г. Москва |
|
06 мая 2013 г. |
Дело N А41-46445/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Баженов И.М., протокол от 21.06.2012 N 10,
от заинтересованного лица: Левина Е.А., доверенность от 28.12.2012 N 03-17/479,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Московской области от 12.03.2013 по делу N А41-46445/12, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полимир" к Московской областной таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Полимир" (далее - общество, заявитель, ООО "Полимир") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Московской областной таможне Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 27.09.2012 N 10130000-399/2012 о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 43 450 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.03.2013 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением, таможня обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Как следует из материалов дела, 30.03.2012 в зону таможенного контроля склада временного хранения ООО "РотаК", в адрес ООО "Полимир" поступил товар - детские кресла моделей DIANA, HERCULES, SATURNO, NETTUNO, JUNO, прикрепляемые к сиденьям транспортных средств, общий вес брутто - 1295,3 кг, общая фактурная стоимость 13010, 80 Евро, всего 131 место.
ООО "Полимир" 03.04.2012 произведено предварительное декларирование части поступившей товарной партии (122 места) по ДТ N 10130022/030412/0002009, на которую у заявителя имелись все необходимые документы.
Весь поступивший товар (131 место) помещен на склад вверенного хранения ООО "РотаК", что подтверждается отчетом СВХ по форме ДО-1.
В результате таможенного досмотра, проведенного 09.04.2012 сотрудником отдела таможенного досмотра Истринского таможенного поста установлено, что в ДТ N 10330022/030112/0002009 не заявлен товар - автомобильные кресла, детские с пластмассовым каркасом и тканевой обивкой, общий вес 67, 4 кг (9 мест).
Усмотрев в действиях общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП, таможня 19.04.2012 в отношении общества возбудила дело об административном правонарушении, о чем вынесла соответствующее определение.
По факту выявленного нарушения должностным лицом таможенного органа в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 13.09.2012 N 10130000-399/2012, согласно которому общество не задекларировало по установленной форме товар, за что частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Определением от 13.09.2012 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 27.09.2012 на 15.00.
Копия указанного определения вместе с копией протокола об административном правонарушении получены законным представителем общества 13.09.2012.
В назначенную дату в присутствие представителя общества таможенным органом вынесено постановление от 27.09.2012 N 10130000-399/2012 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 43 450 руб. 00 коп.
Не согласившись с постановлением таможенного органа от 27.09.2012 N 10130000-399/2012, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае при декларировании поступившего товара заявитель руководствовался имеющимися у него документами, не располагая сертификатом соответствия на автокресла модели МАХIМО, во избежание нарушения действующего законодательства, общество в ДТ N 10130022/030412/0002009 заявило в таможенный орган сведения о части товарной партии, на модели которой имелся сертификат соответствия, с полным соблюдением условий пункта 2 Инструкции по заполнению ДТ. При этом в данном случае сам факт поступления товара на СВХ не означает намерение товарополучателя заявить товар к оформлению именно сразу по прибытию груза. Доказательств наличия в действиях общества события вменяемого ему правонарушения суду не представлено.
Обжалуя решение суда первой инстанции, таможня указывает, что материалами дела подтверждается факт недекларирования обществом части товаров, не заявленных в ДТ N 10130022/030412/0002009, процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена.
В судебном заседании апелляционного суда представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса.
Объективную сторону состава данного правонарушения образует невыполнение требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара).
Статьей 123 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что декларированию подлежат товары, перемещаемые через таможенную границу.
Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, в том числе в части описания товара с представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения (статьи 124, 123 ТК ТС).
В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2 статьи 179 ТК ТС).
Из материалов дела усматривается, что обществу вменяется недекларирование части партии товара по ДТ N 10330022/030112/0002009 - автомобильные кресла, детские с пластмассовым каркасом и тканевой обивкой, общий вес 67, 4 кг (9 мест). Вместе с тем таможенным органом не учтено следующее.
Согласно статье 156 ТК ТС прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (далее - места прибытия).
Статьей 158 ТК ТС установлено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
В соответствии со статьей 159 ТК ТС перевозчик при международной перевозке автомобильным транспортом, в том числе, представляет следующие документы и сведения: транспортные (перевозочные) документы; сведения о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
Статьей 160 ТК ТС установлено, что доставка товаров из места прибытия в определенное таможенным органом место, если такие товары в месте прибытия не помещены под иную таможенную процедуру или в отношении них не совершены иные таможенные операции, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Согласно статье 215 ТК ТС таможенный транзит представляет собой таможенную процедуру, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов.
При этом пунктом 2 статьи 215 ТК ТС установлено, что таможенный транзит, в том числе, применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа.
Статьей 216 ТК ТС установлено, что одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является представление транзитной декларации.
В соответствии со статей 182 ТК ТС в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы. При этом транзитная декларация, в том числе, должна содержать сведения о (об):
- наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;
- весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;
- количестве грузовых мест.
Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы. Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита (статья 225 ТК ТС).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что на всем маршруте следования автотранспортного средства товар и документы на него находились под таможенным контролем. Декларирование товара таможенным органам Таможенного союза было произведено в полном объеме (на все количество Товара из товарной партии) с момента подачи транзитной декларации при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза (при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита). Все сведения о количестве, весе и стоимости товарной партии по CMR N 126253 от 30.03.2012 и товарному инвойсу N S20/12 от 30.03.2012 были полностью известны внутреннему таможенному органу, производившему завершение процедуры таможенного транзита.
В рассматриваемом случае ООО "Полимир", располагая полной информацией о составе товарной партии по CMR N 126253 от 30.03.2012 и товарному инвойсу N S20/12 от 30.03.2012, в соответствии с положениями статьи 190 и 193 ТК ТС подало 03.04.2012 предварительную декларацию на товары, зарегистрированную внутренним таможенным органом за N 10130022/030412/0002009. При этом общество в указанной ДТ произвело декларирование части данной товарной партии, а именно: детские автомобильные сиденья (кресла) безопасности моделей DIANA, HERCULES, SATURNO, NETTUNO, JUNO, в количестве 248 штук, упакованные в 122 картонные коробки, фактурной стоимостью 12154,40 Евро, вес брутто 1208,5 кг, воспользовавшись правом, предоставленным ему пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Инструкция по заполнению ДТ), согласно которому декларант вправе заявить сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, в нескольких ДТ, подаваемых в один и тот же таможенный орган.
Товарная партия по CMR N 126253 от 30.03.2012 и товарному инвойсу N S20/12 от 30.03.2012 прибыла на склад временного хранения ООО "РотаК" в зоне действия ОТО и ТК N 2 т/п Истринский МОТ и была в полном объеме помещена на временное хранение в соответствии со статьей 169 ТК ТС, о чем свидетельствует отчет СВХ по форме ДО-1 N 10130022/050412/000538 от 05.04.2012 о принятии товаров на хранение, в котором указаны весовые, количественные и стоимостные характеристики принятой на временное хранение товарной партии.
В соответствии со статьей 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов.
Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, в срок не более 1 (одного) часа после подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, подтверждение о регистрации документов.
Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.
Частями 1, 2 статьи 170 ТК ТС установлено, что срок временного хранения товаров составляет два месяца.
По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок.
Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 (шесть) месяцев.
Согласно статье 193 ТК ТС таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах. При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу. Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза.
В силу положений статьи 185 ТК ТС таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, который как указано выше составляет два месяца и может быть продлен до четырех месяцев.
Следовательно, у общества имелось дозволенное мерами таможенного законодательства право произвести декларирование остававшегося на временном хранении товара в количестве 9 мест на свое усмотрение в рамках этого срока.
Доказательств того, что общество не выполнило требования таможенного законодательства по декларированию товара в незаявленной его части таможенным органом и при этом общество имело намерение для выпуска товара таможней не представлено.
Как правильно установлено судом первой инстанции в данном случае сам факт поступления товара на СВХ не означает намерение товарополучателя заявить товар к оформлению именно сразу по прибытию груза.
Общество не совершало каких-либо действий для выпуска иных товаром из поступившей партии. При декларировании обществом заявлены именно качественные и количественные характеристики товара который заявитель намеревался выпустить для обращения на таможенной территории России.
Доказательств того, что заявитель имел намерение к выпуску той части товара, которая находилась на СВХ и не была указана в ДТ, суду не представлено.
Пунктом 27 статьи 4 ТК ТС определено, что таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
При декларировании товаров таможенные органы осуществляют проверочные мероприятия в целях установления правомерности заявленных сведений о товаре и обеспечения правильности и полноты уплаты таможенных пошлин. Следовательно, в любом случае выпуску товара предшествует процедура его проверки (правильности декларирования). Суду не представлено доказательств того, что часть товара не декларирование которого вменено в вину общество скрывалась от таможни или иным способом утаивалась для пересечения таможенной границы.
Доводы таможни о том, что в данном случае общество обязано было в предварительной декларации указать весь товар, а впоследствии представить уточнения в целях исключения правонарушения судом не принимается. Участники внешнеэкономической деятельности вправе пользоваться дозволенными мерами таможенного законодательства в той степени, в какой это не противоречит принципам публичного права, не допуская правонарушений. Данные условия заявителем соблюдены, поскольку нормативные требования в части предварительного декларирования не нарушены.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможней не доказан факт наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в случае отсутствия состава административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.03.2013 по делу N А41-46445/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46445/2012
Истец: ООО "Полимир"
Ответчик: Московская областная таможня
Третье лицо: Московская областная таможня