признал правомерными в части взыскания 47 132 руб. 60 коп. неустойки и 514 руб. 32 коп. судебных расходов. В удовлетворении остальной части первоначального и встречного исков отказал в связи с недоказанностью.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться в соответствии с условиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 717 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Суд указал, что, поскольку в тексте договора от 07.11.2011 не содержится запрет на его расторжение заказчиком в одностороннем порядке, предусмотренном статьей 717 ГК РФ, договор прекратил свое действие с момента получения ООО "ДиалогИТ" уведомления от ОАО "Дека" о его расторжении, а именно с 23.08.2012.
В силу статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
Суд первой инстанции установил, что по состоянию на 22.08.2012 ответчик не принял работы, выполненные истцом по этапам 2.4, 3.4, 3.5, перечню дополнительных работ N 1.
Согласно спецификации этапа 2.4 стороны установили срок выполнения предусмотренных в ней работ - 15 - 20 рабочих дней с наиболее поздней даты: подписания настоящей спецификации, даты поступления предоплаты и даты предоставления последнего экземпляра КИ, необходимого для загрузки данных в КПБУ и/или КПОУ.
В данном случае суд первой инстанции правомерно указал, что, поскольку спецификация этапа 2.4 подписана ОАО "Дека" 22.06.2012, после дополнительного соглашения от 15.05.2012, стороны фактически установили новый срок выполнения работ по этапу 2.4 по сравнению с согласованным в дополнительном соглашении.
ОАО "Дека" не внесло предоплату по этапу 2.4. Общий срок выполнения работ (29.10.2012) на момент расторжения договора не наступил. Срок выполнения работ по этапу по состоянию на 22.08.2012 не истек.
Поэтому суд первой инстанции в решении указал, что расторжение договора со ссылкой на нарушение сроков выполнения работ по этапу 2.4 является неправомерным.
Суд установил, что работы по этапам 3.4 и перечню дополнительных работ N 1 предъявлены истцом к приемке до расторжения договора, но не приняты ответчиком в связи с невозможностью проверки их результата до принятия работ по этапу 2.4.
Согласно отчету о состоянии проекта на 04.07.2012 работы по этапу 3.5 выполнены на 95 %, выполнение работ по обучению пользователей в таком объеме связано с подписанием ответчиком актов сдачи-приемки работ не по всем этапам.
Работы по этапам 2.1 - 2.3, 3.1 - 3.3 ответчиком приняты, до их принятия договор не расторгнут, поэтому суд пришел к правомерному выводу о том, что ОАО "Дека" не имеет права ссылаться на нарушение сроков выполнения данных работ как на основание для отказа от договора.
Суд также не принял ссылку ответчика на ненадлежащее качество выполненных работ.
Фактически все доводы подателя жалобы в этой части направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовых основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
В силу статьи 711 ГК РФ основанием для возникновения у заказчика обязательства по оплате работ являются сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов выполненных работ.
Отказ заказчика от принятия выполненных работ может служить основанием для отказа в их оплате, если мотивы отказа будут признаны обоснованными.
По условиям договора в течение пяти рабочих дней после завершения работ исполнитель подготавливает и предоставляет заказчику акт сдачи-приемки работ.
Заказчик в течение пяти рабочих дней с момента получения акта сдачи-приемки обязан подписать и скрепить печатью данный акт либо предоставить мотивированный отказ от приемки работ в письменном виде.
В случае уклонения заказчика от подписания актов сдачи-приемки и не предоставления мотивированного отказа в письменном виде в течение пяти рабочих дней с момента их получения, работы автоматически считаются выполненными должным образом и принятыми заказчиком.
Суд установил, что промежуточный результат выполнения работ по этапу 2.4 - первоначальный вариант технического проекта на загрузку начальных данных в "1:С Управление производственным предприятием" и Технического проекта на загрузку начальных данных в конфигурацию "ИТРП: Процессное производство 8.2 для ГК "Дека", ответчик получил 22.03.2012.
В ходе приемки результатов выполненных работ у ОАО "Дека" появились замечания, процесс согласования и устранения которых стороны отражали в письменных документах.
Согласно протоколу сдачи-приемки работ от 17.07.2012 N 5, на указанную дату по этапу 2.4 у заказчика имелись замечания по пяти позициям.
В то же время суд установил, что замечания устранены, а новый акт сдачи-приемки работ по этапу 2.4 направлен ОАО "Дека" 27.08.2012, что следует из письма от 24.08.2012 N 68.
Поскольку по правилам пункта 5.5 договора ОАО "Дека" не направило ОАО "ДиалогИТ" мотивированный отказ от подписания акта от 22.08.2012 N ДИТ03740, работы по этапу 2.4 на указанную в акте сумму, считаются принятыми.
Факт получения актов о выполнении работ по этапам 3.4, 3.5 и перечню дополнительных работ N 1 ответчик в суде первой инстанции не оспаривал.
Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции правомерно указал, что ОАО "Дека" не доказало наличие существенных недостатков в выполненных истцом работах и наличие обоснованных причин отказа от подписания актов выполненных работ по этапам 2.4, 3.4, 3.5 и перечню дополнительных работ N 1.
Удовлетворяя исковые требования ОАО "ДиалогИТ" в части взыскания долга, суд обосновано указал, что договор является расторгнутым не по вине исполнителя, все выполненные по договору работы подлежат оплате в полном объеме в срок до 03.09.2012 в силу пункта 9.5 договора на основании статьи 717 ГК РФ.
Требование о частичном взыскании заявленной истцом неустойки удовлетворено на основании статьи 330 ГК РФ и пункта 10.7 договора, которым предусмотрено, что за нарушение сроков оплаты работ по этапу более, чем на 10 рабочих дней в соответствии с пунктом 2.3 при отсутствии мотивированного отказа от приемки работ со стороны заказчика, исполнитель вправе начислить и взыскать с заказчика пени в размере 0,1 % за каждый день просрочки от суммы недоплаты.
При этом суд не включил в сумму задолженности, на которую начислена неустойка, стоимость дополнительных работ, так как пунктом 10.7 договора предусмотрено начисление неустойки только за работы, выполненные по этапам, но не по перечням дополнительных работ.
Суд отказал во взыскании неустойки, начисленной за нарушение сроков промежуточной оплаты работ, так как пунктом 5 дополнительного соглашения от 15.05.2012 срок погашения имеющейся задолженности продлен до приемки работ по этапам 2.3, 3.3, 3.4, акт о приемке работ по этапу 3.4 не подписан.
По данной части решения суда истец возражений не представил.
Таким образом, исковые требования ООО "ДиалогИТ" удовлетворены частично.
В соответствии с пунктом 10.6 договора за нарушение сроков выполнения работ по этапам по вине исполнителя более чем на 10 рабочих дней от указанных в спецификации этапов, заказчик вправе начислить и взыскать с исполнителя пени в размере 0,1 % за каждый день просрочки от сумм произведенной предоплаты до дня фактического исполнения обязательства.
Суд первой инстанции установил, что ООО "ДиалогИТ" нарушило сроки выполнения работ по этапам.
При этом суд пришел к выводу о том, что неустойку за нарушение сроков выполнения работ по этапу следует начислять в размере 0,1 % от суммы предварительной оплаты, произведенной по данному этапу, а не от общей суммы предварительной оплаты по договору, так как договором предусмотрено выполнение и оплата работ отдельно по каждому этапу.
Доводы подателя жалобы относительно неправильной оценки судом первой инстанции согласованных сторонами условий выполнения работ и фактически выполненных работ и отсутствия оснований для отказа во взыскании долга и неустойки в полном объеме направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Суд первой инстанции в решении описал спорные вопросы, возникшие между сторонами, дал подробную мотивированную оценку всем представленным в их обоснование доказательствам. Правовых оснований для иных выводов у апелляционной инстанции не имеется.
Из материалов дела видно, что срок выполнения работ по этапу 2.4 в связи с отсутствием предоплаты на момент расторжения договора не истек.
Начисление неустойки за нарушение сроков выполнения работ, указанных в перечне дополнительных работ N 1, условиями договора не предусмотрено.
Исходя из вышеизложенного следует, что обоснованными признаны требования ОАО "Дека" только в части взыскания неустойки в размере 47 132 руб. 60 коп.
Требования о возмещении судебных расходов рассмотрены судом первой инстанции с соблюдением норм главы 9 АПК РФ.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 декабря 2012 года по делу N А44-7364/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дека" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Е.В. Носач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.