г. Санкт-Петербург |
|
06 мая 2013 г. |
Дело N А42-22/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Несмияна С.И., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Суворовой Т.О.,
при участии:
от истца (заявителя): представителя Блиновой А.Н., доверенность от 01.04.2013
от ответчика (должника): представителя Дивинской О.Н., доверенность от 18.03.2013 N 02-11
от 3-х лиц: 1. не яв., извещен 2. представителя Пестова А.С., доверенность от 20.12.2012 3. представителя Белоусовой М.А., доверенность от 26.07.2012 N 21-03/1 4,5 не яв., извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6079/2013) ООО "Териберские судоремонтные мастерские" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 по делу N А42-22/2012 (судья Кузнецова О.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Териберские судоремонтные мастерские"
к Министерству финансов Мурманской области
3-и лица: Администрация МО с.п.Териберка Кольского района Мурманской области, ООО "Териберский коммунальный комплекс", Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, Администрация Кольского района, ООО "Комфорт"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Териберские судоремонтные мастерские" (далее - истец, ООО "ТСРМ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (далее - ответчик, Министерство финансов) о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации убытков в сумме 51 282 795 руб. 42 коп., связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации и восстановлением жизнеобеспечения населения сельского поселения Териберка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Администрация муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района Мурманской области, Общество с ограниченной ответственностью "Териберский коммунальный комплекс", Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, Администрация Кольского района, Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт".
Решением от 01.02.3013 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права, просит решение отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика и Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области против удовлетворения возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ООО "Териберский коммунальный комплекс" согласился с доводами апелляционной жалобы.
Представители Администрации муниципального образования сельского поселения Териберка Кольского района Мурманской области, Администрации Кольского района, ООО "Комфорт" в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы уведомлены.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в ночь с 19 на 20 апреля 2009 года (20.04.2009 в 02 час. 55 мин.) в результате пожара было полностью уничтожено здание и оборудование финской котельной, принадлежащей истцу (т.6 л.д. 141-142).
Поскольку указанная котельная, находящаяся на левобережной стороне с.п. Териберка (н.п. Лодейное), являлась единственным источником теплоснабжения жилого фонда м.о. с.п. Териберка и объектов социального назначения, без отопления осталось 15 домов (400 квартир) н.п. Лодейное м.о. с.п. Териберка, школа, детский сад и больница, с проживающим населением около 850 человек, из которых 130 дети (Протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Кольского района от 20.04.2009 N 4; т.6 л.д. 145-148).
Постановлением Администрации с.п. Териберка от 20.04.2009 N 25 в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации с 07.00 часов 20.04.2009 на территории м.о. с.п. Териберка введен режим чрезвычайной ситуации (т.4 л.д. 12).
20.04.2009 Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Мурманской области было принято решение N 4, которым в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной Постановлением N 304, ситуация, сложившаяся на территории м.о. с.п. Териберка, признана как чрезвычайная ситуация муниципального характера (т.6 л.д. 134-137).
21.05.2009 Губернатором Мурманской области было издано распоряжение N 103-РГ "О штабе по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие пожара на мазутной котельной, и восстановлению систем жизнеобеспечения населения муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района", согласно которому в целях принятия срочных мер по обеспечению жизнедеятельности населения м.о. с.п. Териберка был создан соответствующий штаб (далее - Штаб), руководителем которого назначен министр энергетики и ЖКХ Микичура Г.И. (т.6 л.д. 50-52).
15.07.2009 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности истца на здание финской котельной, этажность: 1, общей площадью 285,7 кв.м (т.6 л.д. 121).
30.07.2009 ООО "ТСРМ" получило разрешение на реконструкцию здания финской котельной, а 09.12.2010 - разрешение на ввод в эксплуатацию I этапа объекта капитального строительства - "теплохозяйства", в состав которого вошли финская котельная площадью 283,00 кв.м; трансформаторная подстанция ТП-6 площадью 66,00 кв.м; дымовая труба площадью 5 кв.м; первый тепловой контур протяженность 1037 п. м; пристройки Б1 (3 кв.м), Б2 (7 кв.м); мазутопровод 1 протяженностью 70 кв.м; металлическое ограждение протяженностью 259,63 кв.м; центральный теплопункт площадью 1071 кв.м.
На основании договора подряда N 05/21 от 29.05.2009, заключенного между ООО "ТСРМ" (Заказчик) и Закрытым акционерным обществом "Управление специализированных монтажных работ" (Подрядчик), последним был проведен капитальный ремонт объекта: "Комплекс ремонтных работ в плане ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие пожара на мазутной котельной, восстановлению систем жизнеобеспечения населения муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района", а также в соответствии с пунктом 7.1. указанного договора, произведено обеспечение строительства строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием с соответствующей технической документацией (т.1 л.д. 40-47).
На основании комиссионного акта от 10.09.2010 оборудование, смонтированное в здании котельной (тепломеханические решения, электротехническая часть, отопление и вентиляция, автоматизация котельной, водоснабжение и канализация, наружные сети, пожарная сигнализация), поставлено ООО "ТСРМ" на баланс и принято к учету по стоимости в соответствии со сметной документацией.
Окончание реконструкции объекта капитального строительства "Теплохозяйство" в составе: объединенной котельной, центрального теплопункта и первого теплового контура, осуществлено 09.12.2010 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
ООО "ТСРМ" 18.02.2011 зарегистрировало право собственности на объект "Теплохозяйство" площадью застройки 1425 кв.м, инв. номер 1525, условный номер 51-51-09/001/2011-120.
Полагая, что работы по восстановлению мазутной котельной проводились в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и выполнялись за счет средств ООО "ТСРМ", тогда как, по мнению истца, должны были финансироваться за счет казны субъекта Российской Федерации - Мурманской области, ООО "ТСРМ" обратилось в суд с иском о взыскании убытков в сумме 51 282 795 руб. 42 коп.
Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Постановление 304) пришел к выводу о том, что в соответствии классификацией чрезвычайных ситуаций, изложенной в Постановлении N 304, чрезвычайная ситуация в с.п. Териберка классифицируется как чрезвычайная ситуация муниципального характера.
В решении суд указал, что действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих обязанность государства или его субъектов компенсировать юридическим лицам ущерб, причиненный им третьими лицами.
Суд отметил, что восстановленная котельная принадлежит истцу на праве собственности и, следовательно, все затраты на восстановление котельной он вложил в свое имущество, из которого извлекает доход, в том числе, посредством сдачи его в аренду Администрации муниципального образования с.п. Териберка.
По мнению суда, требование истца нельзя считать обоснованным по размеру.
Суд также обратил внимание на то, что представленные в материалы дела протоколы совещания Штаба не содержат решений, обязывающих истца осуществлять восстановление котельной (т.7 л.д. 29-97). Каких-либо актов властно-распорядительного характера, изданных руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации либо иными уполномоченными лицами, обязывающих ООО "ТСРМ" осуществлять восстановление принадлежащей ему котельной, суду не представлено, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о необоснованности заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе подлежат оставлению на истце.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 по делу N А42-22/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-22/2012
Истец: ООО "Териберские судоремонтные мастерские"
Ответчик: Минисерство финансов Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области, Мурманская область в лице Министерства финансов Мурманской области
Третье лицо: Администрация Кольского района, Администрация Кольского района Мурманской области, Администрация МО с. п.Териберка Кольского района Мурманской области, Администрация муниципального образования сельское поселение Териберка Кольского района, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, ООО "Комфорт", ООО "Териберский коммунальный комплекс"