г.Москва |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А40-134826/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Пронниковой Е.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 10 января 2013 года по делу N А40-134826/2012 судьи Уточкина И.Н.
по заявлению ОАО "Волжская ТГК" (ОГРН 1056315070350, 443100, г.Самара, ул.Маяковского, 15)
к МЧС России
об оспаривании действий
при участии:
от заявителя: |
Белозерцев С.О. по дов. от 04.05.2012, |
от ответчика: |
Белхароев Х.У. по дов. от 08.11.2012, |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Волжская ТГК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МЧС России об оспаривании действий по отказу в утверждении Плана проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" и Акта от 27.10.2011 об итогах проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК", выраженных в письме начальника Управления федеральной поддержки территорий МЧС России Бекова Х.И. от 18.06.2012 N 22-2-846.
Решением суда от 10.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд пришел к выводу о правомерности оспариваемого отказа, указав при этом, что в Плане ОАО "Волжская ТГК" изменилось аварийно-спасательное формирование, следовательно, он подлежит корректировке и в повторном представлении на рассмотрение в МЧС России.
ОАО "Волжская ТГК" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом автор жалобы ссылается на то, что выводы суда не соответствуют материалам дела. Считает, что действия МЧС России по отказу в согласовании Плана проведения планово-штабных учений и Акта по итогам проведения планово-штабных учений являются не соответствующими действующему законодательству РФ, поскольку противоречат положениям Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" ОАО "Волжская ТГК" был разработан План проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3, который был утвержден Заместителем председателя Правительства Саратовской области, Председателем КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области 21.10.2011, а также Временно исполняющим обязанности начальника Главного управления МЧС России по Саратовской области.
Для проверки реальности разработанного "Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на Энгельсской ТЭЦ-3" было проведено командно-штабное учение на мазутном хозяйстве Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" (Энгельсская ТЭЦ-3 является структурным подразделением Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК").
По результатам командно-штабного учения был составлен Акт об итогах проведения командно-штабного учения на мазутном хозяйстве Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" от 27.10.2011 (далее - Акт об итогах командно-штабных учений). Данный Акт был согласован с Временно исполняющим обязанности начальника Главного управления МЧС России по Саратовской области и утвержден Заместителем председателя Правительства Саратовской области, Председателем КЧС и ОПБ при Правительстве Саратовской области.
01.12.2011 ОАО "Волжская ТГК" во исполнение п. 20 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547, отправило на утверждение в адрес Председателя комиссии по организационно-методическому руководству и планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, начальнику Управления федеральной поддержки территорий письмо с приложением к нему Плана командно-штабного учения и Акта об итогах проведения командно-штабного учения на согласование.
Письмом от 18.06.2012 N 22-2-846 ОАО "Волжская ТГК" было отказано в утверждении Плана проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК" и Акта от 27.10.2011 об итогах проведения командно-штабного учения на Энгельсской ТЭЦ-3 Саратовского филиала ОАО "Волжская ТГК".
В качестве основания для отказа в утверждении указанных выше документов было указано на следующее:
- в соответствии с п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 г. N 547, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, проводятся комплексные учения, а не командно-штабные учения;
- в представленных материалах учений отсутствует информация о динамике распространения разлива, не указаны временные параметры реагирования АСФ(Н), что не дает возможность оценить реальную степень готовности АСФ к ликвидации нефтеразлива;
- Акта об итогах проведения командно-штабного учения носит общий характер без подтверждения готовности по итогам учения конкретного АСФ к ликвидации максимально возможного разлива нефтепродуктов, прогнозируемого Планом;
- недостаточность сил и средств; работники Энгельсской ТЭЦ-3 не должны привлекаться для устранения разливов нефтепродуктов.
Не согласившись с отказом в утверждении Плана проведения командно-штабного учения и Акта от 27.10.2011 об итогах проведения командно-штабного учения ОАО "Волжская ТГК" обратилось в суд.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.06.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте и заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Согласно п. 7 "Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", утвержденных Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621, одной из основных задач планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, является обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее - АСФ(Н)), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 установлено, что с целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями осуществляется прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).
Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня, отвечающего соответствующим природно-климатическим и иным особенностям территорий, целевому назначению и виду использования земель, водных объектов, участков лесного фонда, иных природных объектов, осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов, данных о составе имеющихся на объекте сил и специальных технических средств, а также данных о профессиональных аварийно - спасательных формированиях (службах), привлекаемых для ликвидации разливов (п. 6).
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" были утверждены согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти "Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (приложение к Приказу N 621 от 28.12.2004).
Согласно п. 6 Приказа N 621 от 28.12.2004 в пределах зоны действия Плана организация (независимо от форм собственности, осуществляющая разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов в соответствии с п. 2 Приказа N 621 от 28.12.2004) обязана обеспечить ликвидацию разлива нефти независимо от источника, времени разлива и места последующего нахождения разлитой нефти и нефтепродуктов.
Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613).
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304.
В соответствии с классификацией ЧС(Н) организации разрабатывают Планы соответствующие уровню возможной ЧС(Н): локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов в подсистемах РСЧС и их звеньях, Планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС(Н) (п. 14 Приказа МЧС России от 28.12.2004 N 621).
Согласно п. 4 б) "Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 613, планом ЛРН должны предусматриваться количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно - спасательных формирований.
В соответствии с п. 8 "Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 613, в целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.
В приложение N 1 к "Правилам разработки и согласования Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" приведен образец структуры Плана ЛРН, включающий раздел 4.1. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС(Н) следующего содержания:
4.1.1. Уровни реагирования.
4.1.2. Состав сил и средств, их дислокация и организация доставки в зону ЧС(Н).
4.1.3. Зоны ответственности АСФ(Н) и подразделений пожарной охраны. 4.1.4. Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС(Н).
Согласно п. 4 раздела III Приложения N 1 к Правилам разработки и согласования Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МЧС России от 28.12.2004 N 621, контроль за ходом выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н), определенных в Планах, осуществляется соответствующими контролирующими и надзорными органами исполнительной власти в ходе плановых и внеплановых проверок, а также в процессе практических действий организаций при ликвидации ЧС(Н), проведении учений и тренировок (п.8 Основных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов").
В соответствии п. 8 Основных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", в целях отработки планов на федеральном уровне проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.
В силу п. 10 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547, Комплексные учения проводятся 1 раз в 3 года в организациях, имеющих опасные производственные объекты.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, МЧС России, как контролирующий и надзорный орган исполнительной власти, письмом от 30.12.2008 N 22-2-1139 в адрес Энгельсской ТЭЦ-3 ОАО "Волжская ТГК" указало на необходимость проведения в течение первого полугодия 2009 года комплексных учений. Учитывая то, что с 30.12.2008 прошло более 3 лет, проведение комплексных учений является обязательным условием выполнения требований законодательства.
Кроме того, в Плане не представлены силы и средства ПАСФ ООО "Сервис Безопасности". Филиал N 73 ООО "Сервис безопасности", на который ссылается заявитель, находится в г. Ульяновск, пр-т. Гая, д. 90А., на отдалении 440 км. (8 ч. 48 м. езды без пробок) и не успевает в срок (4-часа).
Вместе с тем, в соответствии с подп. "м" п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" при расчете необходимого количества сил и средств должны учитываться время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
В Плане приведены силы и средства не аттестованного установленным порядком НАСФ и ВГСО ЗАО "ЦАСФ".
Согласно ст. 12 п. 2 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.
Между тем, в письме УФПТ МЧС России от 30.12.2008 N 22-2-1139 было указано на проведение комплексных учений и представление в МЧС России соответствующей информации в срок не позднее, чем до 10.07.2009.
ОАО "Волжская ТГК" провела учения в октябре 2011 года.
Согласно п. 8 постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 613 в целях отработки планов на федеральном и региональном уровнях проводятся комплексные учения или командно - штабные тренировки не реже одного раза в 2 года.
В соответствии с главой III пункта 4 Приложения N 1 Приказа МЧС России от 28.12.2004 N621 корректировка (переработка) Планов осуществляется при изменении исходных данных, влияющих на уровень и организацию реагирования на ЧС(Н), с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших эти Планы.
В виду того, что в Плане ОАО "Волжская ТГК" изменилось аварийно-спасательное формирование, он подлежит корректировке и в повторном представлении на рассмотрение в МЧС России.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм материально права, чем у суда первой инстанции, являются несостоятельными, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10 января 2013 года по делу N А40-134826/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134826/2012
Истец: ОАО "Волжская ТГК"
Ответчик: Министерство РФ по Делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице Председателя комиссии по организационно-методическому руководству и планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, Начальник Управления федеральной поддержки территорий Х. И.Бекова, МЧС России