г. Ессентуки |
|
12 апреля 2013 г. |
Дело N А63-16861/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу N А63-16861/2012 (судья Быкодорова Л.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью научно-производственная компания "Альфа", г. Ростов-на-Дону, ОГРН 1096195004366,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508,
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница", г. Ставрополь; Комитет Ставропольского края по государственному заказу, г. Ставрополь; ООО "Медицинская дезинфекция", г. Москва,
о признании недействительным решения по делу N РЗ-748-2012 от 04.10.2012;
о признании недействительным предписания по делу N РЗ-748-2012 от 04.10.2012;
при участии в судебном заседании:
от ООО научно-производственная компания "Альфа" - Гаранжа А.И. по доверенности от 08.10.12 N 921 и Симонян О.А. по доверенности от 01.03.13 N 32;
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью научно-производственная компания "Альфа", г. Ростов-на-Дону (далее - общество, ООО НПК "Альфа") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее - Управление) о признании недействительными решения по делу N РЗ-748-2012 от 04.10.2012 и предписания по делу N РЗ-748-2012 от 04.10.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУЗ СК "Ставропольская краевая детская клиническая больница", г. Ставрополь; Комитет Ставропольского края по государственному заказу, г. Ставрополь; ООО "Медицинская дезинфекция", г. Москва.
Решением суда от 14.02.2013 требования ООО НПК "Альфа" удовлетворены. Решение от 04.10.2012 N РЗ-748-2012 и предписание от 04.10.2012 по делу N РЗ-748-2012 N 243 признаны недействительными.
Не согласившись с таким решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда от 14.02.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующими файлом размещена 21.03.2013 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившего в силу 01.11.2010).
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949 ст. ст. 268 - 271#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 АПК РФ#S, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, государственный заказ на право заключения гражданско-правового договора с ГБУЗ СК "Краевая детская клиническая больница" путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200002812003345 на поставку дезинфицирующих средств, приказом комитета от 12 сентября 2012 года N 01-08/3812 был размещен на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов "www.zakupki.gov.ru" на основании утвержденной государственным заказчиком документации в соответствии с Положением о взаимодействии комитета Ставропольского края по государственному заказу и государственных заказчиков Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 08 июня 2006 года N 342.
В Управление от ООО "Медицинская дезинфекция" направлена жалоба от 27.08.2012 исх. N 27/08/12-ст в которой указывается на незаконность отказа аукционной комиссии в допуске ООО "Медицинская дезинфекция" к участию в ОАЭФ, оформленного протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок от 25.09.2012 N 0121200002812003345-1.
На основании указанной жалобы Управлением было возбуждено дело N РЗ-748-2012 и проведена внеплановая проверка, в результате которой Управлением вынесено решение, которым жалоба ООО "Медицинская дезинфекция" признана необоснованной, действия ГБУЗ СК "Ставропольская краевая детская клиническая больница" признаны нарушившими требование части 3.1 статьи 34 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку исходя из совокупных характеристик требуемых средств такие средства может поставить только один участник размещения заказа.
Комитету Ставропольского края по государственному заказу и ГБУЗ СК "Ставропольская краевая клиническая детская больница" было выдано предписание по делу N 243, которым в десятидневный срок со дня его получения заказчику было предписано:
- торги в форме отрытого аукциона в электронной форме N 0121200002812003345 на поставку дезинфицирующих средств - аннулировать;
- извещение о проведении отрытого аукциона в электронной форме N 0121200002812003345 - отменить;
- протокол рассмотрения первых частей заявок от N 2578-ЭА от 25.09.2012 г. - отменить;
- протокол рассмотрения вторых частей заявок от N 2578-ЭА от 25.09.2012 г. - отменить;
- аукционную документацию на поставку средств дезинфицирующих привести в соответствие с требованиями части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов;
- размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200002812003345 на поставку средств дезинфицирующих при необходимости провести повторно.
Основанием для выводов о наличии в действиях заказчика нарушений действующего законодательства о размещении заказов явился факт того, что исходя из совокупных характеристик требуемых в аукционной документации открытого аукциона в электронной форме N 0121200002812003345 на поставку средств дезинфицирующих такие средства может поставить только один участник размещения заказа.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием управления, общество обжаловало их в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1-3.2, 4.1-6 статьи 34 названного Закона.
В части 1 статьи 34 Закона указано, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Согласно части 2 статьи 34 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.
В силу части 3.1 статьи 34 Закона документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 данной статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В техническом задании аукционной документации в графе "наименование товара" заказчику требуется: Форэкс-хлор дисолид или эквивалент, Фориклин-софт или эквивалент, Форизим или эквивалент, Секусепт-Актив или эквивалент, Форисепт-софт гель или эквивалент, Форисепт-софт колор 2 или эквивалент, Форимикс-мид или эквивалент, Форимикс-окси или эквивалент с указанием характеристик, используемых для определения эквивалентности.
Таким образом, данные требования установлены заказчиком в соответствии с его потребностями и нормами закона, поскольку ни закон, ни иные нормативные правовые акты не содержат понятия "ограничение участников размещения заказа" и не указывают, какие именно требования к товару могут повлечь ограничения количества участников размещения заказа.
Довод управления о невозможности поставки эквивалента, так как заказчиком установлены такие требования к товару, которые влекут ограничение количества участников размещения заказа правомерно отклонен судом первой инстанции, так как в техническом задании указан предмет поставки или эквивалент с указанием функциональных характеристик, следовательно, иной эквивалент соответствующий установленным заказчиком требованиям к товару, подлежит признанию соответствующим требованиям аукционной документации, и не влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В документации об аукционе содержится указание на дезинфицирующие средства, которые сопровождаются словами "или эквивалент".
Из материалов дела следует, что в информационном письме Научно-Исследовательского института дезинфектологии Роспотребнадзора N 10-05/749 от 3 ноября 2010 года содержится разъяснение, согласно которого эквивалентными могут считаться дезинфицирующие средства, имеющие одинаковые свойства (в частности, активность, безопасность, стабильность, моющие свойства и др.) и одинаковую сферу применения, т.е. могут полностью заменить друг друга, при этом могут иметь различный состав и массовое содержание действующих веществ и функциональных добавок.
Из письма следует, что при определении эквивалентности дезинфицирующих средств при проведении аукционов на поставку в государственные бюджетные учреждения и другие организации, эквивалентными могут считаться средства, имеющие одинаковые свойства, в частности, активность, безопасность, стабильность, моющие свойства и др. и одинаковую сферу применения, то есть могут полностью заменить друг друга. При этом они могут иметь различный состав и массовое содержание действующих веществ и функциональных добавок. Изложенная позиция согласуется со сложившейся судебной практикой, отраженной в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-287/2012 от 31.08.2012.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что представленные заявителем в материалы дела эквиваленты дезинфицирующих средств соответствовали техническому заданию заказчика.
Судом первой инстанции установлено, что у двух препаратов не может быть точного соответствия в составе и концентрации действующих веществ, поэтому препараты выбираются по группам входящих действующих веществ (например: спирты, альдегиды, четвертичные аммонийные соединения (ЧАС), третичные амины и т.д.). Из материалов дела N РЗ-748-2012 не установлено, что у заявленных госзаказчиком препаратов не имеется эквивалентов. Данный довод заказчика управлением не исследован и не опровергнут в судебном порядке.
Как следует из информации, представленной ГБУЗ СК "Ставропольская краевая детская клиническая больница" у заявленных препаратов имеются эквиваленты, сходные с техническими характеристиками других дезинфицирующих средств, например:
- Аналогом средства "Форэкс-хлор дисолид" могут быть таблетки массой от 2.85г., в состав которых входит дихлоризоцианурат натрия (содержание активного вещества не менее 44.0%). Эквивалент - "Део-Хлор Люкс";
- Аналогом средства "Фориклин-софт" Аналогом антибактериального мыла "ФОРИКЛИН-СОФТ" могут быть любые другие мыла с содержанием антимикробной добавки в виде четвертичных аммонийных соединений. Эквивалент - "ЖИДКОЕ МЫЛО ВЕЛТОСФЕР";
- Аналогом средства "ФОРИЗИМ" может быть любое жидкое концентрированное моющее средство на основе ферментов амилаза и протеаза, имеющие в составе комплекс анионных и неионогенных ПАВ - не менее 20.0%. Эквивалент - "Энзимосепт";
- Аналогом средства "Секусепт-Актив" могут быть любые средства в виде порошка, содржащие перборат натрия не менее 50.0%. Эквивалент - "Хелипур Ультра";
- Аналогами средства "Форисепт-софт гель" будут препараты, представляющие собой гелеобразную жидкость на основе высокоочищенной антимикробной добавки из класса ЧАС-0,1%, в составе которых нет производных фенола, третичных аминов, гуанидина. Эквивалент - "Химитек антисептик гель";
- Аналогом средства "ФОРИСЕПТ-СОФТ КОЛОР 2" может быть жидкий спиртовой антисептик, готовый к применению, содержащий антимикробную добавку. Эквивалент - "Тримицин ОП";
- Аналогом "ФОРИМИКС-МИД" могут быть любые концентрированные средства на основе полимера с гидрохлоридом (ПГМГ), комплекса ЧАС 4-го поколения не менее 20.0%. Эквивалент - "Абсолюцид энзим";
- Аналогами средства "ФОРИМИКС-ОКСИ" могут быть другие препараты, содержащие в своем составе перекись водорода, композиции ЧАС и производное гуанидина. Эквивалент - "Абсолюцид ЛИКВИД".
Заказчиками в документации об аукционе определены конкретный состав дезинфицирующих средств (качественные характеристики товара) и форма его выпуска (с указанием объема), что соответствует требованиям части 2 статьи 34 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. При этом в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в аукционной документации заказчиками указано, что участники размещения заказа вправе предложить к поставке эквиваленты изделия, но при условии, что эти замены по существу равноценны или превосходят по качеству (техническим характеристикам) изделия, указанные в документации об аукционе.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что из положений документации об аукционе не следует, что конкретному участнику торгов созданы преимущественные условия, указаний на конкретного производителя товара аукционная документация не содержит. В данном случае в число потенциальных участников торгов входят все производители и поставщики определенных лекарственных препаратов. Указанный выше вывод суда соответствует позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, отраженной в Определении ВАС РФ от 07.04.2010 N ВАС-3470/10 по делу N А76-4634/2009-63-91.
Пункт 2 статьи 34 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами. При этом заказчика Закон не обязывает при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим дезинфектантам. Таким образом, любые другие лица, представляющее продукцию, технические и функциональные характеристики которой соответствуют технической документации и требованиям заказчика, могли принять участие в данном аукционе.
На основании вышеизложенного, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод управления о наличии в действиях заказчика нарушений Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ как не основанный на законе и фактических обстоятельствах дела, в техническом задании заказчика отсутствовали требования, ограничивающие количество участников размещения заказа.
Оспариваемым решением и предписанием Управление установило факт нарушения госзаказчиком законодательства о размещении заказов, отменив возможность заключить обществу контракт на условиях и в сроки, предлагаемые заказчиком при применении установленной заказчиком аукционной документации, что фактически нарушило права общества на заключение контракта с заказчиком в установленный срок, а также явилось препятствием для осуществления предпринимательской и экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования общества.
Иные доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу N А63-16861/2012.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.02.2013 по делу N А63-16861/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16861/2012
Истец: ООО научно-производственная компания "Альфа"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница", Комитет Ставропольского края по госзаказу, Комитет Ставропольского края по государственному заказу, ООО "Медицинская дезинфекция", Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю