г. Владивосток |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А51-21681/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владавто"
апелляционное производство N 05АП-2088/2013
на решение от 25.12.2012 года
по заявлению открытого акционерного общества "Владавто" (ИНН 2540011089, ОГРН 1022502262111, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 31.10.2002) к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007) третьи лица: Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Приморскому краю о признании незаконным действия
при участии:
от открытого акционерного общества "Владавто" (далее по тексту - "ОАО "Владавто"): Дёмина А.Ю., представитель по доверенности от 10.09.2012, сроком действия один год; паспорт;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: Бутенко Е.А., представитель по доверенности от 09+.01.2013 N 20/05/02-05/16; паспорт;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Грачёва А.Ю., представитель по доверенности от 19.12.2012 N 27/1-1-3602, сроком действия до 31.12.2013; удостоверение N 3777;
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Приморскому (далее по тексту - "ФБУ Кадастровая палата" по Приморскому краю) - не явилось;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Владавто" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), выразившихся в отказе письмом от 09.06.2012 N 29/02-02-13/12147 в предоставлении ОАО "Владавто" в собственность земельного участка площадью 16 574 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул. Крыгина, 23 и обязании Департамента в месячный срок со дня принятия судом решения принять решение о предоставлении обществу земельного участка площадью 16 574 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул. Крыгина, 23, и направить обществу проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что сам по себе факт наличия красных линий в пределах испрашиваемого земельного участка не указан законодателем в качестве безусловного основания для отказа в предоставлении его в собственность. Законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, ограниченных красными линиями. Единственное исключение сводится к случаям резервирования таких земель для государственных или муниципальных нужд. Однако, сведения о резервировании спорного земельного участка либо какой-то его части не отражены ни в кадастровом паспорте земельного участка, ни в его кадастровом деле. Также в кадастровом паспорте отсутствуют сведения об изъятии или ограничении в обороте испрашиваемого земельного участка, а также иные сведения, свидетельствующие о запрете на его приватизацию.
Таким образом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, отказ Департамента в предоставлении обществу земельного участка, основанный на том, что часть земельного участка, площадью 474 кв.м. ограничена красными линиями, является противоречащим действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ОАО "Владавто" доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента на доводы апелляционной жалобы возразила по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на доводы апелляционной жалобы также возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по Приморскому краю", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя учреждения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В судебном заседании Департаментом заявлено ходатайство о правопреемстве в связи с проведенной реорганизацией. В соответствии с постановлениями Администрации Приморского края от 25.10.2012 N 294-па и от 05.12.2012 N 374-па Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края реорганизован в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Лица, присутствовавшие в судебном заседании, не возражали против процессуального правопреемства.
Руководствуясь статьями 48, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации коллегия апелляционного суда определила произвести процессуальное правопреемство и заменить Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края на его правопреемника - Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Из материалов дела судом установлено, что открытое акционерное общество "Владавто" является собственником объектов недвижимости: двухэтажного здания общей площадью 206,7 кв.м. (стр.6), одноэтажного здания общей площадью 507,7 кв.м. (стр.9), одноэтажного здания общей площадью 203 кв.м. (стр.5), одноэтажного здание (стр.1) общей площадью 13242,5 кв.м. с подвалом, цокольным этажом, чердаком и двумя одноэтажными пристройками (стр.2,3), расположенных на земельном участке по адресу: г. Владивосток, ул.Крыгина, 23, о чем выданы свидетельства о праве собственности от 16.12.98 N 0016229, 0016230, 0016239, 0016238.
Постановлением администрации города Владивостока от 16.08.2000 N 1546 открытому акционерному обществу "Владавто" предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование из земель городской застройки земельный участок площадью 16574 кв.м по адресу: г. Владивосток, ул.Крыгина, 23 для дальнейшей эксплуатации таксопарка. Согласно пункту 2 данного постановления на части земельного участка площадью 474 кв.м. установлены красные линии автомагистрали.
26.12.2000 земельный участок площадью 16547 кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:020037:67, разрешенное использование - для дальнейшей эксплуатации таксопарка. Согласно сведениям о частях земельного участка и обременениях часть земельного участка площадью 474 кв.м. находится в красных линиях.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.12.2000 N 0185108 право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул.Крыгина, 23, зарегистрировано.
19.04.2012 общество обратилось в Департамент с заявлением (вх.N 29-11890) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 16574 кв.м по адресу: г. Владивосток, ул.Крыгина, 23 для дальнейшей эксплуатации: двухэтажного здания общей площадью 206,7 кв.м (стр.6), одноэтажного здания общей площадью 507,7 кв.м (стр.9), одноэтажного здания общей площадью 203 кв.м (стр.5), одноэтажного здание (стр.1) общей площадью 13242,5 кв.м. с подвалом, цокольным этажом, чердаком и двумя одноэтажными пристройками (стр.2,3), расположенных на земельном участке по адресу: г. Владивосток, ул.Крыгина, 23.
09.06.2012 письмом N 29/02/02-13/12147 Департамент отказал обществу в предоставлении на праве собственности испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 17.02.2012 N 25/00-12-18891, часть земельного участка площадью 474 кв.м., входящая в состав испрашиваемого земельного участка, ограничена красными линиями, в связи с чем в соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" и с учетом пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен на праве собственности. Департамент предложил оформить данный земельный участок в аренду.
Не согласившись с отказом Департамента, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно части 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - "Федеральный закон N 137-ФЗ") права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ).
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ), которая в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. ч. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ).
При этом красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков в составе земель общего пользования.
В абз. 4 п. 4 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" Пленумом Высшего Арбитражного суда РФ дано разъяснение о том, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использовании его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В рассматриваемом случае судом установлено, что согласно схеме границ земельного участка, утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 16.08.2000 N 1546, часть испрашиваемого земельного участка площадью 474 кв.м. расположена в границах красных линий автомагистрали.
Кроме того, согласно фрагменту схемы границ территории общего пользования в соответствии с Генеральным планом г. Владивостока, утвержденного решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, часть испрашиваемого земельного участка находится в красных линиях автодороги.
В соответствии с имеющимся в материалах дела фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока, часть испрашиваемого земельного участка входит в зону объектов автомобильного транспорта (Т-3) и пересекает существующую автодорогу.
Наличие на части испрашиваемого земельного участка красных линий, подтверждается также топографической съемкой земельного участка, заверенной специалистом Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока 18.07.2011, согласно которой красные линии автодорог нанесены по материалам Генерального плана Владивостокского городского округа.
Как верно указано судом первой инстанции, с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка общество обратилось 19.04.2012, то есть после утверждения Думой г. Владивостока Генерального плана Владивостокского городского округа.
Поскольку красные линии существующей автодороги нанесены по материалам Генерального плана развития города до обращения общества как собственника недвижимости 19.04.2012 с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, то, учитывая положения абз. 4 п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суд РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", данное обстоятельство является безусловным основанием для отказа департамента в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, наличие в постоянном (бессрочном) пользовании общества сформированного земельного участка и отсутствие сформированного земельного участка под автомобильной дорогой правового значения не имеет.
Также не может учитываться наличие в границах земельного участка, принадлежащих заявителю объектов недвижимости, поскольку действующее законодательство устанавливает прямой запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, находящихся в границах красных линий, в связи с чем действия департамента, выраженные в отказе в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, являются правомерным и не нарушает прав заявителя.
Довод заявителя о нарушении исключительных прав общества на приобретение спорного земельного участка обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку ограничение на предоставление в собственность земельного участка в границах красных линий установлено законом в общественных и государственных интересах.
Ссылка заявителя на техническое обследование объектов и территории для их нормальной эксплуатации, выполненное ООО "Монолит", правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку на территории города Владивостока красные линии предусмотрены Генеральным планом г.Владивостока, утвержденным решением Думы г.Владивостока, в связи с чем иные документы, в том числе техническое обследование объектов и территории, не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии на земельном участке красных линий.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая отсутствие противоречий в границах красных линий на части испрашиваемого земельного участка в фрагменте карты территориального зонирования в соответствии с Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, в топографической съемке спорного земельного участка, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для предоставления обществу спорного земельного участка на праве собственности.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Департамента в предоставлении в собственность земельного участка в границах красных линий соответствует закону, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы, отсутствуют.
Излишне уплаченная ОАО "Владавто" при подаче апелляционной жалобе по платежному поручению N 9 от 22.01.2013 на сумму 2000 рублей госпошлина в сумме 1000 рублей в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, с учетом абзаца 2 пункта 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.12.2012 года по делу N А51-21681/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Владавто" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным получением N 9 от 22.01.2013 при подаче апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21681/2012
Истец: ОАО "Владавто"
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата " по Приморскому краю)