г. Пермь |
|
06 мая 2013 г. |
Дело N А60-45503/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Усцова Л.А.,
судей Голубцовой Ю.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя - ФГУП "Экран": Канюков И.А. по доверенности от 30.05.2012, паспорт,
от заинтересованного лица - ТУ Росимущества в Свердловской области: Казаева О.А. по доверенности N АЗ-19745/03 от 20.12.2012, паспорт,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
ФГУП "Экран",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 марта 2013 года по делу N А60-45503/2012,
принятое судьей Киреевым П.Н.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" (ОГРН 1026604952956, ИНН 6660000329) сокращенное наименование - ФГУП "Экран"
к ТУ Росимущества в Свердловской области
о признании недействительным распоряжения, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" (далее - ФГУП "Экран") обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области о закреплении федерального казенного недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Экран" от 26.07.2012 N 534-р недействительным.
Решением арбитражного суда от 07.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГУП "Экран" обжаловало решение в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение отменить, заявление ФГУП "Экран" удовлетворить. Указывает на то, что оспариваемое распоряжение издано с нарушением требований п.4.8 типового положения о территориальных органах Росимущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в ред. приказа Минэкономразвития России от 06.04.2012 N 186), письма Росимущества от 10.10.2006 N ЛП-08/23957. Настаивает на отсутствии у Теруправления полномочий на издание данного распоряжения. Поясняет, что заинтересованное лицо в нарушение установленного порядка не получило согласие ФГУП "Экран" на закрепление за предприятием недвижимого имущества.
По утверждению заявителя, индивидуальные характеристики объектов, указанные в распоряжении, не соответствуют действительности, требуют уточнения. В отсутствие данных документов объекты недвижимости невозможно идентифицировать, внести в реестр федерального имущества и зарегистрировать право хозяйственного ведения. Между тем регистрация права хозяйственного ведения возможна только после соответствующей регистрации права собственности РФ, либо после получения выписки из реестра федерального имущества.
Полагает, что закрепление за предприятием названного в распоряжении имущества повлечет необходимость осуществления значительных материальных затрат на его содержание и восстановление, приведет к серьезному ухудшению финансового состояния предприятия.
ТУ Росимущества в Свердловской области доводы апелляционной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснило, что действовало строго в рамках своих полномочий. Обратило внимание суда на то, что передаваемое предприятию имущество по своему составу и закрепляемому праву соответствует Уставу заявителя и цели создания предприятия. Основанием для закрепления за предприятием недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения является протокол совещания от 24.05.2012, Устав ФГУП, Положение о федеральном Агентстве, утв. Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008, Положение о ТУ Росимущества, утв. Приказом Росимущества N 63 от 05.03.2009.
Заинтересованное лицо считает несостоятельной ссылку заявителя на письмо Росимущества N ЛП-08/23957, поскольку документ не является нормативно-правовым актом и его положения не имеют обязательный характер.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 26.07.2012 ТУ Росимущества в Свердловской области издано распоряжение N 534-р "О закреплении федерального казенного имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ЭКРАН".
ФГУП "Экран", ссылаясь на то, что распоряжение Управления от 26.07.2012 N 534-р издано с нарушением действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч.ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
В пункте 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с п. 5.21 названного Положения Росимущество закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества.
На основании п. 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Типовому положению о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - ФАУГИ), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В Свердловской области территориальным органом ФАУГИ является управление, которое действует на основании Положения, утвержденного приказом Росимущества N 63 от 05.03.2009.
В силу п. 4.1 Положения об управлении управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим лицам.
В п. 4.10 данного Положения указано, что управление закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными казенными предприятиями.
Основанием для закрепления на праве хозяйственного ведения объектов ЗС ГО за Федеральным государственным унитарным предприятием по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" является протокол совещания от 24.05.2012, Устав предприятия, Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008, Положение о ТУ Росимущества в Свердловской области, утвержденное Приказом Росимущества N 63 от 05.03.2009.
Из содержания Устава ФГУП "Экран" видно, что предприятие создано в целях удовлетворения потребностей субъектов имущественных правоотношений в результатах его деятельности и получения прибыли от деятельности Предприятия, не противоречащей законодательству Российской Федерации и названному Уставу, исходя из необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации.
Для достижения перечисленных выше целей в п. 2.3 Устава перечислены виды деятельности ФГУП "ЭКРАН".
Согласно п. 3.5 Устава источниками формирования имущества предприятия являются, в том числе имущество, переданное предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Собственником имущества является Российская Федерация, которая и распорядилась им через государственный орган, имеющим на то полномочия (Росимущество). При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность заинтересованного лица запрашивать согласие предприятия на передачу ему имущества на праве хозяйственного ведения.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, а также то обстоятельство, что только ФГУП "ЭКРАН" на территории Свердловской области имеет техническую возможность осуществлять обслуживание имущества гражданской обороны, апелляционный суд констатирует, что переданное предприятию в хозяйственное ведение имущество по распоряжению N 534-р имеет прямое (непосредственное) отношение к деятельности предприятия.
Кроме того, материалами дела подтверждено правомочие ТУ Росимущества в Свердловской области по передаче федерального имущества в хозяйственное ведение предприятию, а также на издание оспариваемого распоряжения от 26.07.2012 N 534-р.
Довод заявителя жалобы о том, что названное распоряжение издано с нарушением требований подп. ф' п.4.8 типового Положения, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 (в ред. приказа Минэкономразвития России от 06.04.2012 N 186), а также п. 4.10 Положения (в ред. От 23.11.2011), опровергается материалами дела (л.д. 37).
Ссылка заявителя жалобы на письмо Росимущества от 10.10.2006 N ЛП-08/23957 "О перечне документов, необходимых для принятия решения о закреплении недвижимого и движимого имущества" является несостоятельной, поскольку, как верно указало Теруправление, письмо носит рекомендательный характер.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа исполнительной власти запрашивать согласие предприятия на передачу ему имущества на праве хозяйственного ведения. Кроме того, оспариваемое распоряжение основано, в том числе, на результатах совещания в территориальном управлении ФАУГИ (протокол от 24.05.2012), на котором предприятие не возражало против передачи ему имущества. Данное обстоятельство заявителем документально не опровергнуто.
Ссылка предприятия на то, что в оспариваемом распоряжении отсутствуют сведения о регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемые объекты, данные технической инвентаризации, кадастровых паспортов на объекты ЗС ГО, индивидуальные характеристики объектов, сведения о балансовой (остаточной) стоимости объектов, в связи с чем указанные объекты недвижимости невозможно идентифицировать, внести в реестр федерального имущества и зарегистрировать право хозяйственного ведения предприятия, правомерно не принята судом первой инстанции во внимание.
Из оспариваемого распоряжения видно, что передаваемые объекты недвижимого имущества поименованы с указанием реестрового и инвентаризационного номеров, имеются данные об адресах этих объектов и об их площади. Такие данные позволяют идентифицировать объект и (при наличии воли) не создают препятствий для приема имущества, переданного ему распоряжением.
Спорные вопросы передачи документации на объекты недвижимого имущества, если таковые возникнут, могут быть разрешены в установленном законом порядке. Эти обстоятельства (в данном случае) не являются юридически значимыми.
Вопросы регистрации права и перехода права на объекты подлежат разрешению в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не влияют на разрешение рассматриваемого вопроса.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона "О государственных и муниципальных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ Федеральное государственное унитарное предприятие (в данном случае ФГУП "Экран") создано для использования имущества, приватизация которого запрещена, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации.
Учитывая стратегическую важность деятельности ФГУП "Экран", для финансирования мероприятий по приемке, оформлению и обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, дополнительным средством финансирования должен стать оборонный заказ, вступление в соответствующую государственную программу МЧС РФ и т.п., что не противоречит п. 2.2 Устава, в соответствии с которым специальным видом деятельности предприятия является его участие в проводимых Росимуществом или другими органами государственной власти, а также иными заинтересованными организациями в мероприятиях и работах по разработке и реализации государственных, региональных и совместных целевых федеральных программ по вовлечению в хозяйственный оборот федерального имущества.
Приказом N 575 от 21.07.2005 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" утвержден порядок использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" ЗС ГО в мирное время могут использоваться в интересах экономики обслуживания населения.
С учетом изложенного заявитель может в дальнейшем извлекать для себя прибыль от переданного имущества (например, путем сдачи имущества в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным распоряжения ТУ Росимущества в Свердловской области от 26.07.2012 N 534-р.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Решение суда отмене не подлежит, госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Свердловской области от 07 марта 2013 по делу N А60-45503/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран" (ОГРН 1026604952956, ИНН 6660000329) из федерального бюджета 1000 (одну тысячу) руб. госпошлины, излишне уплаченной по апелляционной жалобе платежным поручением N 313 от 18.03.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.А. Усцов |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-45503/2012
Истец: ФГУП по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области